Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 2711
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вторых, с распадом колониальной системы империализма они пересмотрели свой взгляд на эволюцию. Если ранее они абсолютизировали этот путь, то теперь признали некоторые типы революции (национально-демократические как освобождение от колониального гнета и демократические как освобождение от диктатуры, например, в Португалии или Чили). Социал- демократы выступили против неоколониализма. Но они по-прежнему отрицали возможность социалистической революции. Если в стране существуют демократические свободы, то социалистические революции неприемлемы.
Социалистический интернационал сегодня не имеет центрального руководящего органа. Есть конгрессы, которые собираются раз в три года, а также исполкомы, бюро, региональные организации. Конгресс не принимает решений, обязательных для всех партий. Все решения принимаются на основе консенсуса, т.е. из совместной резолюции убирается все, что не приемлет хотя бы одна партия. Социал-демократия остается плюралистичной, не признающей необходимость какой-либо общей идеологии. Свое стремление к демократическому социализму каждая партия может обосновывать чем угодно: идеями Платона, пророка Мухаммеда, взглядами учителя Конфуция или же учением Маркса. Идеологически разнородные, но политически однонаправленные силы объединяет
Социнтерн. Членом этой организации не может стать партия, отвергающая политический плюрализм, т.е. такая партия, которая, будучи у власти, подавляла политическую оппозицию. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У.
Пальме.Б. Крайского. Ф. Миттерана и др. Сегодня председателем
Социнтерна является Пьер Моруа – бывший премьер-министра Франции, а первым заместителем – Гру Харлем Брунтланд, еще недавно возглавлявшая правительство Норвегии.
Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал
XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Это был
Социалистический интернационал сегодня не имеет центрального руководящего органа. Есть конгрессы, которые собираются раз в три года, а также исполкомы, бюро, региональные организации. Конгресс не принимает решений, обязательных для всех партий. Все решения принимаются на основе консенсуса, т.е. из совместной резолюции убирается все, что не приемлет хотя бы одна партия. Социал-демократия остается плюралистичной, не признающей необходимость какой-либо общей идеологии. Свое стремление к демократическому социализму каждая партия может обосновывать чем угодно: идеями Платона, пророка Мухаммеда, взглядами учителя Конфуция или же учением Маркса. Идеологически разнородные, но политически однонаправленные силы объединяет
Социнтерн. Членом этой организации не может стать партия, отвергающая политический плюрализм, т.е. такая партия, которая, будучи у власти, подавляла политическую оппозицию. Среди руководителей Социнтерна и его видных деятелей последних десятилетий можно отметить В. Брандта, У.
Пальме.Б. Крайского. Ф. Миттерана и др. Сегодня председателем
Социнтерна является Пьер Моруа – бывший премьер-министра Франции, а первым заместителем – Гру Харлем Брунтланд, еще недавно возглавлявшая правительство Норвегии.
Важной вехой на пути развития социал-демократического движения стал
XVIII конгресс Социнтерна, состоявшийся в 1989 г. в Стокгольме. Это был
юбилейный конгресс, приуроченный к 100-летию со дня основания Второго
Интернационала и 200-летию Великой французской революции. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна, разработанную с учетом на перспективу, взамен предыдущей, принятой в
1951 г. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. Согласно социал-демократам, либералы и консерваторы выпячивают ценность свободы в ущерб ценностям справедливости и солидарности, а коммунисты, наоборот, справедливость и солидарность в ущерб свободе. В экономической концепции социал- демократии подчеркивается плюрализм собственности.
Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.
В конце 90-х гг. социал-демократы вновь активизировали свою деятельность.
В мае 1998 г. в Осло состоялся международный политический форум
Социнтерна, на котором его лидеры обсуждали вопрос о роли всеобщей солидарности в защите прав человека и борьбе с нищетой. В конце 90-х гг. в большинстве европейских стран социал-демократы, оттеснив правых, вернулись к власти, инициатива вновь перешла к левым силам.
Эволюция коммунистической идеологии. Международное коммунистическое движение возникло после Октябрьской революции в России в 1917 г. и в период с 1919 по 1943 г. развивалось в основном в рамках
Коммунистического Интернационала, объединявшего коммунистические партии. Всего состоялось семь конгрессов Коминтерна, на которых
Интернационала и 200-летию Великой французской революции. Конгресс принял “Декларацию принципов” – по сути, новую программу Социнтерна, разработанную с учетом на перспективу, взамен предыдущей, принятой в
1951 г. В этом документе демократический социализм был охарактеризован как движение за свободу, справедливость и солидарность. Социал-демократы выступили за политическую, социальную и экономическую демократию в глобальном масштабе. Согласно социал-демократам, либералы и консерваторы выпячивают ценность свободы в ущерб ценностям справедливости и солидарности, а коммунисты, наоборот, справедливость и солидарность в ущерб свободе. В экономической концепции социал- демократии подчеркивается плюрализм собственности.
Частная собственность должна быть разрешена и может вполне сосуществовать с государственной. Форма собственности должна соответствовать характеру производства. Необходимо индикативное планирование в производстве. В последнее время социал-демократы выдвинули концепцию “Экологического социализма”. Согласно этой концепции, только то имеет право на существование, что не наносит ущерба человеку и природе. Экономический рост ради только экономического роста ни к чему.
В конце 90-х гг. социал-демократы вновь активизировали свою деятельность.
В мае 1998 г. в Осло состоялся международный политический форум
Социнтерна, на котором его лидеры обсуждали вопрос о роли всеобщей солидарности в защите прав человека и борьбе с нищетой. В конце 90-х гг. в большинстве европейских стран социал-демократы, оттеснив правых, вернулись к власти, инициатива вновь перешла к левым силам.
Эволюция коммунистической идеологии. Международное коммунистическое движение возникло после Октябрьской революции в России в 1917 г. и в период с 1919 по 1943 г. развивалось в основном в рамках
Коммунистического Интернационала, объединявшего коммунистические партии. Всего состоялось семь конгрессов Коминтерна, на которых
разрабатывались узловые теоретические проблемы стратегии и тактики коммунистического движения, его идеологии. Особое значение имел VII
Конгресс Коминтерна (1935), разработавший стратегию антифашистского фронта, а также тактику единого антиимпериалистического фронта в колониальных и зависимых странах. Основные идеи этой новой стратегии и тактики были изложены в докладе Г. Димитрова “Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма”.
После Второй мировой войны мировое коммунистическое движение поддерживало связи в рамках
Международных совещаний коммунистических и рабочих партий (1957, 1969, 1969), а также континентальных совещаний в Европе, Латинской Америке, Африке и Азии.
Международное коммунистическое движение, руководствовавшееся революционной марксистско-ленинской доктриной, было в середине 80-х гг. до распада мировой системы социализма мощной политической силой.
Правда, к этому времени пик влияния этого движения, приходившегося на послевоенные годы, когда СССР внес решающий вклад в освобождение мира от фашизма, уже прошел. В 80-е гг. коммунистические партии существовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек, причем 86 млн. приходилось на 15 социалистических стран (из них
47 млн. приходилось на долю китайской компартии). В 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов, хотя нужно отметить, что точной статистики не было. Некоторые компартии не публиковали сведений о своем количестве, более 20 из них находилось на нелегальном положении в странах с авторитарными или фашистскими режимами. Массовые компартии в несоциалистическом мире были в Италии,
Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, на Кипре, в Японии,
Индии, Чили. В некоторых странах, например, в США, Канаде, компартии были малочисленными, объединяя по несколько тысяч человек. Поиск путей обновления коммунистического движения начался в 50-е гг. в СССР после
Конгресс Коминтерна (1935), разработавший стратегию антифашистского фронта, а также тактику единого антиимпериалистического фронта в колониальных и зависимых странах. Основные идеи этой новой стратегии и тактики были изложены в докладе Г. Димитрова “Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма”.
После Второй мировой войны мировое коммунистическое движение поддерживало связи в рамках
Международных совещаний коммунистических и рабочих партий (1957, 1969, 1969), а также континентальных совещаний в Европе, Латинской Америке, Африке и Азии.
Международное коммунистическое движение, руководствовавшееся революционной марксистско-ленинской доктриной, было в середине 80-х гг. до распада мировой системы социализма мощной политической силой.
Правда, к этому времени пик влияния этого движения, приходившегося на послевоенные годы, когда СССР внес решающий вклад в освобождение мира от фашизма, уже прошел. В 80-е гг. коммунистические партии существовали в большинстве стран мира. Коммунистическое движение охватывало 90 млн. человек, причем 86 млн. приходилось на 15 социалистических стран (из них
47 млн. приходилось на долю китайской компартии). В 80 несоциалистических странах было около 4 млн. коммунистов, хотя нужно отметить, что точной статистики не было. Некоторые компартии не публиковали сведений о своем количестве, более 20 из них находилось на нелегальном положении в странах с авторитарными или фашистскими режимами. Массовые компартии в несоциалистическом мире были в Италии,
Франции, Испании, Португалии, Финляндии, Греции, на Кипре, в Японии,
Индии, Чили. В некоторых странах, например, в США, Канаде, компартии были малочисленными, объединяя по несколько тысяч человек. Поиск путей обновления коммунистического движения начался в 50-е гг. в СССР после
смерти Сталина, однако заметных успехов не принес. В других странах социалистического блока поиск новых моделей социализма (Чехословакия,
Венгрия) тоже оказался безуспешным. Своеобразный опыт Югославии, стоявшей особняком в коммунистическом лагере, существенно не повлиял на судьбы этого движения. Интересный опыт разработки и применения новой коммунистической стратегии и тактики в рамках концепции и политики
“еврокоммунизма” продемонстрировала Коммунистическая партия Италии
(Э. Берлингауэр) и др. Творческую стратегию и тактику разрабатывали и реализовывали в 70-е гг. коммунисты Франции, Испании, Греции, Кипра,
Португалии и др. стран. Однако руководство КПСС относилось к этому крайне отрицательно. В 1987 г. на встрече в Москве по случаю 70-летия
Великой Октябрьской социалистической революции рядом представителей компартий были высказаны предложения о необходимости обновления коммунистического движения, но с распадом СССР реализовывать данный лозунг оказалось некому. Среди оставшихся социалистических стран решительно по пути обновления социализма, широко используя рыночные отношения, стали развиваться Китай и Вьетнам. Политические режимы Кубы и Северной Кореи придерживаются прежних позиций и держатся на авторитете их первых лиц.
С распадом СССР и мировой системы социализма коммунистическое движение и отдельные компартии значительно изменились. Одни компартии сменили название (в Польше, Венгрии), в других произошли расколы
(Италия). Но практически во всех странах, где были компартии, они остались и продолжают свою деятельность в новых условиях. Так, в России, в
Белоруссии и на Украине компартии широко представлены в парламентах этих стран. В главных законодательных и представительных органах власти
Франции, Италии, Испании, Португалии и других государств также есть коммунисты. Продолжают оставаться сильными позиции компартий в органах местного самоуправления Франции, Италии, ФРГ, Португалии,
Кипра. В парламентской ассамблее Совета Европы коммунисты
Венгрия) тоже оказался безуспешным. Своеобразный опыт Югославии, стоявшей особняком в коммунистическом лагере, существенно не повлиял на судьбы этого движения. Интересный опыт разработки и применения новой коммунистической стратегии и тактики в рамках концепции и политики
“еврокоммунизма” продемонстрировала Коммунистическая партия Италии
(Э. Берлингауэр) и др. Творческую стратегию и тактику разрабатывали и реализовывали в 70-е гг. коммунисты Франции, Испании, Греции, Кипра,
Португалии и др. стран. Однако руководство КПСС относилось к этому крайне отрицательно. В 1987 г. на встрече в Москве по случаю 70-летия
Великой Октябрьской социалистической революции рядом представителей компартий были высказаны предложения о необходимости обновления коммунистического движения, но с распадом СССР реализовывать данный лозунг оказалось некому. Среди оставшихся социалистических стран решительно по пути обновления социализма, широко используя рыночные отношения, стали развиваться Китай и Вьетнам. Политические режимы Кубы и Северной Кореи придерживаются прежних позиций и держатся на авторитете их первых лиц.
С распадом СССР и мировой системы социализма коммунистическое движение и отдельные компартии значительно изменились. Одни компартии сменили название (в Польше, Венгрии), в других произошли расколы
(Италия). Но практически во всех странах, где были компартии, они остались и продолжают свою деятельность в новых условиях. Так, в России, в
Белоруссии и на Украине компартии широко представлены в парламентах этих стран. В главных законодательных и представительных органах власти
Франции, Италии, Испании, Португалии и других государств также есть коммунисты. Продолжают оставаться сильными позиции компартий в органах местного самоуправления Франции, Италии, ФРГ, Португалии,
Кипра. В парламентской ассамблее Совета Европы коммунисты
сформировали политическую группу “Объединенные левые”. В июле 1997 г. в Мадриде состоялась координационная встреча руководителей коммунистических, лево-социалистических и “зеленых” партий из 16 европейских стран.
Коммунисты выступают за преобразование капитализма, ищут социалистическую альтернативу капиталистической системе. По словам
Председателя Компартии Люксембурга А. Бисдорфа, “с распадом мировой системы социализма международный капитализм стал монополистом и развязал себе руки. В этих условиях задача коммунистов состоит в разъяснении трудящимся, что финансовый капитализм – это не последняя и не окончательная форма общества”.
Чешские коммунисты понимают социализм как социально справедливое, демократическое общество, заложенное на развитии самоуправления во всех областях общественной жизни, включая формирование самоуправляемых форм собственности.
Итальянские коммунисты поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название “глобализации экономики”. Этот процесс приводит к тому, что хотя в экономике дела обстоят хорошо, в обществе они идут плохо.
Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации.
Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.
Коммунисты выступают за преобразование капитализма, ищут социалистическую альтернативу капиталистической системе. По словам
Председателя Компартии Люксембурга А. Бисдорфа, “с распадом мировой системы социализма международный капитализм стал монополистом и развязал себе руки. В этих условиях задача коммунистов состоит в разъяснении трудящимся, что финансовый капитализм – это не последняя и не окончательная форма общества”.
Чешские коммунисты понимают социализм как социально справедливое, демократическое общество, заложенное на развитии самоуправления во всех областях общественной жизни, включая формирование самоуправляемых форм собственности.
Итальянские коммунисты поставили задачу радикально обновить коммунистическую концепцию, в которой необходимо дать ответ на процесс капиталистической модернизации, развернувшейся во всем мире и получившей название “глобализации экономики”. Этот процесс приводит к тому, что хотя в экономике дела обстоят хорошо, в обществе они идут плохо.
Французские коммунисты считают, что необходимо сделать идею коммунизма вновь жизненной и привлекательной. Идентификация коммунизма с опытом СССР и стран Восточной Европы, с их точки зрения, несостоятельна. Идея коммунизма существовала до советского опыта и провал этого опыта не является доказательством ошибочности самой идеи коммунизма как справедливого общества без угнетения и эксплуатации.
Они считают, что в современном демократическом обществе сохраняются различия между правящим классом и трудящимися, а также угнетение и эксплуатация в новых формах.
Итак, учитывая изменения в современном мире. многие коммунистические партии стали модернизировать свои программы, а в ряде случаев использовать некоторые социал-демократические концепции и подходы, творчески применять новые теоретические наработки к своеобразным условиям своих стран. Это создает определенные предпосылки для повышения их роли и авторитета в обществе, для координации усилий коммунистов, социал-демократов и других “левых” партий, дальнейшего развития социалистической идеологии.
4. Идеология фашизма
“Фашизм – идейно-политическое течение, возникшее в 1919 г. в Италии и
Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой,
“классовой гармонии”
(теории
“народного сообщества” и
“корпоративности”), вождизма (“фюрерства”), всевластия геополитики
(борьба за жизненное пространство). Для фашизма характерны автократический политический режим, применение крайних форм и средств подавления демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на националистические идеи и социально-демагогические установки. Внешняя политика фашизма – политика империалистических завоеваний”
3
Когда 23 марта 1919 г. в одном из помещений Ассоциации торговцев и лавочников Милана собралось несколько десятков человек самых разнообразных политических взглядов и ориентации – республиканцев, социалистов, анархистов, не поддающихся классификации бунтарей и бывших солдат во главе с недавним солдатом и начинающим журналистом
Бенито Муссолини – и назвали себя фашистами (от ит. fascio – связка, объединение; “фасции” ликторов – символ власти в Древнем Риме), никто не мог представить, что этим собранием положено начало идейно-
политическому движению, а затем и политическому режиму, который стал черным знаком XX в.
Фашизм не был злым умыслом одиночек или масс людей, хотя люди- одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; интеллектуальный и духовный кризис, порожденный современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей. Однако не везде он пришелся ко двору. Ответом на вызов времени в США, например, стал “новый курс” президента Рузвельта.
В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма.
Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как “величайший позор” германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что
Германия “превыше всего” и “превыше всех”. Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.
Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в
1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант,
Фашизм не был злым умыслом одиночек или масс людей, хотя люди- одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции в демократических государствах; интеллектуальный и духовный кризис, порожденный современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей. Однако не везде он пришелся ко двору. Ответом на вызов времени в США, например, стал “новый курс” президента Рузвельта.
В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма.
Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как “величайший позор” германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что
Германия “превыше всего” и “превыше всех”. Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.
Основываясь на исследованиях по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в
1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант,
ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Пройдет немного времени, и не только тысячи обывателей, описанных Липсетом, но и многие тысячи других представителей немецкого народа превратятся в отзывчивую на фашистскую пропаганду массу.
Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора
Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др.
Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.
Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание “жизненного пространства” для переселенной страны.
Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об “аграрной стране Германии”. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства.
Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.
Фашизм как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора
Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др.
Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии.
Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических законов и попытка перенести на общество право сильного, царящее в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание “жизненного пространства” для переселенной страны.
Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об “аграрной стране Германии”. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства.
Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией.
Так, книга Гитлера “Моя борьба” круто замешана на национализме и расизме. Гитлер говорил о немцах как о высшей, избранной нации. Только немец по своей природе является истинным человеком, наиболее типичным представителем человечества; только немецкий народ сумел сохранить свою первозданную чистоту языка и крови. Еще в XII в. в Германии возникла теория, согласно которой Адам и Ева говорили на немецком языке. Язык германцев появился раньше языка других народов, он чист, тогда как другие языки представляют собой смесь разнородных элементов.
“Реализация расистских концепций в расистском государстве, – писал
Гитлер, – позволит нам вступить в период процветания: вместо улучшения породы собак, лошадей или кошек люди займутся улучшением собственной породы; в эту эпоху истории человечества одни, познав истину, молча совершат акт самоотречения, другие с радостью принесут себя в дар нации.
Немецкий народ не имеет иного будущего, кроме мирового господства”.
Истинное отношение к немецкому народу он выразил в январе 1942 г. после поражения под Москвой: “Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть”.
В отличие от немецкого национал-социализма, стремившегося создать
“тысячелетний рейх”, итальянский фашизм спекулировал на идее воссоздания Великой Римской империи. В 1936 г. Муссолини объявил всем итальянцам о великом историческом событии – завоевании итальянскими войсками африканской страны Абиссинии. “У Италии есть империя!” – возвестил он. Режим Муссолини, помня о дохристианском Риме, имитировал режим цезарей и времена язычества.
Одна из основных идей итало-фашизма – идея корпоративного государства.
“Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженным только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство
– это органическое, человечное государство, самым тесным образом связанное с реальной жизнью”, – писал Муссолини в книге “Корпоративное
государство”. В корпоративной системе экономика организована в контролируемые государством ассоциации труда и капитала, все трудятся “в согласии” с помощью однопартийной диктатуры. Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя.
В семействе фашистских идеологий несколько особняком стоит идеология, связываемая с именем Антониу Салазара – португальского диктатора, правившего страной с 1932 г. до конца 60-х гг. Чтобы представить себе ситуацию в стране до Салазара, достаточно сказать, что с момента провозглашения республики в 1910 г. и до военного мятежа 1926 г., т.е. за 16 лет, в Португалии произошло 16 переворотов.
Салазар был профессором Коримбского университета. Ввиду бедственного положения страны ему были предложены чрезвычайные полномочия.
Используя их, ему удалось постепенно добиться оздоровления экономики.
“Один из моих принципов, которому я всегда следую, – отмечал он, – заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех”.
Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.
В семействе фашистских идеологий несколько особняком стоит идеология, связываемая с именем Антониу Салазара – португальского диктатора, правившего страной с 1932 г. до конца 60-х гг. Чтобы представить себе ситуацию в стране до Салазара, достаточно сказать, что с момента провозглашения республики в 1910 г. и до военного мятежа 1926 г., т.е. за 16 лет, в Португалии произошло 16 переворотов.
Салазар был профессором Коримбского университета. Ввиду бедственного положения страны ему были предложены чрезвычайные полномочия.
Используя их, ему удалось постепенно добиться оздоровления экономики.
“Один из моих принципов, которому я всегда следую, – отмечал он, – заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех”.
Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.