Файл: Географические особенности географических районов. Сибирь. Географическое положение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок географии
Дата: 9 «А»
Тема: Географические особенности географических районов. Сибирь. Географическое положение
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Форма проведения урока: урок-путешествие
Цель: формирование знаний учащихся об особенностях Восточной Сибири как природно-экономическом районе через изучение его природы и совершенствование ОУУН
Задачи урока: . образовательная: сформировать знания учащихся об особенностях природы Восточной Сибири;
коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мышления;
воспитательная: развитие интереса к изучению своей страны.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме, в форме презентации.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД:формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,
развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Комментарий, примечание | |||||||
I этап. Организационный момент. Цель: 1) мотивирование учащихся к учебной деятельности; | 1. Организационный момент. -Здравствуйте ребята. -Мы продолжаем изучать экономические районы России. | Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Ф | Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД установка на здоровый образ жизни; Регулятивные УУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Создание благоприятного для обучения климата. | |||||||
Опрос д.з. | 2) ТЕСТ 1.Дайте оценку ЭГП, природных условий и ресурсов Западной Сибири. 2. Дайте характеристику Западно-Сибирского ТПК. 3. Дайте характеристику Кузнецко-Алтайского ТП | Отвечают | Ф | | | |||||||
II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся. Определение темы урока | - Какой район мы изучаем? (Восточная Сибирь). Показать на карте. - Давайте вспомним особенности его географического положения. Выберите варианты ответов, в которых правильно указаны особенности ГП Восточной Сибири: 1.Восточно-Сибирский район граничит с Западно-Сибирским районом и Дальневосточным районом; 2. Располагается в центре Азиатской части. 3. 1000 км. отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны. 4. Располагается в центре Европейской части. 5. Восточно-Сибирский район граничит с Центральным, Северо – Кавказским и Дальневосточным районами. 6. Имеет большую протяженность с севера на юг. Слева - каменный пояс Урала, Справа Тихий шумит океан. Ты - хрустальная бездна Байкала И туманы в ущельях Саян. Ты - бескрайние тундры просторы, Где полгода мороз и пурга, Золотые Алтайские горы И зелёная сказка - тайга. Не проехать от края до края И ни вдаль не объять, и ни вширь! Ты речная моя и лесная, Бесконечно родная Сибирь! О каком экономическом районе сегодня пойдет речь? | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; -Восточная Сибирь | Ф | Личностные УУД Формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные УУД Формирование целостной картины мира Коммуникативные УУД Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; | | |||||||
I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий Поискинформации. Физкультмин. | - Почему изучение любого района мы начинаем с изучения Г.П. и в частности Ф.Г.П. (Ф.Г.П. влияет на все компоненты природы). Записываем число и тему урока. 1. - Откройте физическую карту Восточной Сибири (стр.48). Что можете сказать о рельефе в целом? (разнообразен) - Рельеф Восточной Сибири разнообразен. Здесь есть и равнины и горы. Равнины различны по высоте: низменности (Северо-Сибирская), плоскогорья (Среднесибирское). Горы тоже отличаются по высоте: средние на востоке (Енисейский кряж, Ленно – Ангарское плато), высокие на юге (горы Алтай, Саяны, Становое нагорье). - Какие горы являются самыми высокими? Самая высокая точка - …………. - Откройте физическую карту России. Давайте посмотрим профиль рельефа Восточной Сибирь с севера на юг по меридиану 950 в.д. Назовите формы рельефа и определите средние высоты. (горы Бырранга (1000-1400 м.), Северо-Сибирская низменность (400 м.), плато Путорана (1500м. -2000 м.), Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), Восточный Саян (2000 м. – 2500м.). - Почему рельеф этой физико-географической области столь разнообразен? Откройте карту «Тектоника и минеральные ресурсы» и определите, что лежит в основании названных форм рельефа? Первыми рвались на восток самые активные люди, которых называли промышленниками. Их главным промыслом и была рухлядь, так в старину называли пушнину. Пушнина была предметом роскоши, за нее щедро платили как европейские монархи, так и азиатские правители . Как в Азии, так и в Европе к тому времени своей пушнины уже давно не было. Кроме того, пушнина (в отличие, например, от древесины или соли) была очень удобным товаром для индивидуальных предпринимателей того времени – весила мало, места занимала немного, хранилась долго, стоила дорого, расходов требовала мало. Рухлядь скупалась у местного населения за тряпки, ножи-топоры и водку, поэтому прибыль могла быть в тысячи процентов. Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты. В России сохранился такой факт. В 1748г. М.В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской науки на десятке подвод вести 3,5 тонны медных монет. Что мы должны сегодня узнать на уроке ? (формулируется цель) Задание: Записать субъекты РФ, входящие в В-С эк. Район. Внесите в свои тетради данные о площади и протяженности района (работа с учебником: П=4,1 млн. км2, с-ю=3000км., з-в=1800км.) Задание: Оцените ЭГП Восточной Сибири. Положительное: 1. Омывается СЛО на севере , северный морской путь. 2. Соседство с Дальним Востоком и Западной Сибирью, Монголией, Китаем 3. Богатство природных ресурсов Отрицательное: 1.Удаленность от центра России, европейских стран 2.Низкая степень освоенности и заселенности 3. Слабая транспортная освоенность Задание: Проанализируйте природные условия и ресурсы Восточной Сибири ( с точки зрения важности района и России) Запасы природных ресурсов Восточной Сибири
| Объединяются в группы. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации. Работают с информацией, представленной учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Обосновывают выбор написания. Представитель каждой группы отчитывается о работе группы - 1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х возможно лишь на юге, в степных районах) 1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х возможно лишь на юге, в степных районах) | и И Ф и | Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПознавательныеУУД Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из просмотренного вид Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД владение монологической и диалогической формами речи . Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Работа в группах Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. | |||||||
IV. Этап первичной проверки понимания изученного | Вопрос: Существуют ли перспективы для развития В-С экономического района?
| | Г | Познавательные УУД Выведение следствий и причино-следственных связей Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | | |||||||
V. Этап информации о домашнем задании | П. 51 , | | | | | |||||||
VI.Этап закрепления изученного.обобщения и систематизации | Рефлексия Подберите несколько прилагательных, что бы продолжить фразы:
«У России нет иного пути к возвращению в мировое сообщество в качестве равной другим великой державы, кроме как через интенсивное развитие ее восточноазиатской политики» (ученый-востоковед В. Максимов. Проблемы Дальнего Востока. 1992. №5) | | Г | Коммуникативные УУД умение отвечать на вопросы - умение спрашивать, | | |||||||
VI1.Этапподведения итогов | Выставление оценок за урок | | | | | |||||||
VI11.Этап рефлексии |
| | И | Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.. | |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).