ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Обуч-ся должны знать | Обуч-ся должны уметь | Понятийный аппарат |
1 | Тема 1: Сбор и хранение лекарственного сырья Правила сбора лекарственных растений Обработка лекарственного сырья Условия и сроки хранения лекарственного сырья Экскурсия в аптеку Экскурсия в лес Практическая работа по обработке лекарственного сырья | 7 1 1 1 1 1 2 | - правила сбора лекарственных растений; - способы обработки лекарственного сырья; - условия и сроки хранения лекарственного сырья. | - правильно собирать лекарственные растения; - обрабатывать лекарственное сырье; - упаковывать, хранить лекарственное сырье. | Сырье. |
2 | Тема 2: Использование лекарственного сырья Правила составления лекарственных сборов, соков, настоев, отварок Практическая работа по составлению лекарственных сборов Практическая работа по приготовлению соков Практическая работа по приготовлению настоев Практическая работа по приготовлению отваров | 12 4 2 2 2 2 | - правила составления лекарственных сборов; - правила приготовления соков, настоев, отваров | - составлять лекарственные сборы; - готовить соки, настои, отвары. | Сбор, настой, отвар, пропорции. |
3 | Тема3: Подготовка проектов Теоретическая часть Практическая часть | 10 2 8 | - специфику поисково-исследовательской работы | - проводить поисково –исследовательскую работу и оформлять ее результаты. | Проект |
4 | Тема 4: Самопрезентация проектов | 5 | | - представлять свой проект и защищать его. | Самопрезентация |
Список рекомендуемой литературы для педагога
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристко-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю, руководителю кружка). – М.,1992.
2. Георгиевский В.П. Биологически активные вещества лекарственных растений. – Новосибирск, 1990.
3. Горский В.А. Живое образование. – Ногинск, 2007.
4. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения. – М., 2003.
5. Гулимова В.И. Эфирные масла в косметике и медицине //Медицина и косметика, - М., 2005.
6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000.
7. Энциклопедия лекарственных растений. – СПб., 2006.
8. Интернет – сайт http//www.floranimal.ru
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Замятина Наталья Георгиевна. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «ABF», Москва.
2. Лекарственные растения и их применение. – Л 43 Владивосток: МП «Экслибрис», 1992. – 240 с. – (Сотворение гармонии).
3. Энциклопедия лекарственных растений. – СПб., 2006
4. Интернет – сайт http//www.floranimal.ru
Методическое обеспечение программы
1. Образец сопроводительной карточки растения.
2. Игра «Приготовь лекарство».
3. Конспект занятия «Аптека на подоконнике».
4. Секреты сбора лекарственного сырья.
5. Кубышка – травница.
6. Гербарий.
7. Таблица «Части растений».
8. Таблицы «Лес», «Луг».
ОБРАЗЕЦ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ КАРТОЧКИ РАСТЕНИЯ
Русское название: Белладонна (красавка, красавица, сонная одурь, сонный дурман, немица, бешеная вишня, бешеница).
Латинское название: Atropa belladonna.
Семейство: Паслёновые.
Родина: Западная Европа, Азия, Афганистан, Пакистан, Гималаи, Америка, Северная Африка.
Лекарственное сырьё: листья и корни.
Использование: С давних времен её применяли при врачевании кожных заболеваний, эпилепсии, желтухи и коклюша.
Препараты, изготовленные на основе экстракта белладонны, применяют для изучения сосудов глазного дна, воспалительных заболеваниях слизистой оболочки желудка, бронхиальной астме, при лечении гастритов и почечнокаменной болезни.
Рисунок:
ИГРА "ПРИГОТОВЬ ЛЕКАРСТВО"
Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.
Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.
Ход игры.
Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, учитель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.
Задание дают группе детей (двум - трем):
- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:
- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);
- подбери "посуду" для приготовления лекарства;
- расскажи о своем лекарстве.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «АПТЕКА НА ПОДОКОННИКЕ»
Цель:
-
Закрепить и систематизировать знания о растениях (лекарственных, садовых и дикорастущих); -
Расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ, кислица, лавр), познакомить и исследовать их лечебные свойства. -
Познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками. -
Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
Материал:
-
серия открыток “Лекарственные растения”; -
плакаты “Комнатные растения”, “Размножение растений”; -
дидактические игры “Кузовок”, “Вершки и корешки”; -
посадочный материал – отводки хлорофитума.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)
-
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива). -
Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки). -
Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог. Он однажды людям добрым раны вылечить помог (подорожник). -
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик). -
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек)
– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?
Правильно, лекарственные
. А почему эти растения называют лекарственными?
– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.
Игра “Вспоминай, быстро называй”.
Играют 8–10 человек.
Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?
Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.
Проводится дидактическая игра “Кузовок”.
Дидактическая игра “Кузовок”.
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.
Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.
– Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?
– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.
(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)
– Молодцы.
– Мы знаем, что мало знать какую травку надо использовать при лечении болезни, необходимо так же знать какая часть растения нам пригодиться.
Давайте вспомним, из каких частей состоит любое травянистое растение?
(Показать на плакате – корень, стебель, лист, цветок, плод.)
– Следующую игру мы так и назовем “Вершки и корешки”.
Дидактическая игра “Вершки и корешки”.
Играют 3–4 человека.
Каждому ребенку предлагается 2–3 карточки с какими-либо лекарственными растениями, которые он должен определить в одну из трех корзин: 1 – для лечения используются цветы и плоды; 2 – листья и стебли; 3 – корни.
После игры раздается телефонный звонок (разыгрывается кукольный спектакль за ширмой).
- У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
- Что вам надо?
– Микстуру.
- Для кого?
– Для сына моего.
-Что случилось?
– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.
- Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.
А потом позвонили цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.
- Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.
А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.
Повести, пожалуйста, трубку.
– А потом позвонила свинья.
– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.
– Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.
– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.
. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?
– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.
. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать? Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?
Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные "цветочки в горшочках" тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Это не только общеизвестные алоэ, каланхоэ или герань, целебными свойствами обладают многие декоративные растения от плюща и традесканции, украшающие едва ли не каждую квартиру, до экзотического цитрусового или оливкового деревца. Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире, по уверениям цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего "садика".
– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. Например, посмотрите на этот цветок. У него, прямостоячий стебель, листья вытянутые, заостренные, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие. Называется цветок – АЛОЭ.
– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.
Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)
Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов?