Файл: Маркировка и упаковка товаров значимость и пути её улучшения (на примере молочных консервов).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы обеспечения сохраняемости продовольственных товаров
1.1 Упаковка и маркировка как основные факторы, сохраняющие качества молочных продуктов
1.2 Упаковка, как средство сохранения качества продукции
1.3 Маркировка, как средство идентификации продовольственных и непродовольственных товаров
Глава 2. Оценка маркировки и упаковки образцов продукции
2.1 Характеристика исследуемых образцов и методов
2.3. Физико-химические показатели сгущенного молока
- текст;
- рисунок;
- информационные знаки.
Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для всех субъектов рыночных отношений. Текст выполняет все основные функции маркировки, но в наибольшей степени информативную.
Рисунок не является обязательным элементом маркировки. Как правило, он встречается в производственной маркировке. Он наносится на товар для выполнения, в большей степени эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями.
Информационные знаки – это краткие условные обозначения, которые предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.[9] Информационные знаки в большей степени характерны для производственной маркировки. Информационным знакам присуще следующие черты: краткость, выразительность, быстрая узнаваемость, наглядность. Как правило, это символы, рисунки и отдельные слова.
1.2 Упаковка, как средство сохранения качества продукции
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. В статье 2 Федерального закона «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг» даны следующие определения тары и упаковки:
Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений. К упаковке предъявляются следующие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.
Одной из функций упаковки является защитная функция – это обеспечение сохранения качества и количества продукции. Из этого следует, что упаковка обеспечивает сохранность качества продукции, увеличение сроков ее хранения и воздействия солнечного света. Упаковка обеспечивает защиту: от механических воздействий, то есть удары, трение, давление, вибрация и все что может нанести содержимому вред купируется правильной упаковкой. Также важную роль играет не только внешняя оболочка, но и специально разработанные внутренние вставки. От климатических воздействий (влага, перепады температур, ультрафиолетовые лучи могут оказывать влияние на содержимое упаковки). Оптимизирующая функция, информационная функция (информация о содержимом, информация о составе и рекламная информация).
Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.
Упаковку классифицируют по нескольким признакам: по месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности габаритам.
По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.
Потребительская упаковка предназначена для небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Такой вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем, продавцом и отпуск в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем, длина).
К потребительской таре относятся:
- стеклянные и металлические банки, бутыли, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;
- упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент, картон;
- коробки разных размеров, корзинки, лотки, мешки, мешки.
Транспортная упаковка используется для перевозки товаров, оптовой или мелкооптовой продажи. Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов (нити, ткани, пленки) и различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.
К транспортной упаковке относятся:
- контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров;
- мешки тканевые, из крафт-бумаги (это специализированная оберточная бумага, полученная из длинных волокон сульфатной целлюлозы), полимерные, предназначенные для сыпучих товаров;
- грузовые цистерны (автомобильные, железнодорожные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров.
1.3 Маркировка, как средство идентификации продовольственных и непродовольственных товаров
Идентификация – это установление соответствия наименования товара, который указан в маркировке, сопроводительных документах или других средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.[10]
Функции идентификации:
- указующая (отождествляет представленный образец товара с конкретным наименованием маркой, типом и т.д.);
- информационная (доводит до потребителей необходимую информацию о товаре);
- подтверждающая (указывает на соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке или в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара);
- управляющая (является элементом системы качества продукции).
Методы идентификации.
В зависимости от задач идентификации, специфики продукции может быть использован один из следующих методов или их сочетание:
- по документации;
- инструментальный;
- органолептический (метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса);
- визуальный;
- опробование;
- испытания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: маркировка является неотъемлемой частью любого товара, как продовольственного, так и непродовольственного. Информация о товаре обязательно должна быть достоверной. Основные функции упаковки заключаются в следующем: предохранять товары от порчи и повреждений, гарантировать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара, быть важным носителем рекламы. Упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка.
Вывод: упаковка это в первую очередь очень важный источник информации о продукте. Упаковка позволяет обеспечить привлекательный внешний вид продукта, увеличить срок хранения и реализации.
Вывод: упаковка, является одним из важных факторов, которая способствует сохранению качества товаров, она не только защищает продукцию от повреждений.
Глава 2. Оценка маркировки и упаковки образцов продукции
2.1 Характеристика исследуемых образцов и методов
ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» - крупнейшее предприятие Белгородской области, перерабатывающее до 20 % производимого в области молока. Своё начало история предприятия ведет с пятидесятых годов прошлого столетия, когда приказом №440 по Министерству мясной и молочной промышленности СССР от 3 марта 1953 года было назначено строительство в Алексеевке молочно-консервного завода. В августе 1960 года была сварена первая варка молока цельного сгущенного с сахаром. У предприятия богатая история одного из крупнейших производств отрасли: комбинат ввели в эксплуатацию 60 лет назад. Достойно выдержав испытание временем, ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» сумел удержать лидерские позиции на рынке. Во многом благодаря масштабной модернизации, которая планомерно ведется на предприятии в течение последних 15-ти лет. Комбинат предлагает покупателям продукцию высочайшего качества- молоко питьевое, масло сливочное, кисломолочные продукты, молочные и молоко-содержащие консервы. Настоящей гордостью предприятия является цельное сгущенное молоко.
В качестве образцов я взял цельное сгущенное молоко в банке и вакуумной упаковке.
ГОСТ 31688-2012. «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром».[11]
Таблица 1
Оценка содержания маркировки сгущенного молока
Наименование пищевой продукции |
Цельное сгущенное молоко с сахаром в жестяной банке |
Молоко сгущенное в Дой-паке |
ГОСТ |
31688-2012 |
31688-2012 |
Количество пищевой продукции |
1 |
1 |
Состав пищевой продукции |
Молоко нормализованное, сахар (сахароза), сахар молочный пищевой (лактоза) |
Молоко нормализованное, сахар (сахароза), сахар молочный пищевой (лактоза) |
Дата изготовления продукции |
27.04.20 |
27.04.20 |
Срок годности |
При температуре от 0 до + 10 градусов и относительной влажности воздуха не более 85% - 18 месяцев. При температуре (23+2) градуса и относительной влажности воздуха не более 85% 12 месяцев. Дата изготовления (число, месяц, год) указана на крышке банки в нижнем ряду |
При температуре от 0 до + 10 градусов и относительной влажности воздуха не более 85% - 18 месяцев. При температуре (23+2) градуса и относительной влажности воздуха не более 85% 12 месяцев. Дата изготовления (число, месяц, год) указана на крышке банки в нижнем ряду |
Условия хранения продукции |
При температуре от 0 до 10 градусов |
При температуре от 0 до 10 градусов |
Наименование и место нахождения производителя |
«Алексеевский молочно-консервный комбинат, 309850, Россия, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Тимирязева,10 (М48) ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», Российская Федерация, 353180, Краснодарский край, г.Кореновск, ул. Тимашевская, 16 |
«Алексеевский молочно-консервный комбинат, 309850, Россия, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Тимирязева,10 (М48) ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», Российская Федерация, 353180, Краснодарский край, г.Кореновск, ул. Тимашевская, 16 |
Рекомендации или ограничения при хранении |
- |
- |
ГМО |
- |
- |
Единый знак |
Алексеевское |
Алексеевское |
Исходя из выше представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что цельное сгущенное молоко с сахаром в жестяной банке и молоко сгущенное в дой-паках по содержанию маркировки соответствуют требованиям ГОСТ 31688-2012 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром.
2.2 Органолептические показатели молока цельного сгущенного
Таблица 2
Органолептические показатели молока цельного сгущенного
Показатели качества |
Требования ГОСТ Р 53436-2009 |
Алексеевское |
Внешний вид и консистенция |
Однородная, вязкая по всей массе без наличия ощущаемых органолептических кристаллов молочного сахара Допускается мучнистая консистенция и незначительный осадок лактозы на дне банки при хранении |
Однородная, вязкая по всей массе |
Вкус и запах |
Вкус сладкий, чистый с выраженным вкусом и запахом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов |
Сладкий с привкусом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов |
Цвет |
Равномерный по всей массе, белый с кремовым оттенком |
Белый с кремовым оттенком |
По итогам органолептических показателей молока цельного сгущенного можно сделать вывод о том, что проверяя внешний вид упакованного продукта можно увидеть нарушение герметичности, вздутие крышек. При определении консистенции нужно обратить внимание на вязкость и однородность продукта, на наличие осадка на дне банки и кристаллов лактозы и сахарозы. При оценке вкуса и запаха устанавливают чистоту вкуса. Продукт должен иметь сладкий, вкус пастеризованного молока. Цвет сгущенного молока устанавливается при перемешивании молока. Цвет продукта должен быть белым с кремовым оттенком.
2.3. Физико-химические показатели сгущенного молока
Таблица 3
Физико-химические показатели сгущенного молока
Наименование показателей |
Норма |
Массовая доля влаги,%, не более |
26,5 |
Массовая доля сахарозы,%, не менее |
43,5 |
Общая массовая доля сухих веществ молока, %, не менее |
28,5 |
В том числе жира,%, не менее |
8,5 |
Кислотность, Т, не более |
48 |
Кислотность в пересчете на процентное содержание молочной кислоты, не более |
0,43 |
Вязкость свежевыработанного продукта (до 2 мес. Хранения), не более |
3-10 |
Вязкость от 2 до 12 месяцев хранения, не более |
15 |
Чистота восстановленного сгущенного молока по эталону, утвержденному для коровьего молока, не ниже группы |
Ⅱ |
Допускаемые размеры кристаллов молочного сахара, мкм, не более |
15 |