Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н. И. Болдырев считал, что «включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств». (Болдырев, 2015)
В художественной литературе обучающиеся легко выражают контрастные эмоции, особенно когда они чувствуют героя своего рода читателя, но они тяжело следят за развитием чувств, замечают и выражают небольшие чувства. Способность фиксировать состояние эмоционального состояния и делать его объектом осознания и установить динамику его развития находится в ближайшем развитии школьников и принимается во внимание при выборе учебного материала.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Суть образовательного процесса заключается не только в приобретении знаний и навыков, но и во вхождении в культурное поле, развитии культурной среды, а также приобретении культурного пространства.
Культурное поле – это личное пространство личности человека, где потребности, ценности, мотивы, интерес и активная деятельность, позволяют создавать культурное поле у младшего школьника.
У учителя, главная задача побудить младшего школьника к выходу в культурное поле. Для этого используются различные методы и приемы на уроках литературного чтения. Если младший школьник активно проявляет себя в учебном процессе, у него формируются мотивы и потребности в получении новых знаний и умений, так же формируются интересы и ценности – а это и есть культурное поле личности.
Период активного развития мотивационной сферы приходится на младший школьный возраст. Для учеников младших классов важно найти в обучении чтению заинтересованность и эмоциональность в произведениях. Следовательно, младшему школьнику необходимо предлагать произведения, которые способны его поразить при чтении. Особенностью восприятия текста у младшего школьника, является фотографичность. Учителю, необходимо всегда направлять ученика на осмысления текса и на установление причинной–следственных связей.
Для развития у младшего школьника оценочного отношения к поступкам героев произведений, необходимо формировать читательские умения, умения воспринимать образ героев, умение видеть позицию автора и так же умение выражать своё собственное мнение.
Поэтому формирование культурного поля для младшего школьного возраста на уроке8 литературы может быть осуществлено путем изучения произведений искусства, анализа действий героев и их поступков.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Педагогический опыт формирования культурного поля младших школьников на уроках литературного чтения
Основной целью изучения литера.туры является привлечение уча.щихся к бога.тству художественных произведений, а. та.к же ра.звитие у них эстетического воспита.ния и восприятия литера.турных явлений и явлений жизни, отра.женных в литера.турных произведениях, и формирова.ние на. этой основе культурного поля у уча.щихся мла.дших кла.ссов.
Для достижения поста.вленной цели литера.турного обра.зова.ния на. урока.х чтения необходимо:
1. За.нима.ться чтением и изучением выда.ющихся отечественных и мировых произведений;
2. Формирова.ть у мла.дших учеников зна.ния и умения, которые обеспечивают освоение художественных ценностей, а. та.к же зна.комят с искусством слова.;
3. Ра.звива.ть эмоциона.льную культуру личности, социа.льно–зна.чимого отношения к миру и искусству;
4. Формирова.ть высокие эстетические вкусы и потребности;
5. Ра.звива.ть на.выки гра.мотного свободного вла.дения литера.турной речью.
В поле внима.ния на.чина.ющего чита.теля должны ока.за.ться:
-
эстетическа.я природа. художественного произведения; -
а.вторское отношение к окружа.ющему миру; -
нра.вственные проблемы, волнующие писа.теля.
Ситуа.ции, созда.ва.емые на. урока.х, должны быть на.пра.влены на. то, чтобы;
-
Ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литера.турным героем; -
Учился бы верить, дружить, любить, а.на.лизирова.ть неа.деква.тные ситуа.ции.
«Учитель на. уроке ста.вит за.да.чу и цель: через соотношение с человеческими истина.ми за.крепить в созна.нии, душе уча.щихся ва.жные нра.вственные за.поведи: не согреши, не лука.вь, не иди на. сделку со своей совестью. На. урока.х литературного чтения ра.ссма.трива.ются через изучение произведения та.кие понятия ка.к добро, зло, смирение, искушение и формируются та.кие нра.вственные ка.чества.: дружба., помощь, ответственность и т.д.» (ссылка)
Л.И.Матвеева утверждает, что «чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей» (Васильева, 2014, 54).
Очень важно обратить внимание детей на проявление добра, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности.
В.А. Сухомлинский считал, что «хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивает их мышление, воображение, речь, нравственные качества: никто так не организует поведение учащихся и не воспитывает их волю, как эмоционально воспринятые и глубоко осмысленные художественные образы». (Дереклеева, 2003, 62).
Чтение литературных произведений на уроках – это один из самых важных факторов формирование культурного поля у младшего школьника.
Литературное произведение, отображающее образы реальности, воздействует на мышление, эмоции и фантазию ученика младших классов, а также имеет конкретное влияние на их поведение.
Богатым источником переживаний, а также внутреннего опыта – это уроки литературного чтения. Они помогают созданию обогащению картины читателя, позволяют ученику в процессе анализа произведений приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимание и вырабатывать оценку происходящему, следовательно, формировать культурное поле школьника.
Школьники переносят свои чувства к другим людям на героев в литературных произведениях. Такой процесс может порождать сильные эмоции и связи на интеллектуально-эмоциональном уровне, которые способствуют развитию нравственных качеств. Младшие школьники могут не иметь четких представлений о содержании определенных нравственных качеств, и здесь у учителя возникает задача помочь им понять проявление качеств в литературных героях или сверстниках. Это поможет понять цели, смысл поведения и нравственные результаты.
Таким образом, на уроках литературного чтения, при анализе литературных произведений, происходит формирование культурного поля у младшего школьника, а насыщенность уроков разными приемами и методами – верное средство для данного развития.
Для выявления уровня сформированности культурного поля у младших школьников необходимо использовать произведения разных видов и анализировать их.
Рассмотрим в таблице 2.1. литературные произведения, которые изучаются во втором классе, во втором полугодие.
Таблица 2.1.
Автор произведения | Название произведения | Формирующиеся ценности |
Э.Н. Успенский | “Чебурашка” “ Над нашей квартирой” “Если был бы я девчонкой” “Память” | Интерес к окружающему миру, умение общаться с людьми. Уважительное отношение к собеседнику и желание помочь ему. Готовность выслушать и поддержать других. Целеустремленность и заботливость по отношению к окружающим. Способность радовать людей своим юмором. |
В. Драгунский | “Тайное становиться явным” | Эти качества включают: честность, доверие, искренность, милосердие, правдивость, возможность прощения, совесть и мужество. |
Г. Остер | “Будем знакомы” | Вежливость. Искренность. Доброжелательность. |
Английские народные песни | “Перчатки” “Храбрецы” | Юмористичность. Доброжелательность. Озорство. Скромность. |
Шарль Перро | “Кот в сапогах” | Бескорыстие. Отсутствие завести. Трудолюбие. Смекалистость. Верность. |
Ганс Христиан Андерсен | “Огниво” | Прямолинейность. Смелостью, Решительностью. Щедрость. |
Французская народная песня | “Сюзан и мотылёк” | Трудолюбие. Ответственность. Положительное отношение к учёбе. |
Немецкая народная песня | “Знают мамы, знают дети” | Трудолюбие. Ответственность. Бережность. |