Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами. История человеческой цивилизации чрезмерно богата на страдания, вызванные действиями властей, эгоистичных, недальновидных, циничных. Множество бед были вызваны неконтролируемыми действиями правящих особ. Этот фактор уже в новое время привел к идее народа как источника любой государственной власти. Однако одних только концепций выборности и конституционности оказывается недостаточно. Дополнительным гарантом демократичности государственных структур в современном мире является предмет обсуждения данной работы.

Разделение властей – это политическое и правовое понятие, диктующее, что государственный организм должен иметь несколько разделенных и никак не зависящих одна от другой властных структур. На практике в большинстве стран это выглядит таким образом, что суды, законодательный орган (парламент) и исполнительный (правительство, кабинет министров) действуют свободно и не имеют возможности перенимать полномочия друг друга. Таким образом, разделение властей выступает дополнительным фактором, оберегающим от возможной её узурпации.

Что касается степени научной разработанности проблемы, то можно отметить, что уже в древности вопросы власти занимают центральное место в научных исследованиях, которые посвящены сущности и роли государства и права. Появление теории разделения властей связано с именами Платона, Аристотеля, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б.Н. Чичерин, и др.

Различные аспекты организации и взаимодействия органов государственной власти рассматривают в своих трудах многие современные отечественные ученые, вроде С.А. Авакьяна, A.C. Автономова, И.А. Алебастровой, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой, Н.Ю. Хаманевой и других.

Проведенные данными авторами исследования были интересны, значительны, но в них, по объективным временным причинам не были затронуты изменения, произошедшие в современном обществе, а они требуют дополнительного рассмотрения и осмысления. С учетом этих факторов, проведен анализ современного состояния исследуемой проблемы.

Обзор нормативной базы показывает, что в целом она позволяет вести анализ рассматриваемой проблемы. Среди важнейших источников, можно выделить Конституцию Российской Федерации, международные правовые акты, Федеральные и Федеральный конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» и др.


Научная новизна заключается в том, что данная проблема еще недостаточно разработана в нашей литературе, поэтому анализ представленных вопросов, позволяет разрабатывать перспективное направление исследовательской деятельности, связанное с совершенствованием важнейшего института, в части совершенствования реализации принципа разделения властей.В связи с этим, в работе тщательно рассмотрены направления совершенствования вопроса резделения властей.

Практическая значимость исследования заключается в определении проблемных моментов в процессе реализации принципа разделения властей и направлений их решения. Именно значимость данного вопроса позволили выделить его одним из основных для рассмотрения в курсовой работе. Рассмотрение и изучение данных вопросов даже в рамках учебного процесса является значимым, материалы курсового исследования могут быть использованы для сообщений, докладов на семинарских занятиях, реферативной работы, для исследования других направлений в функционировании данного института.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере законодательного регулирования, организации и осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы – это общественные отношения урегулированные нормами конституционного права, регулирующие механизмы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 года.

Цель курсовой работы состоит в необходимости комплексного анализапроцесса реализации механизма разделения властей в Российской Федерации и выявления путей его совершенствования.

В соответствии с указанной целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:

- определить правовое значение принципа разделения властей;

- рассмотреть становление принципа разделения властей в современной России;

- исследовать понятие «механизм реализации» властей в нормах конституционного права как фактор демократизации общественных отношений;

- выявить проблемы совершенствования механизма реализации принципа разделения властей в Российской Федерации;

- оценить правовые последствия отступления от принципа разделения властей;

- проанализировать кризис системы «сдержек и противовесов» в современной России.

Методологической основой курсовой работы являются как общенаучные методы, вроде диалектического, системного, конкретно-исторического, комплексного, анализа и т.д., так и специальные, например, изучение документов, сравнение, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, аналитический, логический, исторический и др.


Поставленные цель и задачи работы предопределили следующую её структуру: введение, основная часть, состоящая из трёх глав, включающих в себя семь параграфов, заключение, список источников и литературы.

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

1.1 Правовое значение принципа разделения властей

В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой плеядой выдающихся философов.

Если проследить эволюцию власти, то станет предельно ясно, что её статус заметно видоизменялся. Как бы то ни было, но большую часть истории человечества власть концентрировалась в едином источнике. Вначале это было племя, затем совет старейшин, потом сам старейшина или вождь. С появлением государства как формы организации социума, вся полнота власти отошла либо к монарху (как это было в Египте), либо к коллегиальному органу (о чем свидетельствует примеры Древнего Рима и Древней Греции). При этом речь всегда шла о судебной, исполнительной и законодательной ветвях. Но и в то далекое время среди философов и государственников уже бродили идеи о разделении их. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Платона, Полибия.

Однако наиболее широко данные взгляды проявились в эпоху Возрождения, достигшие своего расцвета на смене указанного периода и Просвещения. Так, знаменитые ученые Джон Локк и Томас Гоббс в своих работах заложили основы, утверждая, что абсолютная монархия должна быть ограничена народом. Их идеи поддержал и развил Ш.-Л. Монтескье, благодаря которому и возникло современное понятие разделения властей.

Современное восприятие государства гласит, что все его ветви обязаны быть отделены друг от друга. То есть, законодательная, судебная и исполнительная власть должны сотрудничать друг с другом на принципах независимости и равенства. Именно такое понятие функционирования демократических стран выдвигает теория разделения власти.


Однако зачем придерживаться такого механизма функционирования? Ответ содержится в сути рассматриваемой теории. Согласно ей, при отделении ветвей власти и органов её осуществляющих устраняется сама возможность концентрации большего количества полномочий у определенной группы. Так, существует четыре основных принципа, накоторых базируется теория разделения властей Монтескье[1]:

- три указанные ветви власти должны быть обозначены в основном законе страны и согласно ему управляться разными органами;

- три власти функционируют в сотрудничестве, но не в подчинении друг другу; - они не имеют права вмешиваться в полномочия друг друга;

- строгая аполитичность судебной власти.

Именно на указанных принципах базируется основополагающее начало взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей. Теория разделения властей называет данный механизм следующим образом: сдержки и противовесы. Используется он в тех случаях, когда представители указанных двух видов целенаправленно нарушают сферу администрирования друг друга. Кроме указанного механизма, теория разделения власти помогает четко соотнести, какие государственные органы должны вливаться в ту или иную ветвь. Так, основным органом законодательной власти является Парламент. В зависимости от страны, его название может видоизменяться. Однако суть остается прежней – разработка и принятие законов.

К исполнительной власти причисляется Правительство с его структурными подразделениями, к судебной, соответственно, суды. Особняком в отношении последних стоит конституционный суд. В силу двойственности принимаемых им решений, данный орган страны принято выделять в отдельный государственно-правовой институт, который выступает арбитром между всеми структурными элементами государства. Заложенная в эпоху Просвещения теория разделения властей Монтескье до сих пор является основополагающим принципом существования большинства западных стран. А потому четкое понимание её сути позволяет дать объективную оценку не только формам правления, но и политического режима.

1.2 Становление принципа разделения властей в современной России

Принятием посредством всенародного референдума в 1993 году Конституции Российской Федерации произошло закрепление принципа разделения властей, который был провозглашён в качестве одного из столпов конституционного строя России. В тоже время положения о полномочиях разных органов не позволяют со стопроцентной уверенностью утверждать, что принцип сдержек и противовесов полностью реализован в статьях Основного закона[2].


В современной российской Конституции закреплена новая система государственных органов, в сравнении с советской системой, и по-новому распределены функции государства между различными ветвями власти. У системы сдержек и противовесов, представленных в Конституции 1993 года, имеются серьёзные отличия от принципов взаимодействия государственных органов, существовавших до её принятия. По сути, закрепление данной системы выступает в качестве результата изменений, произошедших в нашей стране в период реформирования всей государственной системы.

Конституция России гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную».[3]В соответствии с данным принципом органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.

Реализация данного принципа предусмотрена последующими статьями Конституции РФ, закрепляющими полномочия разных государственных органов.

Особое внимание должно уделять взаимоотношениям органов законодательной и исполнительной власти, так как именно данные органы занимают важнейшее место в законодательном процессе, и именно законы (нормативные акты) в нашей стране выступают в качестве основных источников права. Отсюда следует, что структуре отношений между представительными и исполнительными органами принадлежит решающая роль в процессе государственного регулирования жизни общества.

В России высший представительный и законодательный орган власти это Федеральное Собрание Российской Федерации, которой состоит из двух палат:

- Государственная Дума,

- Совет Федерации.

Основные полномочия Совета Федерации (в сфере отношений с другими государственными органами) состоят в:

- назначении на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда;

- назначении на должность и отрешении от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешении Президента РФ от должности.

Полномочия Государственной Думы состоят в:

- даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства,

- решении вопроса о доверии Правительству,

- выдвижение обвинения против Президента с целью отрешения его от должности.

Характерной особенностью конституционного разделения властей в России является то, что Президента РФ не относят ни к одной из ветвей единой государственной власти. Присутствие института Президента РФ, имеющего надвластный характер, по сутизначит, что в Российской Федерации не вся государственная власть распределяется между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. За счет этого имеет место быть исключительно сильная президентская власть, не входящая в систему сдержек и противовесов и в состоянии оказать решающее влияние на каждую из сложившихся ветвей государственной власти, ограничить их самостоятельность. Фактически президентской власти в России присуще верховенство поотношениях со всеми ветвями государственной власти.