Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно поэтому в отечественной литературе по конституционному праву неоднократно можно встретить предложения о «совершенствовании системы разделения властей, которое подразумевает ликвидацию верховенства президентской власти. Среди них наиболее обоснованные– это предложения о преобразовании нашей страны из президентско-парламентской республики в президентскую с интеграцией института президентства в системе исполнительной власти»[4]. Тогда Президент РФ будет главой государства и главой исполнительной власти, чем будет повышена его персональная ответственность за состояние дел в стране, а, следовательно и эффективность государственного управления.

1.3 Понятие «механизм реализации» принципов права

В общем, право может иметь смысл и ценность для индивидуума и общества только в том случае, если оно реализуется. А если право не претворяется в жизнь, это неизбежно ведёт к его омертвлению. Важнейшее назначение норм права заключается в том, что они помогают установить содержание права субъектов, чем и способствуют его реализации.

По своей сути понятие «реализация» происходит от латинского «геalis» - вещественный и буквально означает овеществление. В современных условиях реализацию определяют в качестве осуществления чего-либо, проведения в жизнь каких-либо планов, проектов, программ, намерений и т. п.

В свою очередь механизм (в переносном значении этого слова) в переводе с греческого – выступает в качестве системы функционирования чего-нибудь, внутреннего устройства.

Посредством механизма реализации принципов прававо-первых, закрепляются принципы права в законодательстве; во-вторых, реализуются в процессе осуществления нормотворческой и правоприменительной деятельности.

В качестве реализации принципов права понимается осуществление предписаний, которые содержатся в них, в ходе осуществления нормотворческой и правоприменительной деятельности, а также в поведении субъектов права. Реализация принципов права может рассматриваться одновременно и в качестве как длящегося процесса, и в качестве результата правового регулирования. Применяя положения общетеоретической правовой доктрины можно выделить такие формы реализации принципов права, как:

- соблюдение,


- исполнение,

- использование,

- применение.

Стоит отметить, что в современном законодательстве принципы права имеют своё нормативное закрепление.

Реализация принципов права это процесс длящийся. Данным процессом предполагается подготовка объемлющей системы деятельности, а также приспособления ее к внедрению данного «новшества».

Вывод. В целом, принципы, которые закрепляются в законодательстве, в процессе разработки какого-либо акта часто не учитывает законодатель, что может привести к наличию противоречий между нормами отдельных правовых актов основных принципам. Юридическая ценность присуща принципам будет присуща только тогда, когда они реализуются посредством конкретных правовых норм конкретных отраслей права. По принципам конституционного права сверяют, насколько конкретный нормативный акт будет законен, действительно он будет выступать в качестве формы выражения права.

Таким образом, в процессе разработки новых законодательных актов и внесении изменений всуществующие принципы должны выступать в качестве ориентира. Росту эффективности нормотворческой деятельности способствует именно руководство требованиями принципов права, а также если их учёт в процессе формирования законодательства и реализации в нормах законодательства.

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Закрепление принципа разделения властей в нормах конституционного права как фактор демократизации общественных отношений

Как уже было кратко отмечено, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституцией РФ были определены основные направления развития общества и государства в долгосрочной перспективе. Уникальное место Конституции в правовой системе России предопределяют следующие фундаментальные факторы:


1) характер регулируемых общественных отношений, которые по своему содержанию конституционны и, в основном, первичны;

2) целенаправленное воздействие на развитие всего законодательства;

3) наивысшая юридическая сила;

4) высокий уровень нормативного обобщения;

5) прямое действие;

6) особый порядок принятия и изменения.

Значение высшей юридической силы Конституции РФ состоит в том, что ее нормам всегда присущ приоритет относительно положенийдругих законов, а тем более актов исполнительной власти. То есть законы и подзаконные акты принимают компетентные органы в соответствии с установленной процедурой,а в случае наличия противоречий конституционным положениям закон или должен быть отменен, или приведён на основании них.

Стоит сказать, что Конституция России является единственным национальным правовым актом в котором им самим определяется его юридическая сила. При этом ни один закон не стоит в одном ряду с Конституцией.

В целом, Российской Конституцией закрепляются базовые ценности, которые лежат в основе построения демократического правового государства. Положения, которые содержатся в ней, выступают в качестве отправной точки для их восприятия и развития во всем конституционном и отраслевом законодательстве, системы ориентиров в деятельности высших и иных органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а также граждан.

При этом Конституция РФ оказывает воздействие на всю правовую систему, в особенности — на законодательную. Основные нормы устанавливают и прямо обозначают правовые источники, вроде федеральных конституционных и иных законов, актов палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, международных договоров, конституций (уставов) и иных правовых актов субъектов Федерации, государственно-правовых договоров, решений органов местного самоуправления.

Конституционные нормы играют решающую роль при обеспечении правового содержания и легитимности принимаемых законов. Также очень важно подчеркнуть решающую роль конституционных предписаний в процессе регламентации многих массовых и социально значимых отношений.

Если рассматривать разнообразные и политически значимые аспекты организации государственной власти, то на первое место в условиях демократии необходимо поставить именно принцип разделения властей.

Конституция РФ 1993 г. признает концепцию народного суверенитета, устанавливает законодательные и институциональные основы единства государственной власти и принципа разделения властей[5].


Суть данного базового принципа заключается в обеспечении децентрализации и деконцентрации институтов власти, ограничении монополизма в государственном строительстве и политической деятельности, и как следствие, — в соблюдении и уважение прав и свобод человека и гражданина.

Стоит кратко отметить, что наличие взаимосвязи демократии с указанным выше базовым началом организации и функционирования системы государственной власти было замечено еще в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Так, Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. (ст. XVI) вполне определенно указывает на то, ч то «если в обществе не установлено разделение властей, то оно «вовсе не имеет Конституции».

Принцип разделения властей подразумевает, что обязательно должна присутствовать сильная судебная власть и независимое правосудие, образующие в совокупности важный признак правовой государственности.

В России в 90-е гг. прошлого века при радикальных политических и социально-экономических преобразованиях была создана самостоятельная судебная власть, которая является, что, конечно и подвергают сомнению, некоторые специалисты, независимой от других властей.

Задачи судебной власти состоят в осуществление правосудия, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении верховенства Конституции РФ и законов в иерархии источников права, а также в определенной мере — в уравновешивании законодательной (представительной) и исполнительной властей. Ее функциональное предназначение состоит в том, чтобы занимать достойное место в системе разделения властей, в механизме сдержек и противовесов. Она должна оказывать стабилизирующее воздействие на существующие общественные отношения, добиваться протекания конфликтов и споров в цивилизованных формах[6].

Таким образом, именно Конституция выступает в качестве важнейших основ и предпосылок желаемого порядка общественных отношений, которые складываются в процессе её реализации. Принцип разделения властей, закреплённый в Конституции, выступает в качестве существенного стабилизирующего фактора общественного развития, он обеспечивает упорядоченность социальных связей в государстве и в определенной степени утверждает идеи гуманизма и справедливости. Наличие данного принципа необходимо для реализации и развития идей народовластия, становления цивилизованного гражданского общества и правовой государственности в нашей стране.


2.2 Проблемы совершенствования механизма реализации принципа разделения властей в Российской Федерации

Оценивая опыт зарубежных стран, где на протяжении длительного периода времени установлено разделение властей, можно говорить о том, что его важнейший элемент заключается в наличии определенного баланса полномочий между главой государства и парламентом, которое, обычно, контролирует правительство.В нашей же стране, можно сказать, что такой баланс отсутствует по некоторым причинам. Рассмотрим основные из таких проблем.

В первую очередь о чём стоит сказать это то, что вРоссийской Федерации отсутствует четкое правовое закрепление полномочий каждой из ветвей государственной власти, чем размывается принцип разделения властей по вопросам организации структур и механизмов функционирования государства в общем. Слабое взаимодействие ветвей имеется из-за того, что каждой из ветвей государственной власти осуществляются попытки достижения поставленных целей лишь на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, наличия абсолютной независимости от остальных ветвей власти. Показатели взаимодействия ветвей российской государственной власти, обычно, ограничиваются взаимным влиянием законодательной и исполнительной федеральной власти, а также осуществлением взаимодействия федеральных органов государственной власти с региональными органами государственной власти субъектов Федерации.

При этом механизмы такого взаимодействия являются не отрегулированными, правовое обеспечение не является отлаженным. От этого и следует наличиенизкой эффективностиу властей[7].

В современных условиях полномочия двух палат российского парламента разделяются по конституционным основаниям, но можно заметить некоторую искусственность их разделения, чем нарушается целостность единого представительного органа. Так, некоторые важнейшие вопросы решаются Советом Федерации, хотя он по своей численности народных представителей уступает Государственной Думе. В президентской республике нашей страны, при наличии «жесткого» разделения власти, отдельные полномочия ее ветвей, их институтов не являются сбалансированными, что оказывает влияние на процесс взаимоотношений между ними, ведет к возможной конфронтации.