Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2610

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел: Календарно-тематический план
Тема 1.
Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании.
Содержание темы
1. «Человек»: проблема общего понятия и трудности определения.
2. Природное и социальное в человеке.
3. Человек, индивид, личность: история понятий.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какие существуют определения понятия «человек»?
2.
Как существует взаимосвязь биологического и социального в человеке.
3.
В чем смысл различия «внешнего» и «внутреннего» человека?
4.
Какие биологические характеристики имеют социальное значение? Приведите пример.
5. Как социальность влияет на биологическую природу человека?
6. В чем смысл различия понятий: человек, индивид, личность.
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
Раздел: Учебно-методические материалы:
Основные термины и понятия
Мировоззрение – система представлений, ценностных ориентаций, взглядов на мир и на место человека в нем.
Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – теория, наука) – совокупность научных дисциплин, изучающих человека во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология).
Человек – биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся их них благодаря способности производить орудия труда, обладающее речью, символическим мышлением, творческой активностью и нравственным сознанием.
Антропогенез - теория происхождения и становления человека.

Справочные материалы
Существует несколько подходов к решению вопроса о сущности человека, то есть к ответу на вопрос: «Что есть человек?».
1.
Религия или точнее теологияопределяет человека посредством отношения между смертным телом и бессмертной душой. Душа, дух или, как считают философы, разум выступают источником исключительно человеческого способа существования в мире, то есть человеческого в человеке.
2.
С точки зрения естественных наук, человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически он связан с высшими приматами. Его биологическая природа проявляется в присущих только человеку биологических свойствах таких как: размер и строение мозга, прямохождение, строение кисти и гортани и т.п. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, т.е. от природы человек обладает относительно небольшим набором инстинктов, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
3. С точки зрения социальных наук, человек – существо социальное, или как говорил
Аристотель «животное политическое» («zoon politikon»). Он становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как сознание, воля и разум; совесть, свобода и ответственность и др.
Основные отличия человека от животного:
- обладает мышлением и членораздельной речью, способностью к символической коммуникации.
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает способностью предвидеть последствия своих действий;
- способен к ценностному отношению к действительности.
- животное в своем поведении подчинено инстинкту, человек способен преодолеть инстинкт, выделяя тем самым себя из природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно
незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо
целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).


Взаимосвязь биологического, социального и духовного начал в человеке
Биологическое в человеке. Еще Аристотель назвал человека "политическим животным", подчеркнув этим то, что человек принадлежит двум мирам: он существо природное –
биологическое и одновременно существо политическое или общественное. Биологически обусловлены многие характеристики человека. Так, биологически предопределена
продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа человек проходит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биологически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человеческий организм лучше приспособлен к определенным видам пищи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обозначаются понятием расы. Разделение людей на расы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, приспособились к конкретным особенностям среды их обитания.
Это выразилось в появлении особых анатомических и физиологических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.).
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Однако человек является своеобразным биологическим видом. Поведение животных направляется в основном инстинктами, передаваемыми генетически. Животное не способно выйти за пределы инстинктов. У человека также есть инстинкты, но их немного. И это компенсируется тем, что человек осваивает социальные способы поведения.
Социальное в человеке. Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Как уже говорилось, человек рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе
социализации, в ходе которой он усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли.
При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Например, на биологическую уникальность индивида накладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и
уникальной социальной личностью.
Социальная среда может заметно влиять на биологические факторы. Например, биологически средняя продолжительность жизни людей одинакова. Но в развитых странах люди живут на 15-20 лет дольше, чем в отсталых. Это объясняется социальными факторами.
Можно привести и такой пример. Различие полов – мужского и женского – задано биологически. Однако сейчас в социальной теории наряду с биологическим полом введено понятие социального пола ("гендера"). Социальный пол это социокультурные характеристики, которые общество "надстраивает" над биологическим разделением на мужчин и женщин.


Социальный пол определяется теми моделями поведения, типичными характеристиками, профессиями и социальными ролями, которые в обществе предписываются женщинам и мужчинам. Например, в нашем обществе не принято, чтобы женщина была слесарем или физиком-ядерщиком, зато принято, чтобы она была швеей или филологом. Быть мужчиной или женщиной в обществе – означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями; это значит выполнять определенные социальные роли. Это отражено в известном афоризме современной феминисткой теории: "женщиной не рождаются, женщиной становятся".
Индивид и личность.
Различение терминов «индивид» и «личность» («personne») стало популярным с 30-х гг.
XX в. во Франции в период между двумя мировыми войнами. Философы увидели в этом различении ключ к объяснению социальных проблем и конфликтов (тоталитарные режимы, войны и т.п.), потрясших европейское общество первой половины ХХ века. В ситуации великих диктатур, громадных армий, концлагерей и мощного индустриального производства к человеку относятся как к индивиду, т.е. как особи, самостоятельному биологическому существу и социальной единице (индивид в переводе с латыни означает то же самое, что и атом по- гречески, а именно «недилимое»), а не как к уникальной и неповторимой и самоценной личности. Смысл различия между индивидом и личностью можно объяснить так: индивид есть часть целого, он принадлежит целому (человеческому роду или конкретному обществу и т.п.) и существует ввиду целого, в то время как личность относительно независима от целого.
Личность же является целью для самой себя, стремится реализовать себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими, т.е. преодолевает индивидуализм. Именно негативная интерпретация индивида как субъекта индивидуализма, породила противопоставление индивида личности. Цель такого противопоставления — возвысить отдельного человека, именуемого личностью, представить его качественно превосходящим индивида.
Известно, что «личность» происходит от латинского глагола personare - звучать. В римском театре именем persona называли маску, которую надевали актёры. Голос актёра звучал из-за маски — отсюда название persona. Позднее слово persona стало названием исполняемой роли (царя, воина, раба): актёр в маске выражал себя в роли. Затем оба значения слились в одно, и persona стала уже не обманчивой наружностью актёра, но самим актёром. Постепенно термин
persona приобрёл социально-юридический статус: им стали обозначать свободного человека, субъекта прав и обязанностей в римском обществе. Рабы не были личностями, и хозяин мог распоряжаться ими как вещами или домашними животными. Не были личностями и варвары: люди, чужие Римской империи, не имеющие римского гражданства.


Однако понятие личности, во всём его своеобразии, было введено христианской мыслью.
Самое знаменитое и общепризнанное определение личности принадлежит Северину Боэцию
(ок. 480-525г.): личность есть индивидуальная субстанция, имеющая разумную природу.
Индивидуальной субстанцией называется такое существо, которое, пребывая само по себе, обладает неделимым внутренним единством и ограничено от остальных существ. То, что определяет индивидуальную субстанцию в качестве личности, — это разумная природа, то есть способность к рефлективному, соотносительному и абстрагирующему мышлению. Таким образом, быть личностью означает быть субъектом, имеющим разумную природу».
В современной интерпретации «личность» понимается как совокупность качеств, проявляющихся только у человека как социального существа. Индивид же — более широкое понятие; индивид есть род, а личность — один из входящих в него видов. Овцы в стаде, пчёлы в улье, деревья в лесу тоже могут быть названы индивидами, то есть особями одного вида, но никак не личностями.
Итак, личность — это существо духовно-телесной природы, а поэтому она не является
вещью, объектом естественной науки. Личность — это уникальное «Я», неповторимое в своей абсолютной единичности. Уникальное, но не единственное. Обладающее самосознанием, потому что оно имеет интеллектуальную природу. Личность является самой собой в той мере, в какой открыта другим, она свободна, а потому может быть субъектом нравственных обязанностей и ответственности.
Индивид рождается, живёт, производит потомство, продолжает свой вид и умирает, полностью исчезая. Напротив, личность есть своя собственная цель и предназначение: она живёт не только для продления вида, но и для того, чтобы реализовать саму себя внутри вида и вместе с видом. Вот как об этом различении рассуждает французский философ Жак Маритен
(1882-1973):
«Когда мы говорим, что человек есть личность, это не значит, что человек есть лишь индивид, подобно атому, пшеничному колосу, мухе или слону. Человек — такой индивид, который руководствуется разумом и волей. Он существует не только физически, но и существует духовно, в познании и в любви таким образом, что в некотором смысле сам составляет целый мир. Этот микрокосмос способен вместить в себя весь большой космос посредством познания, а в любви он может целиком отдать себя другим существам…».

Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
I
. Выберите правильный ответ
1.
А) Человек отличается от животного тем, что обладает памятью.
В) Человек, в отличие от других живых существ, живет в культурной среде.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2
. Какая из перечисленных областей имеет своим предметом человека в совокупности его проявлений?
1) биология
2) психология
3) антропология
4) археология
3.
Исключительно человеческий способ отношения к окружающему миру определяют как:
1) эмоциональный
2) механический
3) ценностный
4) приспособительный
4.
Личность – это:
1) совокупность требований, которые предъявляются к индивиду в определенной социальной ситуации
2) понятие для описания человеческих особей
3) человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности
4)
«мыслящая вещь»
5.
Человека можно считать индивидом:
1) с момента рождения
2) по достижении совершеннолетия
3) после совершения им выдающегося поступка, подвига
4) со вступлением в брак


6.
Какое из ниже перечисленных высказываний соответствует естественнонаучному взгляду на человека?
1)
Человек – это бессмертная душа и смертное тело; после смерти тела душа попадает в ад или рай
2)
Человек – часть природы, он включен в естественный процесс и смысл его жизни в следовании естественному ходу вещей
3)
Человек – душа и тело, после смерти тела душа «вселяется» в новое тело в соответствии с законом воздаяния
4)
Человек – это звено эволюционной цепочки биологических видов
7. Верны ли следующие утверждения:
А) Человечество живет в условиях государства в силу природной необходимости;
Б) Пчелы живут в ульях в силу природной необходимости.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Личность – это:
1) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами
2) понятие для описания человеческих особей
3) социальная сущность человека
4) сумма отличительных признаков индивида (рост, вес, цвет кожи и т.п.)
9. Что является высшей способностью личности:
1) образное мышление
2) трудовая деятельность
3) ощущения и восприятия
4) сознание
10. Укажите понятие-синоним греческого происхождение латинского термина «индивид»:
1) атом;
2) молекула;
3) персона;
4) демос

Раздел: Календарно-тематический план
ТЕМА 2.
Мыслители прошлого об обществе и человеке: Древний мир.
Содержание темы.
1.
«Веды» - источник древнейших представлений об обществе и человеке.
2. Буддизм: основные понятия и принципы учения о человеке.
3. Учение Конфуция о человеке и обществе. Идеал «благородного мужа».
4. Даосизм: основные понятия учения о человеке и обществе.
Вопросы для самоконтроля
1
. В чем суть ведической концепции человека?
2. Изложите суть буддизма, используя такие понятия как «дхарма», «сансара», «нирвана».
3. Сравните учение Конфуция и Лао Цзы об обществе и человеке.
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В.
Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. С.16-18, 31, 34-35, 38-40. Доступен: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
Справочные материалы
Человек и общество в древнеиндийской мысли.
О том, что думали и как представляли древние индийцы мир человека мы узнаем из дошедшего до нас сборника текстов, относящихся к жертвоприношениям и имевших статус священного знания, который назывался «Веды» (букв. «знание»). Доступ к этому священному знанию имел не каждый, а только представители высшего социального слоя
— жрецы-брахманы, они обучали ему представителей двух других сословий-варн (варна
— букв. «цвет»): кшатриев-воинов, вайшьев-торговцев и земледельцев. Представители четвертого сословия шудры-слуги не имели доступа к знанию. Размышления о мире и человеке в древней Индии были следствием споров жрецов-брахманов о сути и смысле религиозных ритуалов, эти споры происходили при дворах и под покровительством местных правителей.