Файл: Географические особенности географических районов. Сибирь. Географическое положение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок географии

Дата: 9 «А»

Тема: Географические особенности географических районов. Сибирь. Географическое положение

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель: формирование знаний учащихся об особенностях Восточной Сибири как природно-экономическом районе через изучение его природы и совершенствование ОУУН

Задачи урока: . образовательная: сформировать знания учащихся об особенностях природы Восточной Сибири;

коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления;

воспитательная: развитие интереса к изучению своей страны.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание


I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности;

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята.

-Мы продолжаем изучать экономические районы России.

Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.




Ф

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Создание благоприятного для обучения климата.

Опрос д.з.

2) ТЕСТ

1.Дайте оценку ЭГП, природных условий и ресурсов Западной Сибири.

2.  Дайте характеристику Западно-Сибирского ТПК.

3.   Дайте характеристику Кузнецко-Алтайского ТП

Отвечают

Ф







II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Определение темы урока



- Какой район мы изучаем? (Восточная Сибирь). Показать на карте.

- Давайте вспомним особенности его географического положения. Выберите варианты ответов, в которых правильно указаны особенности ГП Восточной Сибири:

1.Восточно-Сибирский район граничит с Западно-Сибирским районом и Дальневосточным районом;

2. Располагается в центре Азиатской части.

3. 1000 км. отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны.

4. Располагается в центре Европейской части.

5. Восточно-Сибирский район граничит с Центральным, Северо – Кавказским и Дальневосточным районами.

6. Имеет большую протяженность с севера на юг.
Слева - каменный пояс Урала,

Справа Тихий шумит океан.

Ты - хрустальная бездна Байкала

И туманы в ущельях Саян.

Ты - бескрайние тундры просторы,

Где полгода мороз и пурга,

Золотые Алтайские горы

И зелёная сказка - тайга.

Не проехать от края до края

И ни вдаль не объять, и ни вширь!

Ты речная моя и лесная,

Бесконечно родная Сибирь!

О каком экономическом районе  сегодня пойдет речь?

Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

-Восточная Сибирь


Ф

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;





I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий

Поискинформации.

Физкультмин.


- Почему изучение любого района мы начинаем с изучения Г.П. и в частности Ф.Г.П. (Ф.Г.П. влияет на все компоненты природы). Записываем число и тему урока.

1. - Откройте физическую карту Восточной Сибири (стр.48). Что можете сказать о рельефе в целом? (разнообразен)

- Рельеф Восточной Сибири разнообразен. Здесь есть и равнины и горы. Равнины различны по высоте: низменности (Северо-Сибирская), плоскогорья (Среднесибирское).

Горы тоже отличаются по высоте: средние на востоке (Енисейский кряж, Ленно – Ангарское плато), высокие на юге (горы Алтай, Саяны, Становое нагорье).

- Какие горы являются самыми высокими? Самая высокая точка - ………….

- Откройте физическую карту России. Давайте посмотрим профиль рельефа Восточной Сибирь с севера на юг по меридиану 950 в.д. Назовите формы рельефа и определите средние высоты.

(горы Бырранга (1000-1400 м.), Северо-Сибирская низменность (400 м.), плато Путорана (1500м. -2000 м.), Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), Восточный Саян (2000 м. – 2500м.).

- Почему рельеф этой физико-географической области столь разнообразен? Откройте карту «Тектоника и минеральные ресурсы» и определите, что лежит в основании названных форм рельефа?

Первыми рвались на восток самые активные люди, которых называли промышленниками. Их главным промыслом и была рухлядь, так в старину называли пушнину. Пушнина была предметом роскоши, за нее щедро платили как европейские монархи, так и азиатские правители . Как в Азии, так и в Европе к тому времени своей пушнины уже давно не было. Кроме того, пушнина (в отличие, например, от древесины или соли) была очень удобным товаром для индивидуальных предпринимателей того времени – весила мало, места занимала немного, хранилась долго, стоила дорого, расходов  требовала мало. Рухлядь скупалась у местного населения за тряпки, ножи-топоры и водку, поэтому прибыль могла быть в тысячи процентов.

Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты. В России сохранился такой факт. В 1748г. М.В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской  науки на десятке подвод вести 3,5 тонны медных монет.

Что мы должны сегодня узнать на уроке ?   (формулируется цель)

Задание: Записать субъекты РФ, входящие в В-С эк. Район. Внесите в свои тетради данные о площади и протяженности района (работа с учебником: П=4,1 млн. км2, с-ю=3000км., з-в=1800км.)

Задание: Оцените ЭГП Восточной Сибири.

Положительное: 1. Омывается СЛО на севере , северный морской путь.

                                2. Соседство с Дальним Востоком и Западной Сибирью, Монголией, Китаем

                                 3. Богатство природных ресурсов

Отрицательное:  1.Удаленность от центра России, европейских стран

                                 2.Низкая степень освоенности и заселенности

                                  3. Слабая транспортная освоенность

Задание: Проанализируйте природные условия и ресурсы Восточной Сибири ( с точки зрения важности района и России)

Запасы природных ресурсов Восточной Сибири

Виды ресурсов

Запасы

Центры

Топливно-энергетические:

1.Каменный и бурый уголь

2.Нефть

3.Газ

Минеральные ресурсы:

1.Железные руды

2. Руды цветных металлов

Никель,  Кобальт, платиноиды,

Медь

Золото, Серебро, Свинец, Цинк

Олово, Молибден

Полиметалические руды

3.Строительные материалы

Древесина:

Гидроэнергетические:

3,7 трл. т. 1 место по России (80% от общероссийских (30% балансовые)

8,5%

Большие запасы мирового значения

Значительные запасы

40% (27 млр м3)

44% (700 млрд кВт/ч)

Канско-Ачинский буроугольный бассейн, Иркутский каменноугольный бассейн, Гусиноозерское месторождение бурого угля в Бурятии, т.д

Перспективные районы:

Тунгусский каменноугольный бассейн, Таймырский каменноугольный бассейн

Марковское месторождение в Иркутской обл.

Ковыктинское месторождение

В Иркутской обл.

Ангаро-Илимский район,

Красноярский край (9бассейнов)

Норильское, Октябрьское, Талнахское  на Севере Восточной Сибири,

Кузнецкий Алатау, Удоканское месторождение в Читинской обл.

Читинская обл.

Читинская обл.

Тыва

Бурятия, Забайкалье

Зона тайги

Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, Иркутская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС



Объединяются в группы.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации.
Работают с информацией, представленной учителем.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Обосновывают выбор написания.

Представитель каждой группы отчитывается о работе группы

-

1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х  возможно лишь на юге, в степных районах)

1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х  возможно лишь на юге, в степных районах)



и

И

Ф

и

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Коммуникативные

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ПознавательныеУУД

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из просмотренного вид

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные УУД

владение монологической и диалогической формами речи .
Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;



Работа в группах

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.


IV. Этап первичной проверки понимания изученного

Вопрос: Существуют ли перспективы для развития В-С экономического района?

  1. Выскажите свою точку зрения.

  2. Найдите в сети Интернет информацию о перспективах развития района, представить в виде схемы




Г

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве






V. Этап информации о домашнем задании

П. 51 ,













VI.Этап закрепления изученного.обобщения и систематизации

Рефлексия

Подберите несколько прилагательных, что бы продолжить фразы:

  1. Не хочу, что бы Сибирь была… ( истерзанная, уставшая, забитая т.д)

  2. Хочу, что бы Сибирь была … ( могучая, процветающая, богатая т.д)

«У России нет иного пути к возвращению в мировое сообщество в качестве равной другим великой державы, кроме как через интенсивное развитие ее восточноазиатской политики» (ученый-востоковед  В. Максимов. Проблемы Дальнего Востока. 1992. №5)







Г

Коммуникативные УУД

умение отвечать на вопросы

- умение спрашивать,





VI1.Этапподведения итогов

Выставление оценок за урок













VI11.Этап рефлексии




  • Красный вагон: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке».

  • Оранжевый вагон: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

  • Серый вагон: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».




И

Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли..






ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).