Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2753
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4
Гражданское общество, право, государство.
Содержание темы
1.
Основные признаки правового государства. Возникновение и развитие идеи правового государства. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.
2.
Основные признаки и черты правового государства и гражданского общества.
3.
Возникновение и развитие представлений о гражданском обществе. Современное понимание сущности гражданского общества. Признаки гражданского общества.
Соотношение и взаимодействие гражданского общества и правого государства.
4.
Закрепление прав и свобод человека и гражданина в законодательстве. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
5.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии.
Особенности профессиональной юридической деятельности. Роль юриста в обществе.
Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Каково воздействие государства на право. Раскройте роль государства в обеспечении права. Каково воздействие права на государство. Возможна ли связанность государства правом?
2.
Раскройте понятие гражданского общества. Какова его природа? Поясните, какая существует взаимосвязь между гражданским обществом и государством?
3.
Какие признаки правого государства Вы знаете?
4.
Какие признаки гражданского общества Вы можете назвать?
5.
Являются ли тождественными понятия правового государства и гражданского общества?
6.
В чем сходство и различие правового государства и гражданского общества, если они имеются?
7.
Охарактеризуйте основные принципы и черты правового государства. Чем отличается правовое государство от неправового? Обоснуйте свой ответ. Обратите особое внимание на такую особенность правового государства как верховенство и господство закона.
Каковы проблемы формирования правового государства в современных государствах?
8.
Как государство защищает права и свободы человека и гражданина?
9.
Что включает в себя правовой статус гражданина?
10.
Какова роль государства в защите прав и свобод человека и гражданина?
2
Основные термины и понятия
Правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Найдите определения следующих терминов: права и свободы человека, юрист, демократия, верховенство закона, господство закона, гражданское общество.
Вспомогательные материалы
Принципы правового государства
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности, два основных признака) правового государства:
1)
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально- юридическая сторона).
Первый принципнашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.
Естественными правами признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей
декларации прав человека 1948г. и других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.
1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы
«сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь, гарантируется приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает принцип разделения властей, состоящий в разделении государственной власти на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную
3
(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в установленных формах.
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституциониые акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в
Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
3.
Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти.
Федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали.
4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
5.
Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект
(как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
4
Таким образом, принципами правового государства, отличающими его от государства
неправового, являются:
• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
• наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• верховенство закона;
• взаимная ответственность государства и личности;
• высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
• наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Гражданское общество
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально- экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это – рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.
Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. То есть государство должно выполнять в основном функции по ведению общих дел. Его задача – не мешать нормальному течению экономической жизни.
5
Соотношение государства и права
Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.
Единство, выражается в их происхождении, типологии, в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.
Государственное и правовое развитие – единый процесс, тем не менее, государство и право остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.
Различия вытекают уже из определений этих понятий и общественной природы.
Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.
Они, каждая по-своему, отражают реальную действительность, назревшие потребности, по- разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, противоречить друг-другу.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга.
Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности.
Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь «согласиться» с этим, закрепить сложившиеся правила в законах.
Не менее существенно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью
(законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.
Рекомендуемая литература
1.
Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. - М., 2011.
2.
М.Н. Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2006.
3.
Основы государства и права. Под редакцией О.Е. Кутафина. - М., 2003.
4.
Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебное пособие. – М., 2002 (или другие).
5.
А.В. Федотов, С.А. Маркунцов, Н.В. Ростовцева, М.В. Матвеева. Основы теории государства и права. Учебное пособие – М.: Изд.дом НИУ «Высшей школы экономики»,
2010.
6
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1.
Деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов называется:
1) правотворчеством
2) законодательством
3) законотворчеством
4) правоведением
5) юриспруденцией
2. Законность - это:
1) совокупность правил, регулирующих поведение людей и деятельность организаций в целях реализации в общественных отношениях принципов свободы, равенства и справедливости.
2) точное и неуклонное исполнение и соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.
3) одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
4) состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации юридических норм в условиях законности.
3.
Непосредственное правотворчество народа называется:
1) делегирование
2) референдум
3) консолидация
4) активное избирательное право
5) законотворчество
4. Правопорядок - это:
1) правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях (нормы морали, обычаи, традиции и т.д.).
2) точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права.
3) состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации юридических норм в условиях законности.
4) мера должного поведения субъектов.
5. Качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой деятельности, - это:
1) правовое сознание.
2) правовая культура.
3) правовой нигилизм.
4) правовой идеализм.
7
Выберите все правильные ответы:
6. Принципами законности являются:
1) единство законности.
2) сильная государственная власть.
3) всеобщность.
4) неотвратимость ответственности.
5) целесообразность.
7. В структуру правосознания входят:
1) субъективная сторона.
2) правовая психология.
3) объективная сторона.
4) правовая идеология.
8. В зависимости от субъектов-носителей выделяют следующие виды правосознания:
1) общественное правосознание.
2) профессиональное правосознание.
3) научное правосознание.
4) индивидуальное правосознание.
5) обыденное правосознание.
9. Признаками правового государства являются:
1) принцип разделения властей.
2) гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
3) господство права (верховенство).
4) взаимная ответственность личности и государства.
10. Признаками гражданского общества являются:
1) свобода мнений (плюрализм).
2) наличие церковных организаций.
3) самоуправляемость.
4) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
5) разветвленный государственный аппарат.
11. В структуру гражданского общества входят:
1) государственный аппарат.
2) политические партии и движения.
3) церковь.
4) общественные организации.
Гражданское общество, право, государство.
Содержание темы
1.
Основные признаки правового государства. Возникновение и развитие идеи правового государства. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.
2.
Основные признаки и черты правового государства и гражданского общества.
3.
Возникновение и развитие представлений о гражданском обществе. Современное понимание сущности гражданского общества. Признаки гражданского общества.
Соотношение и взаимодействие гражданского общества и правого государства.
4.
Закрепление прав и свобод человека и гражданина в законодательстве. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
5.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии.
Особенности профессиональной юридической деятельности. Роль юриста в обществе.
Раздел: Учебно-методические материалы
Методические указания
1.
Каково воздействие государства на право. Раскройте роль государства в обеспечении права. Каково воздействие права на государство. Возможна ли связанность государства правом?
2.
Раскройте понятие гражданского общества. Какова его природа? Поясните, какая существует взаимосвязь между гражданским обществом и государством?
3.
Какие признаки правого государства Вы знаете?
4.
Какие признаки гражданского общества Вы можете назвать?
5.
Являются ли тождественными понятия правового государства и гражданского общества?
6.
В чем сходство и различие правового государства и гражданского общества, если они имеются?
7.
Охарактеризуйте основные принципы и черты правового государства. Чем отличается правовое государство от неправового? Обоснуйте свой ответ. Обратите особое внимание на такую особенность правового государства как верховенство и господство закона.
Каковы проблемы формирования правового государства в современных государствах?
8.
Как государство защищает права и свободы человека и гражданина?
9.
Что включает в себя правовой статус гражданина?
10.
Какова роль государства в защите прав и свобод человека и гражданина?
2
Основные термины и понятия
Правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Найдите определения следующих терминов: права и свободы человека, юрист, демократия, верховенство закона, господство закона, гражданское общество.
Вспомогательные материалы
Принципы правового государства
Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности, два основных признака) правового государства:
1)
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально- юридическая сторона).
Первый принципнашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.
Естественными правами признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей
декларации прав человека 1948г. и других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.
1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы
«сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь, гарантируется приоритет прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.
2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает принцип разделения властей, состоящий в разделении государственной власти на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную
3
(выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в установленных формах.
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституциониые акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в
Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
3.
Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти.
Федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали.
4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.
5.
Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект
(как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
4
Таким образом, принципами правового государства, отличающими его от государства
неправового, являются:
• наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
• наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• верховенство закона;
• взаимная ответственность государства и личности;
• высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
• наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
Гражданское общество
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально- экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это – рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.
Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. То есть государство должно выполнять в основном функции по ведению общих дел. Его задача – не мешать нормальному течению экономической жизни.
5
Соотношение государства и права
Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.
Единство, выражается в их происхождении, типологии, в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.
Государственное и правовое развитие – единый процесс, тем не менее, государство и право остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.
Различия вытекают уже из определений этих понятий и общественной природы.
Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, форма существования классового общества, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.
Они, каждая по-своему, отражают реальную действительность, назревшие потребности, по- разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. Наконец, при известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, противоречить друг-другу.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга.
Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности.
Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь «согласиться» с этим, закрепить сложившиеся правила в законах.
Не менее существенно обратное влияние права на государство. Право прежде всего легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью
(законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.
Рекомендуемая литература
1.
Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. - М., 2011.
2.
М.Н. Марченко. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2006.
3.
Основы государства и права. Под редакцией О.Е. Кутафина. - М., 2003.
4.
Морозова Л.А. Основы государства и права. Учебное пособие. – М., 2002 (или другие).
5.
А.В. Федотов, С.А. Маркунцов, Н.В. Ростовцева, М.В. Матвеева. Основы теории государства и права. Учебное пособие – М.: Изд.дом НИУ «Высшей школы экономики»,
2010.
6
Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберите один правильный ответ:
1.
Деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов называется:
1) правотворчеством
2) законодательством
3) законотворчеством
4) правоведением
5) юриспруденцией
2. Законность - это:
1) совокупность правил, регулирующих поведение людей и деятельность организаций в целях реализации в общественных отношениях принципов свободы, равенства и справедливости.
2) точное и неуклонное исполнение и соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.
3) одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
4) состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации юридических норм в условиях законности.
3.
Непосредственное правотворчество народа называется:
1) делегирование
2) референдум
3) консолидация
4) активное избирательное право
5) законотворчество
4. Правопорядок - это:
1) правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях (нормы морали, обычаи, традиции и т.д.).
2) точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами права.
3) состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации юридических норм в условиях законности.
4) мера должного поведения субъектов.
5. Качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой деятельности, - это:
1) правовое сознание.
2) правовая культура.
3) правовой нигилизм.
4) правовой идеализм.
7
Выберите все правильные ответы:
6. Принципами законности являются:
1) единство законности.
2) сильная государственная власть.
3) всеобщность.
4) неотвратимость ответственности.
5) целесообразность.
7. В структуру правосознания входят:
1) субъективная сторона.
2) правовая психология.
3) объективная сторона.
4) правовая идеология.
8. В зависимости от субъектов-носителей выделяют следующие виды правосознания:
1) общественное правосознание.
2) профессиональное правосознание.
3) научное правосознание.
4) индивидуальное правосознание.
5) обыденное правосознание.
9. Признаками правового государства являются:
1) принцип разделения властей.
2) гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
3) господство права (верховенство).
4) взаимная ответственность личности и государства.
10. Признаками гражданского общества являются:
1) свобода мнений (плюрализм).
2) наличие церковных организаций.
3) самоуправляемость.
4) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
5) разветвленный государственный аппарат.
11. В структуру гражданского общества входят:
1) государственный аппарат.
2) политические партии и движения.
3) церковь.
4) общественные организации.