Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 999
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
англосаксонским населением и пришельцами-завоевателями, норманнами. На других рубежах В. Скотт продолжает разработку все той же проблемы – столкновение местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Народ, угнетаемый корыстолюбивыми феодалами, – таков стержневой образ романа, складывающийся из многих лиц, в числе которых – народный заступник Робин Гуд, выведенный под именем Локсли. Сам сюжет условен и как бы сковывает живой материал, который все же с мощной силой пробивается в эпизодах народных волнений, баронского самоуправства, рыцарских турниров.
«Силой своего разумения, – писал Скотт в предисловии 1830 г. к переизданию «Айвенго», – автор отделяет черты индивидуально-характерные от общих, видовых, а его воображение воссоздает эпоху и ее героев, показывая, как они мыслили и говорили». Иными словами, цель состоит в том, чтобы показать, почему "люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей"».
– Как вы считаете, с какой целью В. Скотт открывает роман «Айвенго» довольно объемной исторической справкой, которая предваряет развитие сюжета?
– Обратимся к роману. Как впервые вводит в повествование романа своих героев В. Скотт? Назовите имена этих персонажей.
1) «Среднего роста, широкоплечий, с длинными руками, он отличался крепким телосложением человека, привыкшего переносить суровые лишения на войне или усталость на охоте. Голова его была правильной формы, зубы белые, широкое лицо с большими голубыми глазами дышало смелостью и прямотой и выражало такое благодушие, которое легко сменяется вспышками внезапного гнева. В его глазах блистали гордость и постоянная настороженность, потому что этот человек всю жизнь защищал свои права, посягательства на которые непрестанно повторялись, а его скорый, пылкий и решительный нрав всегда держал его в тревоге за свое исключительное положение. Длинные русые волосы... разделенные ровным пробором, шедшим от темени до лба, падали на плечи; седина едва пробивалась в них, хотя ему шел шестидесятый год» – ...
2) «Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалеваны какие-то пестрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут ... широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-желтой каймой. <...> Наружность ... обличала присущее людям этого рода рассеянное любопытство, крайнюю непоседливость и подвижность, а также полное довольство своим положением и своей внешностью» – ...
3) «Человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускулов и сухожилий; видно было, что он перенес множество тяжелых испытаний и готов перенести еще столько же. На нем была красная шапка с меховой опушкой... На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подергивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, темных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодоленных опасностях» – ...
4) «С ног до головы он был закутан в просторный плащ из черной саржи, который напоминал нынешние гусарские плащи... Грубые сандалии, прикрепленные ремнями к обнаженным ногам, широкополая шляпа, обшитая по краям раковинами, окованный железом длинный посох с привязанной к верхнему концу пальмовой ветвью дополняли костюм паломника» – ...
5) «Человек угрюмый и на вид свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочками невозможно было определить, какому животному он принадлежал. <...> Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, ее перетягивал широкий пояс с медной застежкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой – бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой» – ...
6) «Его лицо так же мало говорило о смирении, как и одежда – о презрении к мирской роскоши. Черты его лица были бы приятны, если бы глаза не блестели из-под нависших век тем лукавым эпикурейским огоньком, который изобличает осторожного сластолюбца. <...> одежда его была роскошна: рукава плаща у этого церковного сановника были подбиты и оторочены дорогим мехом, а мантия застегивалась золотой пряжкой, и вся орденская одежда была столь изысканна и нарядна» – ...
7) «... была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной, а
благородные очертания головы и лица были таковы, что исключали мысль о бесцветности, часто сопровождающей красоту слишком белокожих блондинок. Ясные голубые глаза, опушенные длинными ресницами, смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета, придававших выразительность ее лбу. Казалось, глаза эти были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к ее лицу. <...> Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, были украшены драгоценными камнями и свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения» – ...* (см. Примечание.)
– Почему так подробно В. Скотт останавливается на портрете, внешнем виде героев своего романа? Какие черты характера проявляются в облике персонажей? Ответ проиллюстрируйте цитатами из текста романа.
4. Выборочное чтение понравившихся сцен из романа.
IV. Подведение итогов урока.
Способы создания атмосферы и обстановки, развитые В. Скоттом, были восприняты романом XIX в. и, совершенствуясь, постоянно использовались.
В. Скотт явился не только основоположником «исторического» романа, он стал у истоков последующей прозы постольку, поскольку любое повествование говорит о прошлом. По словам Белинского, В. Скотт сблизил искусство с действительностью, «взяв в посредники историю». Он же выступил первым создателем особой литературной страны, своего края, особого мира: достижение, у которого было большое будущее.
Уроки 70–71
Художественное произведение
и его читатели. хочу рассказать
о прочитанной книге
(читательская конференция)
Ход урока
На доске тема конференции «Хочу рассказать о прочитанной книге». В качестве эпиграфов приведены высказывания известных писателей.
«Читайте всякий день по одной главе, не больше… По прочтении предайтесь размышлению о прочитанном. Переворотите на все стороны прочитанное…» (Н. В. Гоголь.)
«Читай много, но не всему верь, не для того, чтобы во всем сомневаться, но чтобы все обсудить. Свой ум лучше чужого остроумия; не доверяй и ему с первого раза – пускай время будет ситом твоих мнений». (А. А. Бестужев-Марлинский.)
«Задача литературы – пробуждать в человеке гордость самим собой
, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое замечательное, самое дорогое…» (М. Горький.)
Учащиеся выступают с рефератами и сообщениями. Строгий порядок не обязателен – начинает любой ученик по желанию. Рефераты и другие подготовленные работы сдаются учителю.
На конференции организована выставка книг, о которых учащиеся рассказывают, и иллюстраций, если некоторые учащиеся их сделали как приложение к своей работе.
Всем участникам конференции выставляются оценки
«Силой своего разумения, – писал Скотт в предисловии 1830 г. к переизданию «Айвенго», – автор отделяет черты индивидуально-характерные от общих, видовых, а его воображение воссоздает эпоху и ее героев, показывая, как они мыслили и говорили». Иными словами, цель состоит в том, чтобы показать, почему "люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей"».
– Как вы считаете, с какой целью В. Скотт открывает роман «Айвенго» довольно объемной исторической справкой, которая предваряет развитие сюжета?
– Обратимся к роману. Как впервые вводит в повествование романа своих героев В. Скотт? Назовите имена этих персонажей.
1) «Среднего роста, широкоплечий, с длинными руками, он отличался крепким телосложением человека, привыкшего переносить суровые лишения на войне или усталость на охоте. Голова его была правильной формы, зубы белые, широкое лицо с большими голубыми глазами дышало смелостью и прямотой и выражало такое благодушие, которое легко сменяется вспышками внезапного гнева. В его глазах блистали гордость и постоянная настороженность, потому что этот человек всю жизнь защищал свои права, посягательства на которые непрестанно повторялись, а его скорый, пылкий и решительный нрав всегда держал его в тревоге за свое исключительное положение. Длинные русые волосы... разделенные ровным пробором, шедшим от темени до лба, падали на плечи; седина едва пробивалась в них, хотя ему шел шестидесятый год» – ...
2) «Его куртка была выкрашена в ярко-пурпурный цвет, а на ней намалеваны какие-то пестрые и безобразные узоры. Поверх куртки был накинут ... широкий и очень короткий плащ из малинового сукна, изрядно перепачканного, отороченный ярко-желтой каймой. <...> Наружность ... обличала присущее людям этого рода рассеянное любопытство, крайнюю непоседливость и подвижность, а также полное довольство своим положением и своей внешностью» – ...
3) «Человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускулов и сухожилий; видно было, что он перенес множество тяжелых испытаний и готов перенести еще столько же. На нем была красная шапка с меховой опушкой... На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подергивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, темных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодоленных опасностях» – ...
4) «С ног до головы он был закутан в просторный плащ из черной саржи, который напоминал нынешние гусарские плащи... Грубые сандалии, прикрепленные ремнями к обнаженным ногам, широкополая шляпа, обшитая по краям раковинами, окованный железом длинный посох с привязанной к верхнему концу пальмовой ветвью дополняли костюм паломника» – ...
5) «Человек угрюмый и на вид свирепый. Одежда его состояла из одной кожаной куртки, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх; от времени мех так вытерся, что по немногим оставшимся клочками невозможно было определить, какому животному он принадлежал. <...> Ворот был так широк, что куртка надевалась через голову, как наши рубашки или старинная кольчуга. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, ее перетягивал широкий пояс с медной застежкой. К поясу была привешена с одной стороны сумка, с другой – бараний рог с дудочкой. За поясом торчал длинный широкий нож с роговой рукояткой» – ...
6) «Его лицо так же мало говорило о смирении, как и одежда – о презрении к мирской роскоши. Черты его лица были бы приятны, если бы глаза не блестели из-под нависших век тем лукавым эпикурейским огоньком, который изобличает осторожного сластолюбца. <...> одежда его была роскошна: рукава плаща у этого церковного сановника были подбиты и оторочены дорогим мехом, а мантия застегивалась золотой пряжкой, и вся орденская одежда была столь изысканна и нарядна» – ...
7) «... была прекрасно сложена и высока ростом, но не настолько высока, однако ж, чтобы это бросалось в глаза. Цвет ее кожи отличался ослепительной белизной, а
благородные очертания головы и лица были таковы, что исключали мысль о бесцветности, часто сопровождающей красоту слишком белокожих блондинок. Ясные голубые глаза, опушенные длинными ресницами, смотрели из-под тонких бровей каштанового цвета, придававших выразительность ее лбу. Казалось, глаза эти были способны как воспламенять, так и умиротворять, как повелевать, так и умолять. Кроткое выражение больше всего шло к ее лицу. <...> Густые волосы светло-русого оттенка, завитые изящными локонами, были украшены драгоценными камнями и свободно падали на плечи, что в то время было признаком благородного происхождения» – ...* (см. Примечание.)
– Почему так подробно В. Скотт останавливается на портрете, внешнем виде героев своего романа? Какие черты характера проявляются в облике персонажей? Ответ проиллюстрируйте цитатами из текста романа.
4. Выборочное чтение понравившихся сцен из романа.
IV. Подведение итогов урока.
Способы создания атмосферы и обстановки, развитые В. Скоттом, были восприняты романом XIX в. и, совершенствуясь, постоянно использовались.
В. Скотт явился не только основоположником «исторического» романа, он стал у истоков последующей прозы постольку, поскольку любое повествование говорит о прошлом. По словам Белинского, В. Скотт сблизил искусство с действительностью, «взяв в посредники историю». Он же выступил первым создателем особой литературной страны, своего края, особого мира: достижение, у которого было большое будущее.
Уроки 70–71
Художественное произведение
и его читатели. хочу рассказать
о прочитанной книге
(читательская конференция)
Ход урока
На доске тема конференции «Хочу рассказать о прочитанной книге». В качестве эпиграфов приведены высказывания известных писателей.
«Читайте всякий день по одной главе, не больше… По прочтении предайтесь размышлению о прочитанном. Переворотите на все стороны прочитанное…» (Н. В. Гоголь.)
«Читай много, но не всему верь, не для того, чтобы во всем сомневаться, но чтобы все обсудить. Свой ум лучше чужого остроумия; не доверяй и ему с первого раза – пускай время будет ситом твоих мнений». (А. А. Бестужев-Марлинский.)
«Задача литературы – пробуждать в человеке гордость самим собой
, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое замечательное, самое дорогое…» (М. Горький.)
Учащиеся выступают с рефератами и сообщениями. Строгий порядок не обязателен – начинает любой ученик по желанию. Рефераты и другие подготовленные работы сдаются учителю.
На конференции организована выставка книг, о которых учащиеся рассказывают, и иллюстраций, если некоторые учащиеся их сделали как приложение к своей работе.
Всем участникам конференции выставляются оценки