Файл: Маркировка и упаковка товаров значимость и пути её улучшения (на примере молочных консервов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- текст;

- рисунок;

- информационные знаки.

Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для всех субъектов рыночных отношений. Текст выполняет все основные функции маркировки, но в наибольшей степени информативную.

Рисунок не является обязательным элементом маркировки. Как правило, он встречается в производственной маркировке. Он наносится на товар для выполнения, в большей степени эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями.

Информационные знаки – это краткие условные обозначения, которые предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.[9] Информационные знаки в большей степени характерны для производственной маркировки. Информационным знакам присуще следующие черты: краткость, выразительность, быстрая узнаваемость, наглядность. Как правило, это символы, рисунки и отдельные слова.

1.2 Упаковка, как средство сохранения качества продукции

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. В статье 2 Федерального закона «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг» даны следующие определения тары и упаковки:

Упаковка – это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений. К упаковке предъявляются следующие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.

Одной из функций упаковки является защитная функция – это обеспечение сохранения качества и количества продукции. Из этого следует, что упаковка обеспечивает сохранность качества продукции, увеличение сроков ее хранения и воздействия солнечного света. Упаковка обеспечивает защиту: от механических воздействий, то есть удары, трение, давление, вибрация и все что может нанести содержимому вред купируется правильной упаковкой. Также важную роль играет не только внешняя оболочка, но и специально разработанные внутренние вставки. От климатических воздействий (влага, перепады температур, ультрафиолетовые лучи могут оказывать влияние на содержимое упаковки). Оптимизирующая функция, информационная функция (информация о содержимом, информация о составе и рекламная информация).


Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

Упаковку классифицируют по нескольким признакам: по месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности габаритам.

По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Такой вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем, продавцом и отпуск в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем, длина).

К потребительской таре относятся:

- стеклянные и металлические банки, бутыли, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;

- упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент, картон;

- коробки разных размеров, корзинки, лотки, мешки, мешки.

Транспортная упаковка используется для перевозки товаров, оптовой или мелкооптовой продажи. Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов (нити, ткани, пленки) и различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.

К транспортной упаковке относятся:

- контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров;

- мешки тканевые, из крафт-бумаги (это специализированная оберточная бумага, полученная из длинных волокон сульфатной целлюлозы), полимерные, предназначенные для сыпучих товаров;

- грузовые цистерны (автомобильные, железнодорожные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров.

1.3 Маркировка, как средство идентификации продовольственных и непродовольственных товаров

Идентификация – это установление соответствия наименования товара, который указан в маркировке, сопроводительных документах или других средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.[10]

Функции идентификации:

- указующая (отождествляет представленный образец товара с конкретным наименованием маркой, типом и т.д.);

- информационная (доводит до потребителей необходимую информацию о товаре);


- подтверждающая (указывает на соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке или в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара);

- управляющая (является элементом системы качества продукции).

Методы идентификации.

В зависимости от задач идентификации, специфики продукции может быть использован один из следующих методов или их сочетание:

- по документации;

- инструментальный;

- органолептический (метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса);

- визуальный;

- опробование;

- испытания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: маркировка является неотъемлемой частью любого товара, как продовольственного, так и непродовольственного. Информация о товаре обязательно должна быть достоверной. Основные функции упаковки заключаются в следующем: предохранять товары от порчи и повреждений, гарантировать создание оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара, быть важным носителем рекламы. Упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка.

Вывод: упаковка это в первую очередь очень важный источник информации о продукте. Упаковка позволяет обеспечить привлекательный внешний вид продукта, увеличить срок хранения и реализации.

Вывод: упаковка, является одним из важных факторов, которая способствует сохранению качества товаров, она не только защищает продукцию от повреждений.

Глава 2. Оценка маркировки и упаковки образцов продукции

2.1 Характеристика исследуемых образцов и методов

ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» - крупнейшее предприятие Белгородской области, перерабатывающее до 20 % производимого в области молока. Своё начало история предприятия ведет с пятидесятых годов прошлого столетия, когда приказом №440 по Министерству мясной и молочной промышленности СССР от 3 марта 1953 года было назначено строительство в Алексеевке молочно-консервного завода. В августе 1960 года была сварена первая варка молока цельного сгущенного с сахаром. У предприятия богатая история одного из крупнейших производств отрасли: комбинат ввели в эксплуатацию 60 лет назад. Достойно выдержав испытание временем, ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» сумел удержать лидерские позиции на рынке. Во многом благодаря масштабной модернизации, которая планомерно ведется на предприятии в течение последних 15-ти лет. Комбинат предлагает покупателям продукцию высочайшего качества- молоко питьевое, масло сливочное, кисломолочные продукты, молочные и молоко-содержащие консервы. Настоящей гордостью предприятия является цельное сгущенное молоко.


В качестве образцов я взял цельное сгущенное молоко в банке и вакуумной упаковке.

ГОСТ 31688-2012. «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром».[11]

Таблица 1

Оценка содержания маркировки сгущенного молока

Наименование пищевой продукции

Цельное сгущенное молоко с сахаром в жестяной банке

Молоко сгущенное в Дой-паке

ГОСТ

31688-2012

31688-2012

Количество пищевой продукции

1

1

Состав пищевой продукции

Молоко нормализованное, сахар (сахароза), сахар молочный пищевой (лактоза)

Молоко нормализованное, сахар (сахароза), сахар молочный пищевой (лактоза)

Дата изготовления продукции

27.04.20

27.04.20

Срок годности

При температуре от 0 до + 10 градусов и относительной влажности воздуха не более 85% - 18 месяцев. При температуре (23+2) градуса и относительной влажности воздуха не более 85%

12 месяцев. Дата изготовления (число, месяц, год) указана на крышке банки в нижнем ряду

При температуре от 0 до + 10 градусов и относительной влажности воздуха не более 85% - 18 месяцев. При температуре (23+2) градуса и относительной влажности воздуха не более 85%

12 месяцев. Дата изготовления (число, месяц, год) указана на крышке банки в нижнем ряду

Условия хранения продукции

При температуре от 0 до 10 градусов

При температуре от 0 до 10 градусов

Наименование и место нахождения производителя

«Алексеевский молочно-консервный комбинат, 309850, Россия, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Тимирязева,10 (М48) ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», Российская Федерация, 353180, Краснодарский край, г.Кореновск, ул. Тимашевская, 16

«Алексеевский молочно-консервный комбинат, 309850, Россия, Белгородская область, г. Алексеевка, ул. Тимирязева,10 (М48) ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», Российская Федерация, 353180, Краснодарский край, г.Кореновск, ул. Тимашевская, 16

Рекомендации или ограничения при хранении

-

-

ГМО

-

-

Единый знак

Алексеевское

Алексеевское


Исходя из выше представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что цельное сгущенное молоко с сахаром в жестяной банке и молоко сгущенное в дой-паках по содержанию маркировки соответствуют требованиям ГОСТ 31688-2012 «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром.

2.2 Органолептические показатели молока цельного сгущенного

Таблица 2

Органолептические показатели молока цельного сгущенного

Показатели качества

Требования ГОСТ Р 53436-2009

Алексеевское

Внешний вид и консистенция

Однородная, вязкая по всей массе без наличия ощущаемых органолептических кристаллов молочного сахара

Допускается мучнистая консистенция и незначительный осадок лактозы на дне банки при хранении

Однородная, вязкая по всей массе

Вкус и запах

Вкус сладкий, чистый с выраженным вкусом и запахом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов

Сладкий с привкусом пастеризованного молока, без посторонних привкусов и запахов

Цвет

Равномерный по всей массе, белый с кремовым оттенком

Белый с кремовым оттенком

По итогам органолептических показателей молока цельного сгущенного можно сделать вывод о том, что проверяя внешний вид упакованного продукта можно увидеть нарушение герметичности, вздутие крышек. При определении консистенции нужно обратить внимание на вязкость и однородность продукта, на наличие осадка на дне банки и кристаллов лактозы и сахарозы. При оценке вкуса и запаха устанавливают чистоту вкуса. Продукт должен иметь сладкий, вкус пастеризованного молока. Цвет сгущенного молока устанавливается при перемешивании молока. Цвет продукта должен быть белым с кремовым оттенком.

2.3. Физико-химические показатели сгущенного молока

Таблица 3

Физико-химические показатели сгущенного молока

Наименование показателей

Норма

Массовая доля влаги,%, не более

26,5

Массовая доля сахарозы,%, не менее

43,5

Общая массовая доля сухих веществ молока, %, не менее

28,5

В том числе жира,%, не менее

8,5

Кислотность, Т, не более

48

Кислотность в пересчете на процентное содержание молочной кислоты, не более

0,43

Вязкость свежевыработанного продукта (до 2 мес. Хранения), не более

3-10

Вязкость от 2 до 12 месяцев хранения, не более

15

Чистота восстановленного сгущенного молока по эталону, утвержденному для коровьего молока, не ниже группы

Допускаемые размеры кристаллов молочного сахара, мкм, не более

15