Файл: Программа кружка Мир лекарственных растений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа кружка
«Мир лекарственных растений»
(2-3 класс)
Составила: Алексеева

Надежда Александровна

Саянск, 2013 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Окружающая нас среда едина. В ней нет отдельно взятых физических, химических, биологических явлений. Есть природные явления.

  На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Изменение поведения людей может стать либо следствием системы запретов, либо следствием изменения их сознания, т.е. формирования определенного мировоззрения – ЭКОЛОГИЧЕСКОГО. Наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве.

Программа «Мир лекарственных растений» разработана на основе системы непрерывного экологического образования Т.Шпотовой.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.

  Организация экологического воспитания продиктована актуальной необходимостью человечества – необходимостью создания в нашем обществе системы воспроизводства и потребления природных ресурсов подобной той, что создана природой на протяжении всего периода существования нашей планеты.

  Экологическое воспитание – целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде.

  Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде можно лишь при непосредственно контакте с природой.

Новизной программы является сам процесс обучения, который базируется на нетрадиционных видах занятия: экскурсии, создание проектов, практическая работа с растениями.

Концепция программы «Мир лекарственных растений» состоит в том, что у учащихся должны формироваться не только соответствующие знания и умения, но и определенные качества личности.

  Программа строится по четырем направлениям:

 

1) естественнонаучное направление – ориентировано на передачу системы знаний о лекарственный растениях;

 

2) экологовалеологическое направление
– ориентировано на передачу знаний об использовании лекарственного сырья для сохранения здоровья человека;

3) поисково-исследовательское направление – ориентировано на обучение обучающихся исследовательской деятельности.

Особенностью настоящей программы является четвертое направление:

3) направление эмоционально-чувственного развития, целью которого является обучение детей умению восхищаться красотой и гармонией природы, выражать свое восхищение различными художественными способами.

Педагогическая целесообразность.

  Программа представляет собой синтез двух подходов к экологическому образованию:

 

1) традиционного для российской школы, основанного на приоритете

естественнонаучных знаний;

 

2) и более распространенного за рубежом, в основу которого положено чувственное, эмоциональное познание природы.

 

Другими словами, программа предусматривает не только передачу ЗНАНИЙ, но пробуждение ЧУВСТВ ребенка

  Каждое занятие программы построено с учетом теории познания. Сначала детям предлагаются виды деятельности, требующие работы органов чувств. Затем дети получают «эмоциональный импульс». Следующий шаг – «усвоение порции знаний». И в заключении – задания дающие детям возможность анализа полученных знаний.

  Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы, являются слова Джозефа Корнелла «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» - познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение осуществляется в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

 

 Цель программы: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.

 

  Задачи:
 1) Повысить уровень общих и социальных знаний и умений по окружающему миру.
 2) Сформировать представление о современных достижениях народной медицины.
 3) Развивать творческие способности обучающихся.
 4) Научить работать с дополнительными материалами ( справочной литературой, видеосъемками, фотографированием и.т.д.).
 5) Формировать умение разрабатывать проекты.

6) Воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека
Работа кружка построена на методе проектов.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:



-       метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

-       метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

-       метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогических процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Данная программа рассчитана для учащихся 2-3 классов по 34 часа в год: из расчета 1 час в неделю. Она включает в себя теоретическую, практическую часть. Практическая часть представлена экскурсиями, творческими работами учащихся.

К концу изучения программы обучающиеся должны знать:

- историю использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности;

- группы лекарственных растений;

- биологические формы лекарственных растений;

- биологически активные вещества лекарственных растений и их значение.

- части растений;

- лекарственные растения различных экосистем;

- способы размножения растений;

- сроки и правила сбора лекарственных растений;

- классификацию лекарственных препаратов, изготовленных из растений.

Обучающиеся должны уметь:

- различать дикорастущие и культурные лекарственные растения.

- искать информацию о растениях в словарях и справочниках.

- составлять гербарии.

- собирать лекарственные растения, обрабатывать их, хранить.


- готовить настои из лекарственных трав, сборы.

- самостоятельно разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций.

Критериями и механизмами отслеживания результативности программы являются:

- психолого-педагогическая диагностика;

- учебно-исследовательская деятельность обучающихся;

- творческие работы;

- участие в школьных и городских олимпиадах по окружающему миру;

- повышение познавательного интереса к окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

2 класс

1. Вводное занятие (2 ч)

Цель: развитие у обучающихся стойкого интереса к изучению программы, формирование умения находить нужную информацию из словарей и справочников.

1.1. История использования лекарственных растений.

1.2. Лекарственные растения, содержащие витамины.

1.3. Творческая работа обучающихся по составлению сопроводительных карточек на каждое растение (ромашка, шиповник, боярышник, валериана, мята, белладонна, наперстянка, алтей).

2. Дикорастущие лекарственные растения (18 ч)

Цель: учить различать дикорастущие лекарственные растения различных экосистем, формирование умения выделять их характерные признаки.

2.1. Лекарственные растения леса.

2.2. Лекарственные растения луга.

2.3. Рудеральные растения.

2.4. Экскурсия в лес, на луг.

2.5. Сбор и составление гербария.

3. Культурные лекарственные растения (14 ч)

Цель: учить различать культурные растения, имеющие лекарственные свойства, формировать умение выделять их характерные признаки.

3.1. Культурные лекарственные растения.

3.2. Экскурсия в кабинет биологии.

3.3. Практическая работа по посадке комнатных лекарственных растений.

3.4. Практическая работа по выращиванию рассады лекарственных растений.

3.5. Оформление клумбы.

3 класс

1. Сбор и хранение лекарственного сырья (7 ч)

Цель: освоить правила сбора, обработки и хранения лекарственного сырья.

1.1. Правила сбора лекарственных растений.

1.2. Обработка лекарственного сырья.

1.3. Условия и сроки хранения сырья.

1.4. Экскурсия в аптеку.

1.5. Экскурсия в лес.

1.6. Практическая работа по обработке собранного лекарственного сырья.

2. Использование лекарственного сырья (12 ч)

Цель: работать над умением приготовления сборов из лекарственных трав, соков, настоев, отваров.

2.1. Правила составления лекарственных сборов, соков, настоев, отваров.


2.2. Практическая работа по приготовлению лекарственных сборов.

2.3. Практическая работа по приготовлению соков.

2.4. Практическая работа по приготовлению настоев.

2.5. Практическая работа по приготовлению отваров.

3. Подготовка проектов (10 ч)

Цель: учить поисково-исследовательской работе.

3.1. Теоретическая часть.

3.2. Практическая часть.

4. Самопрезентация проектов (5 ч)

Цель: обучать умению представлять свой проект и защищать его.

4.1. Защита проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс



Тема

Кол-во часов

Обуч-ся должны знать

Обуч-ся должны уметь

Понятийный аппарат

1

Тема 1:Вводное занятие

История использования лекарственных растений.

Лекарственные растения, содержащие витамины.


2

1

1

- историю использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности;

- биологические формы лекарственных растений;

- группы лекарственных растений;

- значение биологически активных веществ;

- лекарственные растения, содержащие витамины

- находить необходимую информацию из словарей и справочников по лекарственным растениям;

- различать дикорастущие и культурные лекарственные растения;

- различать части растений, содержащие биологически активные вещества;

- составлять сопроводительные карточки на каждое растение.

Дикорастущие и культурные лекарственные растения, биологически активные вещества, витамины

2

Тема 2: Дикорастущие лекарственные растения

Лекарственные растения леса

Экскурсия в лес

Составление гербария «Лекарственные растения леса»

Лекарственные растения луга

Экскурсия на луг

Составление гербария «Лекарственные растения луга»

Рудеральные растения (растения у нас под ногами)

Составление гербария «Рудеральные растения»

18

3

1

3

3

1

3

2

2


- лекарственные растения леса;

- лекарственные растения луга;

- рудеральные лекарственные растения.

- выделять характерные признаки лекарственных растений;

- составлять гербарии.

Экосистема, рудеральные растения

3

Тема 3: Культурные лекарственные растения

Культурные лекарственные растения

Лекарственные растения, размножаемые семенами

Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом

Экскурсия в кабинет биологии

Защита лекарственных растений от вредителей

Посадка комнатных лекарственных растений

Выращивание рассады лекарственных растений

Оформление клумбы

14

3

2

2

1

2

2

1

1

- культурные растения, имеющие лекарственные свойства;

- лекарственные растения, размножаемые семенами;

- лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом;

- правила посадки лекарственных растений.


- производить посадку комнатных лекарственных растений;

- выращивать рассаду;

- пересаживать лекарственные растения в открытый грунт и оформлять клумбу.

Вегетативный способ размножения, однолетники, двулетники, многолетники.