Файл: Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Нравственное воспитание младших школьников средствами искусства
1.1 Развитие художественных навыков учащихся пейзажной живописи
1.2 Произведения живописи как средство нравственного воспитания младших школьников
Глава 2. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа
2.1. Анализ методов и приемов обучению рисования на занятиях
; выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательский метод направлен на развитие у школьников самостоятельности, фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения. Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на уроке важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими приемами могут быть: игра; сюрпризный момент; просьба о помощи; поощрение, музыкальное сопровождение. Большое значение в развитии изображения природы отводится слову. Именно словом необходимо не только описать изображаемую ребенком природу, но и охарактеризовать особенности. Для этого на уроках изобразительного искусства широко используются выставки, посвященные изображению пейзажа, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы о природе.
Таким образом, в процессе обучения учащихся начальной школы изображению пейзажа, целесообразно использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.
Успешное обучение пейзажной живописи детей младшего школьного возраста зависит от того, какие методы и приемы используются в процессе обучения. В этом процессе активную роль играет педагог – творческий наставник, от уровня подготовки которого, его профессиональных качеств и художественной культуры зависит результативность работы. Существует множество методов и приемов преподавания изобразительного искусства. Каждый художник – педагог должен руководствоваться теми методами и приемами в своей работе, которые наиболее близки ему [4, c. 118].
Анализ процесса изобразительной деятельности можно свести к следующим элементам оценки способностей детей:
1.Характер линии:
а) линии: слитные; линия прерывистые; дрожащие;
б) нажим: средний; сильный; слабый ;
в) раскрашивание (размах): мелкие штрихи; крупные штрихи-движения; беспорядочные линии (мазки);
г) регуляция силы нажима: способность ребенка регулировать силу нажима; не всегда способность регулировать силу нажима; отсутствие способности регулировать силу нажима.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватность/неадекватность/отсутствие способностей.
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится к заданию.
3.Уровень самостоятельности:выполнение рисунка самостоятельно / потребность в помощи небольшая/ постоянная помощь в процессе рисования.
4.Творчество:оригинальное изображение/ самостоятельное творчество / стремление к раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
Таблица 1 - Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (оценка по 5-бальной шкале)
Наибольше всего дети умеют отображать строение фигур в рисунке, по этому показателю набрано больше всего балов (39). На втором месте стоит отражение форм (37 баллов). Третье место занимают: Отражение пропорций (35 баллов) и Передача движений (35 баллов). Меньше всего развиты навыки формирования композиции (34 балла).
Представим полученные показатели более наглядно:
Рисунок 1 – Динамика набранных баллов между девочками и мальчиками
Согласно представленным данным, наиболее приспособленные к рисованию являются девочки.
Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.
– Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?
Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.
– Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)
– Правильно, лист сирени похож на треугольник.
– На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
– Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
– Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие
по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.
– Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.
– Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)
– Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.
Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
– Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
Итоги урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся. Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника. Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев. Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.
3. Обобщение по теме. Рефлексия. Коммуникативные УУД.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)
4. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
После данного урока получены следующие показатели:
Таблица 2 - Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (оценка по 5-бальной шкале)
После проведенного урока, навыки рисования у детей улучшились.
На первом месте теперь стоит возможность создавать композиции (46 баллов).
Второй место делят способности: Создавать пропорции (45 баллов) + Передача движений (45 баллов).
Третье место занимает способность: Придавать форму элементам (44 балла) + Создавание строение в рисунке (44 балла).
Представим полученные показатели более наглядно:
Рисунок 2 – Динамика набранных баллов между девочками и мальчиками
Показатели способностей изобразительного рисунка у мальчиков и девочек практически выравнились.
Представим теперь изменения, для большей наглядности, для каждого ребенка:
Рисунок 3 – Сравнение показателей «До» и «После»
В среднем умение владеть техникой рисования у детей выросли на 25%, среди группы. Больше всего можно увидеть увеличение способностей у Васи Д. (14 б. = 22 б.) и Юры Д. (17б. = 24 б.).
Такие процессы тестирования и обучения преследуют следующие задачи:
- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по изобразительному искусству;
- выявление уровня способность к обучению;
- выявление уровня способностей самоконтроля при выполнении учебных заданий
Предметные результаты уроков по рисованию:
1) развитие способностей к рисованию, развитие творческой деятельности ребенка;
2) развитие художественного восприятия, способность оценки создаваемого рисунка;
3) владение элементарными способностями создавать образ и воссоздавать его.
Исследовательский метод направлен на развитие у школьников самостоятельности, фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения. Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на уроке важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных приемов. Такими приемами могут быть: игра; сюрпризный момент; просьба о помощи; поощрение, музыкальное сопровождение. Большое значение в развитии изображения природы отводится слову. Именно словом необходимо не только описать изображаемую ребенком природу, но и охарактеризовать особенности. Для этого на уроках изобразительного искусства широко используются выставки, посвященные изображению пейзажа, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы о природе.
Таким образом, в процессе обучения учащихся начальной школы изображению пейзажа, целесообразно использовать следующие методы и приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, педагогическая драматургия, пластика, театр, игра.
Успешное обучение пейзажной живописи детей младшего школьного возраста зависит от того, какие методы и приемы используются в процессе обучения. В этом процессе активную роль играет педагог – творческий наставник, от уровня подготовки которого, его профессиональных качеств и художественной культуры зависит результативность работы. Существует множество методов и приемов преподавания изобразительного искусства. Каждый художник – педагог должен руководствоваться теми методами и приемами в своей работе, которые наиболее близки ему [4, c. 118].
2.2 Исследование замера уровня живописных навыков
Анализ процесса изобразительной деятельности можно свести к следующим элементам оценки способностей детей:
1.Характер линии:
а) линии: слитные; линия прерывистые; дрожащие;
б) нажим: средний; сильный; слабый ;
в) раскрашивание (размах): мелкие штрихи; крупные штрихи-движения; беспорядочные линии (мазки);
г) регуляция силы нажима: способность ребенка регулировать силу нажима; не всегда способность регулировать силу нажима; отсутствие способности регулировать силу нажима.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
-
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности; -
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); -
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется).
б) оценка ребёнком созданного им изображения: адекватность/неадекватность/отсутствие способностей.
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится к заданию.
3.Уровень самостоятельности:выполнение рисунка самостоятельно / потребность в помощи небольшая/ постоянная помощь в процессе рисования.
4.Творчество:оригинальное изображение/ самостоятельное творчество / стремление к раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
Таблица 1 - Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (оценка по 5-бальной шкале)
№ | Ф.И. ребёнка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | Передача движения | Общее кол-во баллов |
1 | Оля К. | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 20 |
2 | Петя В. | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 18 |
3 | Вася Д. | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 14 |
4 | Юля Ж. | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 17 |
5 | Олеся К. | 4 | 5 | 3 | 3 | 4 | 19 |
6 | Коля В. | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 20 |
7 | Василиса А. | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 19 |
8 | Лена Р. | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 19 |
9 | Юра Д | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 17 |
10 | Олег К. | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 17 |
Итого баллов по критериям | 37 | 39 | 35 | 34 | 35 | | |
Возможное высшее число | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
Наибольше всего дети умеют отображать строение фигур в рисунке, по этому показателю набрано больше всего балов (39). На втором месте стоит отражение форм (37 баллов). Третье место занимают: Отражение пропорций (35 баллов) и Передача движений (35 баллов). Меньше всего развиты навыки формирования композиции (34 балла).
Представим полученные показатели более наглядно:
Рисунок 1 – Динамика набранных баллов между девочками и мальчиками
Согласно представленным данным, наиболее приспособленные к рисованию являются девочки.
Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.
– Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.
Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?
Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.
– Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)
– Правильно, лист сирени похож на треугольник.
– На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)
– Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.
– Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие
по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.
– Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.
– Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)
– Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.
Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.
– Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
– Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
Итоги урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся. Личностные УУД проявляются в авторском стиле юного художника. Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит изменения в рисунок.
– Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев. Коммуникативные УУД: умение рассуждать о художественных особенностях рисунков, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Расширение навыков общения в процессе игровых ситуаций, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, ценителя искусства.
3. Обобщение по теме. Рефлексия. Коммуникативные УУД.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)
– Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)
4. Уборка рабочего места.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.
Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.
После данного урока получены следующие показатели:
Таблица 2 - Сводная таблица оценок, полученных детьми по каждому критерию и показателю (оценка по 5-бальной шкале)
№ | Ф.И. ребёнка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | Передача движения | Общее кол-во баллов |
1 | Оля К. | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 24 |
2 | Петя В. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
3 | Вася Д. | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 22 |
4 | Юля Ж. | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 23 |
5 | Олеся К. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
6 | Коля В. | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 22 |
7 | Василиса А. | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 22 |
8 | Лена Р. | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 22 |
9 | Юра Д | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 24 |
10 | Олег К. | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 20 |
Итого баллов по критериям | 44 | 44 | 45 | 46 | 45 | | |
Возможное высшее число | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |
После проведенного урока, навыки рисования у детей улучшились.
На первом месте теперь стоит возможность создавать композиции (46 баллов).
Второй место делят способности: Создавать пропорции (45 баллов) + Передача движений (45 баллов).
Третье место занимает способность: Придавать форму элементам (44 балла) + Создавание строение в рисунке (44 балла).
Представим полученные показатели более наглядно:
Рисунок 2 – Динамика набранных баллов между девочками и мальчиками
Показатели способностей изобразительного рисунка у мальчиков и девочек практически выравнились.
Представим теперь изменения, для большей наглядности, для каждого ребенка:
Рисунок 3 – Сравнение показателей «До» и «После»
В среднем умение владеть техникой рисования у детей выросли на 25%, среди группы. Больше всего можно увидеть увеличение способностей у Васи Д. (14 б. = 22 б.) и Юры Д. (17б. = 24 б.).
Такие процессы тестирования и обучения преследуют следующие задачи:
- выявление уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по изобразительному искусству;
- выявление уровня способность к обучению;
- выявление уровня способностей самоконтроля при выполнении учебных заданий
Предметные результаты уроков по рисованию:
1) развитие способностей к рисованию, развитие творческой деятельности ребенка;
2) развитие художественного восприятия, способность оценки создаваемого рисунка;
3) владение элементарными способностями создавать образ и воссоздавать его.