Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие судебной системы
Судебная система представляет собой совокупность судов, которая построена согласно с поставленными перед ними целями и задачами и их компетенцией. Конституция РФ является основополагающим актом, который в общих чертах определяет суть судебной системы России[1].
В статье 118 Основного закона говорится, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом . Конституция РФ и федеральные конституционные суды определяют судебную систему. Не допускается образование чрезвычайных судов. В настоящее время важную роль имеют также положения статей 125- 127 Конституции РФ. В них говорится о месте, которое занимают высшие суды в целом в судебной системе, а также место всех других судов, которые подчиняются им.
Статья 125 определяет статус Конституционного Суда РФ. В ней изложены его цели и задачи как судебного органа, который призван регулировать конституционность законов и прочих правовых актов. Данному суду отведено особое место. Никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ ему напрямую не подчиняются. Но стоит отметить, что его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на общую судебную практику, а также на практику других правоохранительных органов .
1.2 Структура судебной системы
В общей сложности структура судебной системы определяется нормами не только Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона о судебной системе, Закона об арбитражных судах, Закона о мировых судьях, Закона о военных судах.
Подсистемами (блоками) федеральных судов являются[2]:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых им осуществляется судебный надзор:
- федеральные суды общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды.
В ведение судов общей юрисдикции передано рассмотрение преобладающего большинства дел, которые разрешаются в судебном порядке.
Чаще всего их также именуют «гражданскими», «гражданскими (общими)» или «общими (гражданскими)» судами .
Отдельную ветвь судов общей юрисдикции создают военные суды. Они не относятся к числу гражданских (общих) судов, так как ими осуществляется судебная власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба .
Эти специализированные суды включают в себя:
- гарнизонные военные суды;
- окружные (флотские) военные суды;
- суды Военной коллегии, которые являются одним из основных подразделений Верховного Суда РФ .
Конституция РФ и иное действующее законодательство предполагает возможность формирования в системе судов общей юрисдикции и других специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам, административных судов) пока только обсуждается без каких-то фактических результатов.
Судебные инстанции в Российской Федерации являются единой структурой, которая состоит из нескольких направлений. Система судов РФ по состоянию на 2018 год представлена в Приложении 1 (см. Приложения). Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения Конституции РФ (глава 7) и Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы.
В Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ закреплены базовые принципы работы судебной системы, такие как:
- единство системы;
- соблюдение правил судопроизводства;
- применение существующих законов;
- обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны;
- единство статуса судей;
- существование судов разных уровней;
- самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).
В том числе в законе установлена иерархия и разграничена сфера деятельности судов РФ в общей системе. В настоящее время в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:
- в отдельную ветвь отнесены арбитражные суды;
- дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции
- военные суды;
- в зависимости от характера дела у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции.
Подобное разделение базируется на специфике споров, которыми занимаются те или иные суды. Общий уровень разделения – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции представляет собой следующую структуру:
а) Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2018 году в системе арбитражных судов действовало 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных[3]. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
б) Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий - сюда входят гражданские, административные, уголовные дела. В свою очередь существуют разные уровни иерархии. От того, какой спор рассматривается, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. К примеру, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция. Высшей инстанцией, которая ставит точку в рассмотрении того или иного дела, является Верховный суд РФ. Дела рассматривают несколько коллегий:
а) Апелляционная коллегия. Эта структура занимается проверкой дел, которые Верховный суд РФ рассматривал в качестве первой инстанции. Обжаловать судебный акт этой коллегии в порядке кассации можно в Президиум Верховного суда РФ.
б) Судебная коллегия по экономическим спорам. Коллегия выполняет функции второй кассационной инстанции в арбитражных спорах.
в) Судебная коллегия по административным делам.
г) Судебная коллегия по уголовным делам.
д) Судебная коллегия по гражданским делам.
е) Судебная коллегия по делам военнослужащих.
К тому же, существует Дисциплинарная коллегия, пересматривающая решения квалификационных судебных коллегий о дисциплинарных мерах в отношении того или иного судьи. Президиум Верховного Суда РФ выступает заключительной инстанцией для рассмотрения любого спора и рассматривает дела в порядке кассации либо надзора, в зависимости от характера дела .
Кроме того, функционирует Пленум Верховного Суда РФ. Этот орган проверяет судебную практику и интерпретирует: - применение тех или иных норм права; - способы разрешения споров разного типа; - иные подобные вопросы. Отдельной структурой в системе судов является Конституционный Суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о конституционности правовых актов. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции.
В 2019 году в судебной системе России произойдут изменения. 29 июля 2018 был принят закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции - Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Данный закон был подготовлен по инициативе Пленума Верховного Суда РФ (Постановление от 13.07.2017).
В 2019 году начали работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Они являются судами межрегионального уровня. Данные суды рассматривают в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д.
2. РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
2.1 Система федеральных судов
Рассмотрим особенности судебная системы РФ после реформы в 2019 году, согласно Федеральному конституционному закону от 29 июля 2018 года № 1-ФКЗ, можно увидеть на рисунке (см. Приложение 2).
а) В компетенцию новых апелляционных судов общей юрисдикции входит рассмотрение дел в качестве апелляционного суда по представлениям и жалобам на судебные акты Верховного Суда Республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа принятого ими в качестве суда первой инстанции и не вступившего в законную силу.
В полномочия данных судов входят дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационным судам общей юрисдикции подведомственны дела по представлениям на судебные акты и жалобам, которые вступили в силу, так и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Рассматриваются дела в кассационном порядке. По судебным актам первой инстанции - мирового и районного суда, апелляционная инстанция все осталось без изменений.
Например, если спор рассматривался мировым судьей, то апелляция должна быть подана в районный суд. Далее решение может быть обжаловано непосредственно в Кассационном суде общей юрисдикции (первая кассация), а затем подана жалоба в коллегию Верховного суда (вторая кассация). Апелляционная жалоба подается в коллегию областного суда при условии, что спор в первой инстанции был рассмотрен районным судом.
Далее работа проводится по тому же принципу, что и с мировым судьей: жалоба должна быть подана в Кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а затем подана жалоба в Верховный суд (вторая кассация).
Апелляционная жалоба подается в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационная жалоба - непосредственно в Кассационный суд общей юрисдикции, в случае, когда дело в первой инстанции рассматривалось областным судом.
Как и прежде, дела во второй апелляции рассматриваются в коллегии Верховного суда. Последней инстанцией по всем вышеперечисленным делам непосредственно Президиум Верховного суда.
Возраст заместителей председателя Конституционного и Верховного судов, председателя районного Арбитражного суда и кассационного суда общей юрисдикции продлен. Вместо 70 лет теперь предельный возрасту 76 лет. Председатели апелляционных судов общей юрисдикции и кассационных судов общей юрисдикции, исключение составляют военные суды, были назначены на должность со дня вступления в силу закона – 30 июля 2018 года соответственно[4].
Председатели апелляционных и кассационных судов имеют право занимать свои должности не более двух сроков подряд. Судья назначается на должность председателя нового апелляционного и кассационного суда еще на один срок при условии, что он исполнял обязанности председателя два раза подряд до 30 июля 2018 года.
Условием формирования кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции является то, что со дня назначения на должность количество судей соответствующего суда составляет не менее половины. Решение о том, с какого срока эти суды начнут функционировать, будет принимать Пленум Верховного суда .
б) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Верховные Суды Республик, краевые, областные суды, суда городов федерального значения, суды автономного округа, суды автономной области действуют в составе[5]:
- председателя суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, количество которых определяется Президентом Российской Федерации, состоит из председателя, заместителя Председателя Президиума и других судей соответствующего суда.
К полномочиям президиума суда относится право утверждать из ряда судей соответствующей судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономного округа и суда автономной области .