Файл: ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ (Понятие судебной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время все федеральные суды и мировые судьи обязаны соблюдать правила и процедуры, установленные федеральными законами. Решения, вынесенные этим судом, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации являются окончательными. Эти решения не имеют право пересматривать другие суды.

Жалобы заинтересованных лиц также не отменять решения конституционных (уставных) судов. Никакие другие государственные органы не имеют права отменять решение суда, которое было объявлено и вступило в законную силу.

Но законодательство многих республик устанавливает случаи, когда можно пересматривать решения конституционных судов. Например, если в деле были обнаружены новые существенные обстоятельства, неизвестные на момент принятия решения. Если произошло изменение конституционной нормы, на основании которых было принято решение.

б) Мировые суды являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и относятся к единой судебной системе Российской Федерации. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела в качестве суда первой инстанции. Свою деятельность мировые судьи осуществляют в пределах судебного района на судебных участках.

Порядок назначения (избрания) мирового судьи следующий:

- назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, который устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Мировой судья назначается (избирается) на срок, который устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более пяти лет.

- в случае повторного и последующего назначения (избрания) на должность мирового судьи, мировой судья назначается (избирается) на срок, который устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее пяти лет. Если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи - 70 лет.

Мировой судья в первой инстанции рассматривает:

а) уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышает трех лет лишения свободы. Такие дела подсудны ему в соответствии с частью 1 статьи 31 Уголовно процессуального кодекса;


б) дела о судебных приказах;

в) случаи развода, если между супругами нет спора о детях;

г) дела о разделении между супругами совместно нажитого имущества, если цене иска не превышает пятьдесят тысяч рублей;

д) прочие дела, которые возникают из семейных и правовых отношений.

Исключениями являются дела об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства), об усыновлении ребенка, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и другие дела о спорах о детях и дела об аннулировании брака;

е) дела по имущественным спорам. Исключениями являются дела о наследовании имущества и дела, которые возникают из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, если цене иска не превышает пятидесяти тысяч рублей;

ж) дела об определении порядка пользования имуществом;

з) дела об административных правонарушениях в пределах компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, которые приняты им в первой инстанции и вступили в силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебная власть – одна из трех ветвей единой государственной власти.

Судебная обладает следующей спецификой:

1) она не издает нормативно-правовых актов, подобно законодательной и исполнительной ветвям власти, а применяет право, созданное ими;

2) она осуществляет правоприменение в строгой процессуальной форме;

3) судебную власть могут осуществлять не все граждане (как законодательную и исполнительную при избрании или назначении в соответствующие органы), а лишь специально подготовленные (с юридическим образованием) и отвечающие другим высоким требованиям государственные чиновники - судьи, наделенные полномочиями в особом порядке;

4) если функции законодательной и исполнительной власти уполномоченные граждане исполняют временно, в течение ограниченного срока полномочий, то судьи, как правило, исполняют свои функции пожизненно;

5) судебная власть носит обеспечительный характер - обеспечивает нормальное функционирование законодательной и исполнительной властей, служит им опорой, обеспечивает исполнение их решений и порядок в обществе.

Судебную власть осуществляют только специализированные государственные органы - суды, образующие соподчиненную иерархию. На нижней ступени находятся суды самой мелкой административно-территориальной единицы, например района, а также мировые судьи, рассматривающие незначительные дела; далее располагаются суды более высоких инстанций либо более крупных административно-территориальных единиц; высшая судебная инстанция большинства судебных систем - Верховный суд.


Традиционными видами судопроизводства являются: конституционное, гражданское, уголовное, административное. К предмету изучения конституционного права относится деятельность конституционной и частично административной юстиции. Конституционная юстиция рассматривает споры, связанные с определением соответствия принятых законов конституции, нарушением прав и свобод граждан, толкованием конституции. Она осуществляется, как правило, конституционным судом.

Создание новых апелляционных судов, организационно обособленных от нижестоящих и вышестоящих судов, должно способствовать обеспечению независимости судей и даст возможность гражданам пользоваться преимуществами системы правосудия. В то же время, данная реформа имеет ряд спорных аспектов.

Во-первых, теперь апелляционные и кассационные суды отделены от нижестоящих судов не только организационно, но и территориально. Это означает, что, например, для обжалования апелляционного определения Пензенского областного суда заявителю необходимо будет отправиться в Саратов, где будет находиться соответствующий кассационный суд, для участия в судебном заседании. Такая территориальная изоляция повлечет за собой неизбежное увеличение судебных издержек сторон, что, в конечном счете, может негативно сказаться на доступности правосудия.

Во-вторых, это перераспределение нагрузки между судами. В рамках реформы созданы девять кассационных судов, которые рассматривают в качестве кассационной инстанции все жалобы на решения нижестоящих судов, а также пять апелляционных судов, которые компетентны обжаловать только решения областных и приравненных к ним судов, принятых в качестве суда первой инстанции.

Таким образом, рабочая нагрузка судов кассационной инстанции, кассационного округа федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей будет значительно выше, чем у апелляционных судов, рассматривающих жалобы только на решения региональных и приравненных к ним судов первой инстанции. Поэтому эффективность такого перераспределения придется проверить на практике.

В-третьих, реализация принципа «отдельный суд для каждой инстанции» является непоследовательной, поскольку, несмотря на пересмотр судебной системы в отношении апелляционной и кассационной инстанций, вторая кассация и надзор в отношении всех категорий дел по результатам реформы по-прежнему сосредоточены в руках Верховного Суда Российской Федерации. Однако следует отметить, что Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ решена проблема организационного разделения судов апелляционной и кассационной инстанций, что должно положительно сказаться на системе судов общей юрисдикции.


Хочется надеяться, что реформа системы судов общей юрисдикции на этом не остановится, а другие рациональные предложения по реформе судебной системы найдут свое эффективное воплощение в действующем законодательстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // СПС «Консультант Плюс»
  3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019) // СПС «Консультант Плюс»
  4. Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»// СПС «Консультант Плюс»
  5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 12.11.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. – 2018. – 12 нояб. – № 0001201811120043
  6. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс»
  7. Аванесян, В.В., Андреева, С.В., Белякова, Е.В., Глазова, Е.В., Дудкина, Л.В., Исайчева, Е.А., Левина, Л.Н., Смолина, Л.В., Терехова, Л.Н. Большая юридическая энциклопедия / В.В. Аванесян, Л.Н. Смолина - М.: Издательство Эксмо, 2015. – 688 с.
  8. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с
  9. Бурдина Е.В., Петухов Н.А. Верховный Суд России: от надзора за судебными местами до гаранта защиты прав граждан и организаций (к 95-летию создания) // Российское правосудие. 2018. № 1 (141). С. 5-20.
  10. Бурдина, Е.В. Органы судейского сообщества в судебной системе России: Монография / Е.В. Бурдина. М.: Юрлитинформ, 2016. 400 с.
  11. Вилкова Т.Ю., Насонов С.А. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/BE93CDCA-4ADE-4A28- 9281-BA89012CB9D2
  12. Власова Г.Б., Власов В.И., Денисенко С.В. Право на суд: монография. Ростов-наДону: ООО «Наука-Спектр», 2016
  13. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин . М.: Проспект, 2017. 389 с.
  14. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы: монография / В.П. Кашепов, А.А. Гравина, О.В. Макарова и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2016. 240 с.
  15. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / Под общ. ред. В.П. Божьева, Б.Я. Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/34B1BF3F-5B90-4221-A192-1F983778C8C4.
  16. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / Под ред. Н.Г. Стойко, Н.П. Кирилловой, И.И. Лодыженской. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/6FE5A65E-CBCB43BD-98B1-646D97A33069
  17. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебно-методическое пособие / О. Е. Спиридонова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2017. 48 с.
  18. Судоустройство и правоохранительные органы / Под ред. Л.В. Головко: учебник. М.: Издательский Дом «Городец», 2020. 768 с.
  19. Хорошильцев А.И. О понятии и сущности судебной власти // Мировой судья. 2018. № 5. С. 22-28.