Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
Также волеизъявлением граждан (ч.2 статьи 130 Конституции. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.) Возможно и в других формах , хоть об этом и не говорится в Конституции. Это: собрание избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Также как и общегосударственными референдумами , возможны референдумы на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления . Порядок в котором проводятся референдумы, в Российской федерации, установлен Федеральным констиционным законов “ О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 19996 г.. Нынешняя Конституция и Федеральный конституционный закон запрещают частое использование референдумов в государственной жизни на федеральном уровне .
Другая форма визуализирования воли народа - свободные выборы .
Выборы - это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования . Они имеют смысл только тогда , когда являются свободными , предоставляют гражданам возможность выбирать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не подделываются , фальсифицируется . Периодические выборы - главная основа конституционного строя и высшей легитимности власти .
(легитимность-политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны или государства, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве или стране институтам власти, признание их правомерности.).
Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов образует избирательное право, являющееся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные.
Порядок выборов в Государственную Думу определен Федеральным законом (1995 г.). Порядок выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с Федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом и законами субъектов РФ.
Осуществление Суверенитета через органы Государственной власти и местного самоуправления
Органы Государственной власти
Формой опосредованного осуществление власти народа приходятся органы государственной власти и органы местного самоуправление. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан. Возможность граждан России выражать свою волю в процессе и и работы органов государства закрепляется Конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей.
Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.
Народное волеизъявление является базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно как бы интегрировано в право. Конечно же, народ сам непосредственно определяет законодательную власть потому, что представительные органы напряму. избираются народом, гражданами. Но все же воля народа, как таковая , остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей потому, что они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства. Эта форма выражения воли народа косвенная, однако, она тем не менее достаточно легитимна.
В итоге , предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляются как прямо, так и косвенно. Она носит разноплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Органы местного самоуправления
Местное самоуправления это еще одна из форм выражения власти народа. Оно может и должно осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. По общему правилу население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Только в экстренных ситуациях, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав на осуществление местного самоуправления .
Конституция РФ содержит специализированную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст 130-133). Но ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст.12), а кроме того, содержится в ст. 8,9,15,24,32,33,40,43,46,68 Основного Закона . Правовая база получили весьма веское укрепление в 19996 году. Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления”,Федерального закона “ О Финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г., Федерального закона “ Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”. Однако В большинстве субъектов РФ приняты собственные законы.
С моей точки зрения наибольшее значение имеют представленные ниже конституционные положения :
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В Конституции РФ содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так , оказывается ,что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:
Управление муниципальной собственностью;
Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
Установление местных налогов и сборов;
Осуществление охраны общественного порядка;
Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
Право на судебную защиту;
Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
Запрет на ограничение прав местного самоуправления .
Так как органы самоуправления находятся вне системы органов государственной власти , Конституция РФ допускает наделение этих отдельными полномочиями . Если все же такая ситуация случается им передаются все необходимые материальные и финансовые средства , а реализация полномочий и расход средств - контролируется государством.
Разделение органов государственной власти и местного самоуправления не означает, что государство отказывает местному самоуправлению в своей поддержке. Закон обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Выводы
Необходимо отметить, что первоисточником власти является ничто иное как суверенитет народа. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Народ, в силу естественного права, заложенного в само понятие народного суверенитета , в праве оказать сопротивление , выразить свое недовольство любой попытке насильственного свержения конституционного строя.
Суверенитет народа тесно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом и заключается его смысл , его сущность . Верховную власть народа , в демократическом государстве, нельзя представить как власть, осуществляемую отдельными людьми, отдельными гражданами. Но все же , народ осознает себя как носителя суверенитета лучше только в отдельно взятые периоды общественного развития , в конституционно обусловленных формах ( выборы , референдумы). К сожалению народ никогда не бывает един в своем мнении. Этому способствуют различные интересы социальных групп . Поэтому отличать реализаци. суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти бывает очень трудно. Юридические принципы помогают здесь лишь в малой степени.