Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 996
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Почетнее короны королей,
Наряднее нарядного наряда,
Охоты соколиной веселей.
Ты можешь все отнять, чем я владею,
И в этот миг я сразу обеднею.
(Текст сонета проецируется на экран.)
Определите порядок рифмовки. Докажите, что приведенное поэтическое произведение является сонетом.
5. Работа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».
«Трагедия "Ромео и Джульетта", – писал А. С. Пушкин, – хотя слогом своим совершенно отделяется от известных его приемов, но она так явно входит в его драматическую систему и носит на себе так много следов вольной и широкой его кисти, что ее должно почесть сочинением Шекспира. В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и concetti».
Дома вы уже прочитали эту трагедию Шекспира.
– В какое время создавалась она?
– Отразилась ли в ней новая трактовка человека, появившаяся в эпоху Возрождения?
– Каким предстает человек в этот исторический период на страницах пьесы У. Шекспира?
– Как вы поняли, в чем заключается основной конфликт трагедии Шекспира? («Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» – трагична гибель юных ренессанских героев, их восторженной, отважной и самоот-верженной любви. Вместе с тем в пьесе определена причина трагической ситуации – старинная вражда родовитых семейств, лишенная реального смысла, осуждаемая не только историческим временем, но и верховной властью. Застарелые предрассудки, нечто отжившее, та инерция неразумия, которая была осознана в итоге событий, и привела к примирению враждующих сторон.)
– Почему, на ваш взгляд, сцена «на балконе», в которой происходит признание в любви героев, считается одним из центральных мест в трагедии У. Шекспира? В чем вы видите непреходящую красоту и глубину этой сцены?
– Попытайтесь сопоставить свои впечатления с отзывом А. Пушкина (с. 239, учебник).
6. Инсценирование отрывков из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» с последующим обсуждением игры «актеров», эмоциональностью, выразительностью ребят.
– В чем же счастье и в чем трагедия влюбленных?
– Что говорит Ромео о Джульетте?
– Что волнует Джульетту, о чем она мечтает?
– Что так давно занимает в героях читателей и зрителей всех стран мира?
III. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
«Тоска и грусть, страданья, самый ад» преображаются под пером Шекспира в «красоту», происходит творчески полная, законченная обработка конкретного материала в убедительно закономерную «вторую действительность», отличающуюся многомерностью.
В литературной борьбе своего времени, по выражению современника, Шекспир «побил всех». Он поднялся до положения признанного драматурга и хозяина театра. Около десяти лет (1590–1599) он провел в труппе своего земляка Джеймса Бербеджа, антрепренера, а затем вместе с сыном его, выдающимся трагиком Ричардом Бербеджем, построил и возглавил театр «Глобус», с которым у Шекспира оказалось связанным наиболее напряженное время деятельности (1599–1613).
На пятьдесят третьем году жизни, по преданию, от «лихорадки» или «горячки», что обозначало в те времена великое множество разнообразных болезней – и тиф, и простуду, Шекспир скончался почти что в день своего рождения (дата смерти точна – 23 апреля) и похоронен там, где когда-то был крещен, в церкви Троицы. В том же году скончалась жена Шекспира, похороненная рядом с ним, и тогда же возле гробницы Шекспира, в нише церковной стены, воздвигли деревянный бюст. Вместе с гравированным портретом (М. Друсхоута из «Собрания сочинений», Лондон, 1623 г.) он дает известное представление о внешнем облике Шекспира. Эпитафия к памятнику перекликается с отзывами современников, подчеркивая исключительную естественность дарования Шекспира, и вместе с тем говорит о нем: «По основательности суждений – Нестор, по уму – Сократ, по дарованию – Вергилий...»
Урок 69
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВАЛЬТЕРА СКОТТА
Цель урока: познакомить с основными страницами жизни и творчества Вальтера Скотта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Вальтер Скотт был личностью на удивление гармоничной и целостной. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Так, ярый патриот Шотландии («Попробуйте нас рас-шотландить – горько пожалеете», – как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 г. с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и
учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королем.
СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (15 августа 1771, Эдинбург – 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия), шотландский писатель.
Родился в семье адвоката. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 г. в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 г. и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 г. был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.
Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе – с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то, что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином. Заработал пером много денег, разорился по милости своих издателя и типографа и умер, надорвав силы работой, чтобы расплатиться с кредиторами. Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 г. благодаря продаже авторских прав.
Литературный дебют Скотта – перевод двух поэм немецкого романтика Г. Бюргера (1796) – прошел незамеченным. Но два первых тома, собранных и отредактированных им «Песен Шотландской границы» (1802), снискали ему известность. Поэма «Песнь последнего менестреля» (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали.
Писатель создал 26 романов, причем только один – «Сент-Ронанские воды» (1823) – посвящен современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в XIX в.: «Отец наш Вальтер Скотт» (Бальзак).
На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли «Великим Инкогнито».
Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки.
Раскрывая мотивы и психологию поступков тех или других героев, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества – великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний – выдающееся достижение Скотта-художника.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
1) Почему Вальтера Скотта можно считать родоначальником исторического романа?
2) А что такое «исторический роман»? (Исторический роман – вид романа, изображающий частную жизнь людей в периоды крупных исторических событий; устанавливает диалектическую связь настоящего с прошлым, исследует истоки современных автору общественных процессов, показывает связь судьбы личности с историческим процессом, зависимость его от природы.)
3) Какие проблемы нашли свое отражение в произведениях В. Скотта?
4) Какие из перечисленных мною романов не принадлежат перу В. Скотта?
а) «Роб Рой»;
б) «Робинзон Крузо»;
в) «Пуритане»;
г) «Айвенго»;
д) «Квентин Дорвард»;
е) «Всадник без головы»;
ж) «Эдинбургская темница».
5) К какому из типов исторических романов (роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман) можно отнести произведение В. Скотта «Айвенго»?
3. Слово учителя о романе «Айвенго».
Итак, еще при жизни В. Скотт стал настоящей легендой. Наследие его поистине велико: 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников. Но сегодня на уроке у нас пойдет речь о наиболее выдающемся произведении этого автора, романе «Айвенго», который последовал сразу за серией «шотландских» романов. Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда англичане еще только формировались как единый народ, когда сильно чувствовалось различие между коренным
Наряднее нарядного наряда,
Охоты соколиной веселей.
Ты можешь все отнять, чем я владею,
И в этот миг я сразу обеднею.
(Текст сонета проецируется на экран.)
Определите порядок рифмовки. Докажите, что приведенное поэтическое произведение является сонетом.
5. Работа с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».
«Трагедия "Ромео и Джульетта", – писал А. С. Пушкин, – хотя слогом своим совершенно отделяется от известных его приемов, но она так явно входит в его драматическую систему и носит на себе так много следов вольной и широкой его кисти, что ее должно почесть сочинением Шекспира. В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и concetti».
Дома вы уже прочитали эту трагедию Шекспира.
– В какое время создавалась она?
– Отразилась ли в ней новая трактовка человека, появившаяся в эпоху Возрождения?
– Каким предстает человек в этот исторический период на страницах пьесы У. Шекспира?
– Как вы поняли, в чем заключается основной конфликт трагедии Шекспира? («Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» – трагична гибель юных ренессанских героев, их восторженной, отважной и самоот-верженной любви. Вместе с тем в пьесе определена причина трагической ситуации – старинная вражда родовитых семейств, лишенная реального смысла, осуждаемая не только историческим временем, но и верховной властью. Застарелые предрассудки, нечто отжившее, та инерция неразумия, которая была осознана в итоге событий, и привела к примирению враждующих сторон.)
– Почему, на ваш взгляд, сцена «на балконе», в которой происходит признание в любви героев, считается одним из центральных мест в трагедии У. Шекспира? В чем вы видите непреходящую красоту и глубину этой сцены?
– Попытайтесь сопоставить свои впечатления с отзывом А. Пушкина (с. 239, учебник).
6. Инсценирование отрывков из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» с последующим обсуждением игры «актеров», эмоциональностью, выразительностью ребят.
– В чем же счастье и в чем трагедия влюбленных?
– Что говорит Ромео о Джульетте?
– Что волнует Джульетту, о чем она мечтает?
– Что так давно занимает в героях читателей и зрителей всех стран мира?
III. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя.
«Тоска и грусть, страданья, самый ад» преображаются под пером Шекспира в «красоту», происходит творчески полная, законченная обработка конкретного материала в убедительно закономерную «вторую действительность», отличающуюся многомерностью.
В литературной борьбе своего времени, по выражению современника, Шекспир «побил всех». Он поднялся до положения признанного драматурга и хозяина театра. Около десяти лет (1590–1599) он провел в труппе своего земляка Джеймса Бербеджа, антрепренера, а затем вместе с сыном его, выдающимся трагиком Ричардом Бербеджем, построил и возглавил театр «Глобус», с которым у Шекспира оказалось связанным наиболее напряженное время деятельности (1599–1613).
На пятьдесят третьем году жизни, по преданию, от «лихорадки» или «горячки», что обозначало в те времена великое множество разнообразных болезней – и тиф, и простуду, Шекспир скончался почти что в день своего рождения (дата смерти точна – 23 апреля) и похоронен там, где когда-то был крещен, в церкви Троицы. В том же году скончалась жена Шекспира, похороненная рядом с ним, и тогда же возле гробницы Шекспира, в нише церковной стены, воздвигли деревянный бюст. Вместе с гравированным портретом (М. Друсхоута из «Собрания сочинений», Лондон, 1623 г.) он дает известное представление о внешнем облике Шекспира. Эпитафия к памятнику перекликается с отзывами современников, подчеркивая исключительную естественность дарования Шекспира, и вместе с тем говорит о нем: «По основательности суждений – Нестор, по уму – Сократ, по дарованию – Вергилий...»
Урок 69
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВАЛЬТЕРА СКОТТА
Цель урока: познакомить с основными страницами жизни и творчества Вальтера Скотта.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Вальтер Скотт был личностью на удивление гармоничной и целостной. Неистребимый романтик в душе, Скотт оценивал реальную жизнь по ее законам и считался с ее реалиями. Так, ярый патриот Шотландии («Попробуйте нас рас-шотландить – горько пожалеете», – как-то заметил он), Скотт выступал против крайностей национализма, был верноподданным Британской короны и в 1820 г. с благодарностью принял от Георга IV титул баронета. Демократ и аристократ в одном лице, он уважал труженика, гордился тем, что в его жилах течет кровь благородных шотландских родов, и почитал здравствующего главу своего клана. Он с одинаковой простотой и
учтивостью разговаривал с безграмотным пахарем, с коллегой-литератором и с самим королем.
СКОТТ (Scott), сэр Вальтер (Уолтер) (15 августа 1771, Эдинбург – 21 сентября 1832, Абботсфорд, Шотландия), шотландский писатель.
Родился в семье адвоката. В младенчестве перенес полиомиелит и на всю жизнь остался хромым. С детских лет он проникся духом шотландской истории, поэзией народных баллад и легенд, ландшафтом равнинной и горной Шотландии. Готовя себя к юридической карьере, он в 1792 г. в Эдинбургском университете сдал экзамен на адвоката. Тогда же начал собирать старинные шотландские баллады и песни. С этих пор выступал на двух поприщах: литературном и судейском. С декабря 1799 г. и до конца жизни Скотт занимал должность главного судьи графства Селкиркшир, с 1806 г. был секретарем Высшего суда Шотландии по гражданским делам.
Любящий сын, муж и отец, друг своих друзей (врагов у него не было), он был судьей, почитая за лучшее сажать деревья, а не людей. Убежденный консерватор, свято чтивший традиции, он всегда был открыт новым веяниям, жил в свое время и своим временем. Построенный им на берегу Твида Абботсфорд символично раскрывает личность его владельца: дом-крепость-замок в старинном шотландском духе – с огромной библиотекой, газовым светом и ватерклозетами. Несмотря на то, что он всю жизнь маялся различными недугами, Скотт обожал застолья, был хлебосольным хозяином. Заработал пером много денег, разорился по милости своих издателя и типографа и умер, надорвав силы работой, чтобы расплатиться с кредиторами. Все его долги (120 тыс. фунтов) были выплачены только к 1847 г. благодаря продаже авторских прав.
Литературный дебют Скотта – перевод двух поэм немецкого романтика Г. Бюргера (1796) – прошел незамеченным. Но два первых тома, собранных и отредактированных им «Песен Шотландской границы» (1802), снискали ему известность. Поэма «Песнь последнего менестреля» (1805) прославила его имя: ею зачитывались в Англии и Шотландии, столицах и провинции, отрывки из нее заучивали наизусть и переписывали.
Писатель создал 26 романов, причем только один – «Сент-Ронанские воды» (1823) – посвящен современности, действие остальных отнесено в прошлое и разворачивается большей частью в Шотландии. Они неравноценны и к концу жизни Скотта все чаще несут следы усталости и болезни их автора, но лучшие из них вошли в золотой фонд мировой классики и определили развитие европейского исторического и просто романа в XIX в.: «Отец наш Вальтер Скотт» (Бальзак).
На протяжении дюжины лет Скотт с озорством мальчишки и мастерством истинного артиста внушал читающей публике, что не имеет отношения к собственным романам. Их таинственного автора в обществе называли «Великим Инкогнито».
Романы Скотта, как правило, посвящены переломным или, по крайней мере, значительным историческим событиям, а их герой, он же зачастую и рассказчик, волею обстоятельств оказывается между противоборствующими сторонами накануне или в час решающей схватки.
Раскрывая мотивы и психологию поступков тех или других героев, сопрягая их личные судьбы с ходом событий, Скотт показал, как в своей совокупности их разнонаправленные действия приводят в движение саму историю и как, творя историю, они, в свою очередь, сами становятся ее творением, ибо она, история, накладывает печать на их личность и мировосприятие. Этот историзм мышления и творчества – великое открытие Скотта-романиста, равно как и мастерство передачи исторического времени и места, увлекательная интрига и пластика описаний – выдающееся достижение Скотта-художника.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
1) Почему Вальтера Скотта можно считать родоначальником исторического романа?
2) А что такое «исторический роман»? (Исторический роман – вид романа, изображающий частную жизнь людей в периоды крупных исторических событий; устанавливает диалектическую связь настоящего с прошлым, исследует истоки современных автору общественных процессов, показывает связь судьбы личности с историческим процессом, зависимость его от природы.)
3) Какие проблемы нашли свое отражение в произведениях В. Скотта?
4) Какие из перечисленных мною романов не принадлежат перу В. Скотта?
а) «Роб Рой»;
б) «Робинзон Крузо»;
в) «Пуритане»;
г) «Айвенго»;
д) «Квентин Дорвард»;
е) «Всадник без головы»;
ж) «Эдинбургская темница».
5) К какому из типов исторических романов (роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман) можно отнести произведение В. Скотта «Айвенго»?
3. Слово учителя о романе «Айвенго».
Итак, еще при жизни В. Скотт стал настоящей легендой. Наследие его поистине велико: 41 том романов и повестей, 12 томов писем, 3 тома дневников. Но сегодня на уроке у нас пойдет речь о наиболее выдающемся произведении этого автора, романе «Айвенго», который последовал сразу за серией «шотландских» романов. Действие этого романа отнесено почти к самому началу английской истории, когда англичане еще только формировались как единый народ, когда сильно чувствовалось различие между коренным