Файл: ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ (Понятие судебной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В компетенцию судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят:

- рассмотрение в диапазоне своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

- осуществление других полномочий, предоставленных им законодательством.

В целях привлечения к ответственности по месту нахождения или месту жительства фигурантов дела, проживающих или находящихся в дальних районах, Федеральным законом в составе Верховного Суда республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономного округа, суде автономной области может быть образовано постоянное судебное присутствие. Это присутствие находится за пределами постоянного места пребывания суда, является отдельным подразделением суда и осуществляет его полномочия .

в) Районные суды, городские суды, межрайонные суды

Районные (городские) суды образуются Федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или другой соответствующей административно территориального подразделения субъекта Российской Федерации. Эти суды относятся к федеральным судам общей юрисдикции, действуют в пределах своей компетенции и в рамках соответствующего судебного округа и, соответственно, являются вышестоящими судами по отношению к мировым судьям.

Порядок формирования районных судов выглядит следующим образом: судьи районного суда назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Председатель районного суда и его заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации .

Полномочия районного суда:

а) Рассмотрение всех уголовных, административных и гражданских дел в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, которые отнесены федеральными законами к компетенции других судов.

б) Рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

в) Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, который является обязательным к применению в конкретном деле.


г) Рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения мировых судей, которые действуют на территории того или иного судебного района.

д) Рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

е) Рассмотрение дел о применении (прекращении, продлении) принудительных медицинских мер;

ж) Решения об аресте, задержании, содержании под стражей, ограничении права на тайну переписки, телефонных разговоров и других коммуникаций, неприкосновенности жилища;

з) Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) лица, проводящего дознание, прокурора, следователя и их решения .

Окружной суд состоит из председателя, заместителя председателя и судьи. Одно и то же лицо может быть вновь назначено председателем и заместителем председателя одного и того же районного суда, но не более двух раз подряд.

На председателя районного суда в соответствии с федеральными законами, помимо осуществления полномочий судьи иных процессуальных обязанностей, возложены следующие функции:

а) организация суда;

б) установление внутренних регламентов суда и контроль над их исполнением;

в) распределение обязанностей между судьями и своими заместителями и судьями;

г) организация работы по повышению квалификации судей;

д) общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначение и увольнение работников аппарата суда, распределение обязанностей между ними, постановление о поощрении работников аппарата суда или привлечении их к дисциплинарной ответственности, организация работы по повышению квалификации работников аппарата суда;

е) регулярное информирование судей и сотрудников суда об их деятельности и деятельности суда;

ж) осуществляет иные полномочия в организации суда.

г) Военные суды относятся федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, органов и воинских формирований.

Система военных судов включает в себя следующие структуры:

- судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ;

- окружной (флотский) военный суд;

- гарнизонный военный суд.

Подсудностью военных судов является[6]:

а) административные и гражданские дела о защите оспариваемых прав и (или) нарушенных, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;


б) дела обо всех преступлениях, которые совершили военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы;

в) дела о преступлениях, которые совершили граждане (иностранные граждане) в период прохождения военной службы, военных сборов, а также дела, которые относятся к компетенции военных судов уголовно-процессуальным кодексом;

г) дела об административных правонарушениях, которые совершили военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы;

д) производство по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, которые подсудны военным судам.

е) граждане, которых уволили с военной службы, граждане, которые прошли военную подготовку, имеют право обжаловать в военном суде действия (бездействие) органов военного управления, военных должностных лиц и их решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан во время прохождения военной службы, военной подготовки.

Судьей военного суда может быть назначено лицо, отвечающее следующим требованиям[7]:

- гражданин Российской Федерации,

- возраст;

- наличие высшего юридического образования;

- стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

- отсутствие дискредитации его действий;

- положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации .

д) Статья 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1- ФКЗ (редакция от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» определяет, что специализированные федеральные суды относятся к системе судов общей юрисдикции совместно с другими судами общей юрисдикции. Арбитражные и военные суды не входят в состав специализированных судов.

Создание специализированных федеральных судов не зависит от каких-либо чрезвычайных обстоятельств или условий, и поэтому они не относятся к чрезвычайным или специальным судам. Эти суды не представляют интересы департаментов, следовательно, они не являются ведомственными судами. Специализированные федеральные суды занимаются гражданскими и административными делами.

Уголовные дела и дела в конституционном судопроизводстве не могут рассматриваться ими. В настоящее время суды общей юрисдикции создали отдельную специализацию судей, которые имеют право рассматривать определенные категории дел. Примерами таких дел являются создание гражданских и уголовных отделов. Следует отметить, что по-прежнему трудно в полной мере обеспечить специализацию суда и специализацию судей в рамках окружного Федерального суда. Специализация судей, занимающихся уголовными делами, может быть нарушена, поскольку они обязаны заниматься гражданскими делами и делами об административных правонарушениях[8].


Специализированные суды назначаются для рассмотрения отдельных категорий дел из числа административных и гражданских.

Такие суды должны рассматривать дела, касающиеся определенных групп населения или определенных видов деятельности. К примеру, дела, возникающие из трудовых, жилищных, земельных и иных правоотношений. Это и определяет в названии этих судов их специализацию (жилищные суды, суды по трудовым спорам)

В это время планируется сформировать такой вид специализированных судов, как административных. В них будет рассмотрен обширный спектр дел, которые возникают из административно-правовых и иных правоотношений.

Исходя из этого, их нельзя назвать специализированными судами.

Специализированный суд - это такой суд, который занимается только определенной частью дел. Например, те, которые связаны с нарушением правил дорожного движения[9] .

Формированию специализированных федеральных судов может способствовать расширение их деятельности. Таким образом, уголовно исполнительный кодекс Российской Федерации предполагает рассмотрение судом жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, которые исполняют наказания.

Осужденные и другие лица, которые содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, согласно положениями 46 статьи Конституции России, имеют право обращения в суд для судебной защиты своих прав и свобод. Формирование такого специализированного суда в тюрьме, в должности пенитенциарного судьи, не исключено. На данный момент, такие суды уже функционируют во Франции.

В настоящее время в Российской Федерации специализированный суд не функционирует. Их формирование требует не только точного определения специализации этих судов, но и порядка образования, процедуры и их компетенции. Проблема создания специализированных судов как одного из органов судебной системы Российской Федерации остается открытой и спорной.

2.2 Суды субъектов Российской Федерации

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» к судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи .

а) Целью создания конституционного (уставного) суда является рассмотрение вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также непосредственно толкования конституции (устава) субъекта РФ.


Законом субъекта Российской Федерации определяется порядок конституционного (уставного) судопроизводства. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначает судей на должность в этом суде. Финансирование конституционных (уставных) судов осуществляются за счет средств бюджета того или иного субъекта Российской Федерации. Власти субъекта вправе учредить конституционный (уставной) суд по своему усмотрению.

В некоторых субъектах созданы и действуют конституционные (уставные) суды, в других субъектах они созданы, но не функционируют, в третьих субъектах они не созданы, и, ни одно из положений не предполагает их создания. Срок полномочий судьи конституционного (уставного) суда-12 лет[10].

Порядок формирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации выступает важной составляющей их статуса, и определяется правовая природа конституционного правосудия. Конституционные (уставные) суды являются гарантом прямого действия конституций (уставов) субъектов Федерации, защиты прав и свобод граждан. Обычно это достигается посредством урегулирования конституционных и правовых споров, которые возникают на областном уровне.

На основании этого можно сделать вывод о том, что порядок формирования этих судов является индивидуальным. С одной стороны, обеспечивается авторитет и профессионализм конституционных (уставных) судов, способность лиц, которых назначают на должности судей, квалифицированно осуществлять надлежащую юрисдикционную деятельность.

С другой стороны, эта процедура должна гарантировать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия согласованных решений, что будет правильно восприниматься всеми органами государственной власти и непосредственно обществом.

Полномочия Конституционного (Уставного) суда субъекта Российской Федерации включает[11]:

- дела о соответствии законов субъекта РФ Конституции (Уставу) субъекта РФ;

- дела о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации;

- об интерпретации конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.