Файл: Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства
1.1 Развитие художественных навыков учащихся пейзажной живописи
1.2 Произведения живописи как средство нравственного воспитания младших школьников
Глава 2. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа
2.1. Анализ методов и приемов обучению рисования на занятиях
2.3 Методические рекомендации «Методы и приемы обучения рисованию на занятиях
по изобразительному искусству с детьми младшего школьного возраста»
На занятиях в группе, где возраст детей варьируется от 6 до 8 лет было проведено занятие по рисованию с натуры натюрморта из нескольких предметов и двух видов драпировок. Как известно в школе просто нет возможности рисовать сложные постановки натюрморта несколько занятий, как это происходит в художественных студиях. Вот поэтому в дополнительном образовании у детей есть огромная возможность получить знания и навыки по рисованию с натуры. Дети часто ошибаются в расположении предметов относительно их угла зрения или просто срисовывают у рядом сидящих учащихся, не осознавая, что у них на рисунке должно быть по-другому. Только когда я подошла и каждому помогла с построением композиции - с наброском натюрморта справились. Приступаем к работе в цвете. И вот тут еще один подводный камень - дети не хотят и не умеют пользоваться палитрой. Вообще палитрой может служить небольшой кусок бумаги, картона, доски, стекла на котором смешивают краски во время работы. В нашем случае, при работе акварелью лучше, что это был кусок бумаги из альбома ребенка, то есть одинаковой структуры. В начале учебного года и в течение обучения я всегда рекомендую родителям покупать для рисования, если не специальную бумагу для акварели, то хотя бы альбомы с плотными листами.
При рисовании натюрморта необходимо заострить внимание на сравнивании предметов - что больше, что меньше, что ближе и что дальше от глаз учащегося. Очень часто надо просто подвести ребенка близко к постановке, что бы он внимательно рассмотрел форму предметов. Как известно, в классическом натюрморте должен присутствовать передний план (край стола), задний фон, и плоскость, на которой находятся предметы. У младших учащихся с разбивкой натюрморта на плоскости тоже очень много ошибок и путаницы. Они могут нарисовать линию края стола почти под предметом и недоумевают, когда я им объясняю, что у них нарисовано, так как будто яблоко вот- вот упадет со стола.
-
Рисунок - упражнение «Веселая мозаика».
Для развития навыков смешивания цветов и умения пользоваться палитрой, было разработано занятие - упражнение «Веселая мозаика». При помощи простого карандаша на листе бумаги хаотично рисуется своеобразная сетка и учащимся предлагается заполнить ячейки сетки красками, но не больше двух ячеек для одного цвета или оттенка. На занятии дети используют акварель и белую гуашь. Дети с удовольствием смешивают краски и восторгаются цветом, радуясь тому, что у них получается. С этим занятием - упражнением смогут справиться дети даже 5 лет.
Рисунок в смешанной технике «Сирень и незабудки».
Понять определение заднего плана, переднего плана и фона натюрморта может помочь занятие в смешанной технике «Сирень и незабудки». Это занятие рассчитано на 90 минут. Учащиеся работают на двух листах: вертикальном и горизонтальном. Используем акварель, белую гуашь, кисточки и ватные палочки. Работа ведется поэтапно, под контролем педагога. На вертикальном листе рисуется карандашом набросок вазы и две линии, определяющие разделение плоскостей натюрморта. Гроздья сирени и несколько листьев обозначаются легким контуром. На горизонтальном листе набрасывается контур низкой вазы и легкие очертания букета незабудок. На этом листе проводится лишь одна линия - разделяющая верхний фон и нижний. Почему два рисунка? Очень многие дети используют много воды и надо просто время для высыхания красочного слоя для следующего этапа работы. Первым этапом работы пишется фон и выделяются цветом разные плоскости на натюрморте на горизонтальном и вертикальном листах. Второй этап - рисуем вазы по возможности пытаясь придать объём. Затем листья и потом закрашиваем синим цветом пятно, где должен быть букет незабудок и соответственно фиолетовым цветом гроздья сирени на вертикальном формате. И самый последний этап, скорее относящийся к декоративному рисованию, чем к живописи. При помощи белой гуаши и ватных палочек наносим точки имитирующие соцветия сирени и незабудок. Рисование ватными палочками или пуантилизм очень полезное для любого ребенка занятие. Ведь, чтобы сделать хороший рисунок, надо проявить и терпение, и аккуратность, и кропотливость. Кроме того, детям это очень нравится, и делают они это с увлечением при условии хорошего наглядного пособия (рисунков). Занятие по рисованию ватными палочками то же должно быть в самом начале программ по изобразительной деятельности. Практически на каждом занятии приходится бороться с таким явлением как надписи на рисунках. Дети часто пытаются озвучить слова своего героя, но чаще просто пишут свое имя. Всегда прошу не писать никаких надписей, а если есть необходимость подписи ставить её на обратной стороне листа. Почти все детские рисунки имеют одни и те же ошибки. Самые характерные это: нет отступа от края листа и солнышко в углу листа в виде треугольника. Я пытаюсь объяснить: зачем нужен отступ от края, на примере оформления рисунка в рамку. Беру такой «неправильный» рисунок
вставляю в рамку и демонстрирую детям, что солнышко почти не видно, а у девочки на рисунке «отрезало» ноги. Ребята соглашаются, но напоминать надо регулярно иначе ошибки снова возникают.
-
Рисунок для развития творческого воображения «Нарисуй своё!».
Очень интересное занятие можно провести с использованием карточек с цветовыми овальными пятнами разного размера и цветовой насыщенности. Педагог раздает приготовленные им карточки с пятнами неопределенной формы и предлагает подумать, что в них можно увидеть. Каждому ребенку по очереди предоставляется слово и идет общее обсуждение. И здесь главное заинтересовать детей и похвалить учащихся проявляющих наибольшее участие. Итогом такого занятия получаются очень интересные рисунки - в основном дети ассоциируют цветовые пятна с героями мультипликационных и художественных фильмов.
-
Рисунок в технике «Гриффонаж» «Морской мир».
Замечательное занятие в технике «Гриффонаж» можно провести, как для младших школьников (6 - 8 лет) так и для детей среднего школьного возраста (9 - 10 лет). Суть занятия в том, что детям предлагается найти и нарисовать рыбок и морских животных на листе с каракулями. Учащиеся не сразу понимают, что от них хотят и тут обязательно нужна помощь и подсказка педагога. Но зато потом увлекаются и изрисовывают не один лист. Рыбки и морские животные раскрашиваются красками или карандашами, затем вырезаются и наклеиваются на нарисованный фон. Фон предлагается нарисовать на усмотрение ребенка: это может быть просто вода, или морское дно с камнями и водорослями, а может это аквариум. Это занятие всегда проходит с неизменным успехом, все учащиеся с ним справляются. Они проявляют фантазию и в рисунках можно увидеть и черепах, и дельфинов и даже фантастических морских животных.
Заключение
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.
У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.
Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.
Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.
Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.
Список использованных источников
-
Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография / Л.А. Буровкина; Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГОУ ВПО МГПУ). – М.: МГПУ, 2011. – 320 с. -
Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: Монография / В.М. Дубровин. – М.: МГПУ, 2011. – 150 с. -
Дятлева Г.В. Мастера пейзажа: История развития пейзажного жанра // Режим доступа: http: // www.art-katalog.com/russian/74/30/3 -
Кузина Е.Н. Примерная программа и методическое пособие для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, - Тула, 2001. -
Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл.: пособ. для учит. / О.В. Осторовскя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 276 с. -
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1999. -
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/разр. под рук. и ред. народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2005. - С. 141. -
Флерина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей/ Е.А. Флерина // Дошкольное воспитание, 2009. - № 7. - С. 8-13. -
Пути и средства повышения качества художественного образования и нравственного воспитания: Межвузов. сб. научно-метод. тр. / Отв. В.В. Корешков. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – Вып. 2. – 293 с. -
Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1972. - 287 с.