Файл: Руководством преподавателя (сроп) по дисциплине Организация пассажирских перевозок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания к проведению самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)
по дисциплине «Организация пассажирских перевозок»
Общие указания
Целью выполнения СРОП является закрепление у студентов теоретических знаний по управлению пассажирскими перевозками.
При выполнении СРОП студент должен руководствоваться Методическими указаниями для проведения практических занятий по дисциплине «Управление пассажирскими перевозками». К выполнению заданий следует приступить после изучения материалов практических занятий. Студент по шифру выбирает номер задачи в каждой теме и выполняет задание самостоятельно. Шифром являются три последние цифры номера зачетной книжки студента. Например, номер зачетной книжки – 9603089. тогда шифр студента – 089 (9 – третья, 8 – вторая, 0 – первая цифра).
Выполненное задание студент оформляет соответствующим образом (на листах формата А4) и сдает преподавателю на проверку. Последовательность выполнения заданий определяется данными методическими указаниями, срок сдачи указан в силлабусе по данной дисциплине.
Правильность, своевременность выполнения СРОП учитывается при начислении дополнительных баллов к текущему контролю.
СРОП №1, (неделя 1, 2 часа)
Тема: Составление диаграммы пассажиропотоков в дальнем и местном сообщении
Цель работы: получить навыки по составлению диаграммы пассажиропотоков и определению пунктов обращения пассажирских поездов.
Планировать пассажирские перевозки существенно сложнее, чем грузовые, поскольку размеры и направление пассажиропотоков зависят в значительной мере от социальных факторов и потребности населения в перемещении. Планирование дальних и местных пассажирских перевозок основывается на следующих факторах: развитие экономики различных районов; уровень доходов и материального благосостояния населения; плотность, подвижность и культурный уровень населения; развитие городов и курортов; техническая вооруженность транспорта; сооружение новых и реконструкция существующих железнодорожных линий; развитие других видов транспорта.
В условиях рыночной экономики большое значение имеет соотношение тарифов с продолжительностью поездки и перечнем предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте и его основными конкурентами – воздушным и автомобильным транспортом.
Существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров:
- прямое - в пределах двух и более дорог;
- местное – между станциями одной железной дороги;
- пригородное – в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.
Перевозки в пригородном сообщении совершаются в пределах пригородных зон на расстоянии до 150 км. В местном сообщении перевозки совершаются в пределах одной дороги. К прямому сообщению относятся перевозки пассажиров в пределах двух и более дорог (Алматы - Москва, Астана-Санкт-Петербург, Алматы - Новосибирск).
Перевозки пассажиров в местном и прямом сообщении называют перевозками в дальнем следовании.
К международному сообщению относятся перевозки в пределах двух и более государств.
В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:
- дальние – следующие на расстояние свыше 700 км;
- местные – расстояние от 150 до 700 км;
- пригородные – расстояние до 150 км.
В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на: скорые, скоростные и пассажирские. Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на основных магистралях между крупными городами.
Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным, или поездам повышенной скорости.
Высокоскоростные поезда, курсирующие на специализированных линиях, развивают скорость до 300 км/ч и более. Например, на линии Париж-Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.
Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на участковых, но и на промежуточных станциях.
В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Алатау», «Жетісу», «Отрар» и др.).
Необходимые данные для определения объемов предстоящих пассажирских перевозок получают специальным технико-экономическим обследованием, которое выявляет районы тяготения населения к железнодорожной линии; значение их в промышленном, сельскохозяйственном, культурном, курортно-лечебном и других отношениях; особенности и перспективы развития различных отраслей экономики; взаимоотношения соседних государств. Эти сведения дополняют заявками городских и районных администраций, местных организаций, центральных органов, статистическими данными о пассажирских перевозках в предыдущий период и обследованием населенности обращающихся поездов.
На основе данных о пассажиропотоках устанавливают направления следования и участки обращения дальних и местных поездов, размеры движения поездов различных категорий, показатели пассажирского движения, потребность в подвижных составах для дальних и местных перевозок и их резерв, потребность в поездных бригадах и в материальном обеспечении перевозок.
Корреспонденция пассажиропотоков между отдельными пунктами позволяет определить участки обращения пассажирских поездов, а величина пассажиропотоков – размеры движения. При этом предусматривают обслуживание основного потока пассажиров беспересадочными сообщениями и стремятся обеспечить рациональное использование подвижного состава, учитывая техническую вооруженность станций, т.е. возможность их использования для приписки, формирования и оборота составов, значение промышленных, административно-хозяйственных, курортных и других пунктов, размеры грузового движения и другие факторы.
Весь этот комплекс условий учитывается при разработке плана формирования пассажирских поездов, который определяет по каждому направлению пункты формирования и назначения поездов всех категорий. Поскольку сеть железных дорог может включать несколько параллельных одно- и двухпутных линий, соединяющих экономические районы страны, решаются вопросы рационального распределения грузовых и пассажирских потоков на параллельных линиях. Основной принцип решения этой задачи заключается в том, что в зависимости от назначения грузовые и пассажирские потоки делят на: распределяемые и нераспределяемые. К распределяемым потокам относятся такие, которые являются транзитными для данного полигона сети, к нераспределяемым – потоки в границах каждой линии полигона сети и потом погашаемые на ней или зарождающиеся на таких линиях и следующие за пределы выходного пункта. При этом возможна специализация параллельных линий: одна – только для грузового (с учетом пригородного) движения, другая – только для пассажирского.
Задание. Составить диаграмму пассажиропотоков в дальнем и местном сообщении.
Исходные данные: Схема железнодорожного полигона (направление А–Д – двухпутный участок). Средства СЦБ и связи по движению поездов – автоблокировка.
Расстояние между станциями направления в километрах принимается по третьей цифре шифра из таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Участок | Номер варианта | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
А - Б | 200 | 250 | 270 | 280 | 240 | 250 | 230 | 290 | 120 | 200 |
Б – В | 300 | 320 | 340 | 325 | 360 | 320 | 330 | 350 | 315 | 320 |
В – Г | 350 | 380 | 290 | 300 | 310 | 400 | 310 | 390 | 400 | 340 |
Г – Д | 400 | 410 | 450 | 450 | 420 | 290 | 400 | 410 | 400 | 390 |
Суточные размеры пассажиропотока дальнего и местного сообщения пассажиров принимаются из таблицы 1.2 по второй цифре шифра:
Таблица 1.2
Участок | Номер варианта | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
А – Д | 1300 | 1320 | 1350 | 1380 | 1400 | 1430 | 1450 | 1470 | 1500 | 1550 |
А – Г | 1000 | 1200 | 1050 | 1300 | 900 | 1350 | 1250 | 1150 | 1200 | 1300 |
А – В | 900 | 800 | 850 | 1000 | 920 | 1050 | 700 | 750 | 1000 | 1100 |
А – Б | 1500 | 1300 | 1200 | 1600 | 1000 | 900 | 1400 | 1550 | 1300 | 1250 |
Б – Д | 900 | 1000 | 950 | 1100 | 1100 | 1200 | 900 | 800 | 850 | 920 |
Б – Г | 1000 | 900 | 500 | 600 | 400 | 800 | 600 | 700 | 850 | 1050 |
Б – В | 200 | 1110 | 500 | 900 | 600 | 650 | 450 | 400 | 700 | 300 |
В – Д | 1000 | 900 | 950 | 1050 | 800 | 850 | 1100 | 900 | 700 | 900 |
В – Г | 1000 | 1500 | 900 | 700 | 1300 | 1500 | 1000 | 800 | 900 | 950 |
Г – Д | 1300 | 1400 | 500 | 300 | 800 | 1000 | 900 | 800 | 1000 | 900 |
СРОП №2, (неделя 2, 2 часа)
Тема: Расчет массы пассажирских поездов
Цель работы: получить навыки по определению массы пассажирского поезда с учетом пропускной способности, длины пассажирских платформ и приемо-отправочных путей.
Определение оптимальных веса и среднеходовой скорости движения дальних и местных пассажирских поездов производится построением экономико-математической модели. При этом учитывается техническая вооруженность железных дорог, географические районы, между которыми осуществляются пассажирские перевозки, условия работы линии по грузовым и пассажирским перевозкам. Во всех случаях учитывается сокращение времени нахождения пассажиров в пути следования. В условиях текущей эксплуатации на легких профилях пути среднеходовая скорость, если отсутствуют ограничения, максимально может быть равна конструкционной скорости, допускаемой конструкцией подвижного состава и тормозных устройств.
Критерием оптимизации веса и скорости движения пассажирских поездов является величина технико-эксплуатационных расходов. В зависимости от условий расчета вес и скорость движения пассажирских поездов могут быть зависимыми или независимыми переменными. Поэтому эта задача должна решаться отдельно для однопутных и двухпутных линий в условиях текущей эксплуатации железных дорог и на перспективу, причем во всех случаях с учетом обеспечения необходимых удобств пассажирам.
Основным показателем, характеризующим каждый рассматриваемый вариант, являются приведенные годовые затраты. Они включают, прежде всего, годовые эксплуатационные расходы на выполнение перевозок и содержание связанных с ними технических средств, а также годовые амортизационные отчисления. С другой стороны, в годовые затраты включаются приведенные по сроку окупаемости капитальные вложения. При этом срок окупаемости определяется с учетом морального износа, т.е. срока, когда по экономическим или другим соображениям рассматриваемое устройство перестанет соответствовать современному уровню развития техники.
Массу и скорость пассажирских поездов