Файл: Конспект лекций ОИД_испраленный2.doc

ВУЗ: Одесский корпоративный компьютерный колледж

Категория: Лекция

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.02.2019

Просмотров: 5591

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационный дизайн строится на функциональных и эстетических принципах.


  • функциональным принципам можно отнести:


    • облегчение понимания и обучения;


    • чёткая структура сообщения;


    • ясность;


    • простота;


    • единство (англ. unity) элементов сообщения;


    • обеспечение высокого качества сообщения;


    • уменьшение стоимости.


  • эстетическим принципам относятся:

    • гармония


    • пропорциональность.


Распространённые приёмы:


  1. Акцентирование

Изменением различных параметров текста (размера и начертания шрифта, позиции, и т. п.) можно добиться контраста для части текста, на который необходимо обратить внимание читателя.


  1. Параллельное изложение


Параллельные тексты — помогают привлечь внимание к наиболее важным моментам.


  1. Добавление «воздуха»


Значимые части материала можно выделить путём окружения его пустым пространством — «воздухом». «Воздушный» документ и его части приятнее и легче читать, придаёт тексту изящество.


Излишняя усложнённость (англ. over-designed)


Одной из проблем с информационным дизайном можно считать его излишнюю усложнённость, которая может выражаться в наличии отвлекающих внимание элементов.


Пользователей информационного дизайна можно разделить на две группы:


  • 1.Технические специалисты, имеющие достаточный уровень подготовки для работы с любыми пользовательскими интерфейсами.


  • 2. Пользователи, для которых работа с незнакомыми средами затруднена, т.к. помимо основной задачи пользователь должен владеть интерфейсом системы.


Психологические особенности восприятия информации


Следует отметить, что:

  • Человек начиная работать с новым программным продуктом, особенно обладая устоявшимся стереотипом поведения для выполнения какой либо задачи, начинает чувствовать себя некомфортно.

  • Срок формирования нового рефлекса или привычки для человека составляет в среднем от 21 до 24 дней.


Общие правила создания текстов для эффективного восприятия:


  1. Для доказательства определенных положений чаще всего достаточно 2-3 аргумента.


  1. Заголовки должны содержать менее 2 и не более 7 слов, тогда они хорошо запоминаются.


  1. Информация на цветном (оранжевый, желтый фон) более эффективно воздействует на зрителя.


  1. Следует подобрать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта. Черные буквы на белом фоне - не лучший вариант. Хорошо смотрятся зеленые на белом, красные на белом.


  1. Текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге.

  2. Европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд). Верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием.


  1. Человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны.


  1. Строка учебного модуля для лучшего восприятия должна быть не длиннее восьми сантиметров.



  1. Начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина.

  2. Повторение - наиболее эффективное средство воздействия (четыре-семь повторов).


Основные психологические закономерности восприятия цвета


    • результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики.


  • для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным;


  • по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;


  • при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый);


  • цвет обладает свойством оптически увеличивать или уменьшать предметы: светлые оттенки зрительно увеличивают предмет, темные уменьшают. Это свойство обусловлено яркостью цвета. Желтый цвет всегда


воздействует как наиболее яркий, затем следует белый, за ним красный, зеленый, синий и черный;


  • необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый.


Красный цвет. Красный, из всех цветовых тонов, самый броский и привлекающий к себе внимание.


Желтый цвет. Способствует усвоению нового материала. Он привлекает внимание и улучшает восприятие новой информации. Одновременно, желтый действует утомительно на глаза, а при его длительном воздействием снижается способность к сосредоточению.


Синий цвет. Поскольку диапазон синих тонов варьируется от нежно голубых до глубокой ночной синевы, широк диапазон и его воздействия. Исследования показали, что люди хорошо себя чувствуют, находясь в помещении с синими тонами. Синий хорош в рабочей обстановке также тем, что не утомляет глаза. Синий цвет психологически создает хорошую рабочую атмосферу — успокаивает, расслабляет нервную систему, способствует сосредоточенности.


Зеленый цвет. Средний зеленый цвет действует спокойно и нейтрально, он успокаивает, хотя и не так сильно, как синий. Общая зеленая тональность помещения передает спокойствие и способствует концентрации, однако может вызывать ощущение монотонности.




Психологические ассоциации, вызываемые различными шрифтами.


Выбор стиля шрифта сопровождается передачей некоего собственного значения, независимо от того, используется эффект намеренно или нет. Считается, что эффект применения конкретного шрифта в известном смысле зависит от контекста, а также от характеристик воспринимающей личности. Это влияние подсознательно. В идеале печатный текст и само сообщение должны дополнять друг друга.


Размер шрифта. Размер используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта. Часто относительно мелкий шрифт (например 11 пунктов) создает ощущение большей доверительности и важности информации. Более сильное воздействие достигается при наличии значительного незаполненного пространства вокруг текста.


Гарнитуры Шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками» воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно, потому, что их начертание подражает образу человеческого лица. Прямолинейные и угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью,


жесткостью; они характеризуются холодностью, безликостью и


механистичностью. Антиквенные шрифты (с засечками) типа Times, Times New Roman и Palatino — это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, намекающей на неоклассическую традицию и преемственность. Они вызывают чувство доверия.


Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием. Они несут в себе современное общее начало.


Шрифты рукописного стиля это попытка передать дружелюбие и близкие отношения.







Качественные и количественные признаки информационного дизайна


Качественные признаки информационного дизайна


  • Юзабилити


  • Полезность - описывает функциональность дизайна.


Количественные параметры


  • Обучаемость: насколько легко пользователи могут выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом?


  • Эффективность: после того, как пользователи ознакомятся с дизайном, как быстро они могут выполнить то же задание?


  • Запоминаемость: После того, как пользователь снова вернется к интерфейсу через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом?


  • Ошибки: сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки?


  • Удовлетворенность: насколько пользователю приятно пользоваться данным интерфейсом?


Цветовая теория: основные принципы. Умение сочетать цвета


Цветовой круг способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели.


Немного истории: цветовой круг изобрел Исаак Ньютон. Обосновав теорию света и цветов в 1666г. Именно она легла в основу становления и развития современной оптики, малой и составной частью которой является web-дизайн. Ньютон при помощи трёхгранной стеклянной призмы разложил белый свет на семь цветов (в спектр), тем самым доказав его сложность (явление дисперсии), открыл хроматическую аберрацию.
































Цветовой круг является непременным атрибутом многих дизайнеров и художников по всему миру. Это идеальное доказательства теории, что гениальное всегда просто. Круг позволяет выбрать цвета, которые гармонировали бы вместе.


Первичные (primary) цвета. Есть три первичных цвета: красный, желтый и синий. Их нельзя получить путем смешивания других цветов.


Вторичные (secondary) цвета. Есть также три основных: оранжевый, зеленый и лиловый. Получить их можно путем смешивания первичных цветов.


Третичные цвета. Чтобы получить один из третичных цветов, необходимо смешать один основной цвет и один вторичный цвет. Возможности для третичные цветов безграничны.