Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Дополнительные занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЖАРНЫЕ НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ (ПНС)
ПНС предназначены для подачи воды по магистральным рукавным линиям:
- к передвижным лафетным стволам;
- к пожарным автомобилям;
- в водоемы для создания резервного запаса воды.
ИНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет оперативно изменять место ее установки и быстро вводить в работу.
Такие станции обеспечивают подачу воды для обеспечения работы трех четырех автоцистерн с расходом их насосов 30-40 л/с, перекачивая воду на расстояние до 2 км.
11ри использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.
При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавными автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АГВТ 20 или А ВТ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при т\ шении крупных пожаров, лесных массивов, торфяников, крупных складов. 11ри I ушении газовых н нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ) и создании резервного запаса воды. Современные ПНС создаются на шасси ЗМЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-5557.
| Технические характеристики эксплуатируемых насосных станций
|
| Показатели | ПНС-К) (модель 66) | ПНС-модель 131) |
Модель насоса | ПН-100 | ПН-110 | |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин | 6000 | 6000 | |
Напор, м | 100 | 100 | |
1 [аиболыпая высота всасывания; м | 7 | 7 | |
Марка двигателя привода насоса | 2Д12Б | 2Д12Б | |
Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.) | 221(300) | 221(300) | |
Время всасывания воды с высоты 7 м, с | 70 | 70 | |
Емкость бака для горючего, л: | | | |
автомобиля | 150 | 170 | |
дизеля | 250 | 250 |
Устройство пожарной станции ПНС-110
На ПНС имеются два двигателя: один для привода шасси, другой для ; фивода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах — транспортном и стационарном, на 11НС двигате; ь шасси эксплуатируется только в транспортном режиме, а двигатель насоса только в стационарном режиме.
Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности и> компоновки (рис. 10.1). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизельный двигатель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6.
В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используют четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель 2Д12Б. На новых ПНС устанавливают модернизированный дизель 2Д12В, который развивает мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. Этот дизель предназначен для эксплуатации в транспортном режиме. На ПНС он работает только в стационарном режиме, в изолированном от внешней среды кузове. Поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения оборудован дополнительным теплообменником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя и масло в маслобаке. Для обеспечения надежного пуска при низких температурах двигатель оборудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.
На ПНС устанавливаются пожарные насосы ПН-НОВ. Они геометрически подобны универсальным насосам ПН-40УВ и отличаются от них только размерами и массой. На насосе имеется всасывающий патрубок диаметром 200 мм и два напорных патрубка диаметром по 100 мм. Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с и развивает напор 100 м при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин. Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состоит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов (вакуумметра, манометра, тахометра), пеносмесителя с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести ГПС-600 или четырех ГГ1С-2000. Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. ПНС имеет регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Система вакууммирования, установленная на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси. Центробежный насос ПНС], обеспечивает подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя при напоре 100 м.
Вакуумные насосы обеспечивают разрежение в системе всасывания со всасывающими рукавами, достигающее 0,08 МПа. Заполнение всей всасывающей системы с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за время не более 60 с. На насосной установке установлена автоматическая система дозирования, обеспечивающая подсос пенообразователя и дозированную его подачу во всасывающие полости обоих насосов. В зависимости от подачи насоса заданная концентрация пенообразователя поддерживается дозатором. На оси заслонки установлен резистор. При изменении подачи воды согласовываются показания резисторов дозатора и оси заслонки измерительного патрубка, с электронного блока подается команда па устранение рассогласования. При этом электродвигатель дозатора через редуктор автоматически обеспечит разворот его заслонки. Контроль уровня дозирования осуществляется по шкале дозатора. На насосе предусмотрено также дозирование пенообразователя в ручном режиме. Блок автоматической системы дозирования (АСД) обеспечивает требуемый уровень концентрации пенообразователя в автоматическом режиме. Он имеет регулятор концентрации пенообразователя и индикатор нулевой подачи насоса «Нет подачи».
В кабине водителя установлен щиток, с которого осуществляется кот роль открытия дверей кузова, включение маяка, прожекторов и лампы подсветки места командира. На крыше кабины установлены светоакустическая балка и фара-прожектор, управление которыми осуществляется из кабины водителя.
Работа на пожарной насосной станции ПНС-110 .Установка пожарной насосной станции ПНС 110 на водоем производится расчетом из трех человек: водитель, моторист-дизелист и пожарный. Водитель устанавливает автомобиль на указанное место, включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами, моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку, относит ее от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю и возвращается к ПНС. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля. Водитель откручивает заглушку от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный подносят конец рукава к всасывающему патрубку насоса, присоединяют его и завертывают до отказа ключом накидную гайку. Затем также снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, совмещая соединительные головки, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго и затягивает соединение ключами. Потом к рукаву присоединяется всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный — всасывающую сетку, водитель соединяет сетку с рукавом и затягивает соединение ключами). 11осле этого пожарный присоединяет в середине второго всасывающего рукава трос лебедки, вместе с мотористом при помощи двух рукояток лебедки поднимают всасывающий рукав с сеткой па необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель убирает противооткатные упоры, садится в кабину, выключает стояночную тормозную систему и подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и перемещением рукавов. После того как автомобиль подъехал к водоему и остановился, водитель включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами, моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 0,6 м, но не на дно. Веревку, привязанную к петле рычага клапана всасывающей сетки, закрепляют на берегу, моторист включает насос и забирает воду, согласно инструкции по эксплуатации па дани ы й автомобиль. После того как боевым расчетом рукавного автомобиля проложены п присоединены к напорным патрубкам насоса магистральные линии моторист плавно открывает вентили напорных задвижек и обеспечивает необходимый напор на насосе. К эксплуатации пожарной насосной станции могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца. Подача поды в напорную рукавную ли пню от насосной станции, во избежание разрыва рукавов от гидравлического удара, должна осуществляться постепенным открытием вентилей напорных патрубков насоса. В процессе эксплуатации запрещается: - допускать к
работе на автомобиле посторонних лиц;
- работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
- работать на автомобиле, не включив стояночную т ормозную систему и не установив противооткатные упоры;
- работать на пожарной насосной станции, находящейся в неисправном состоянии;
- резко повышать давление на насосе при работе рукавной линии.
-
Основные понятия? -
ТТХ ПНС? -
Применение ПНС? -
Работа на ПНС – 100(131)?
5. Установка пожарной насосной станции ПНС 110 на водоем?
Ком. отделения ОП 50 ПСЧ И.Н. Ботвин
(должность, звание, Ф.И.О. лица, составившего план-конспект) | | (подпись) | |
| | | |
«___» __________ 2023г. | | | |