Файл: Руководством преподавателя (сроп) по дисциплине Организация пассажирских перевозок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические указания к проведению самостоятельной работы обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)

по дисциплине «Организация пассажирских перевозок»
Общие указания
Целью выполнения СРОП является закрепление у студентов теоретических знаний по управлению пассажирскими перевозками.

При выполнении СРОП студент должен руководствоваться Методическими указаниями для проведения практических занятий по дисциплине «Управление пассажирскими перевозками». К выполнению заданий следует приступить после изучения материалов практических занятий. Студент по шифру выбирает номер задачи в каждой теме и выполняет задание самостоятельно. Шифром являются три последние цифры номера зачетной книжки студента. Например, номер зачетной книжки – 9603089. тогда шифр студента – 089 (9 – третья, 8 – вторая, 0 – первая цифра).

Выполненное задание студент оформляет соответствующим образом (на листах формата А4) и сдает преподавателю на проверку. Последовательность выполнения заданий определяется данными методическими указаниями, срок сдачи указан в силлабусе по данной дисциплине.

Правильность, своевременность выполнения СРОП учитывается при начислении дополнительных баллов к текущему контролю.
СРОП №1, (неделя 1, 2 часа)
Тема: Составление диаграммы пассажиропотоков в дальнем и местном сообщении
Цель работы: получить навыки по составлению диаграммы пассажиропотоков и определению пунктов обращения пассажирских поездов.
Планировать пассажирские перевозки существенно сложнее, чем грузовые, поскольку размеры и направление пассажиропотоков зависят в значительной мере от социальных факторов и потребности населения в перемещении. Планирование дальних и местных пассажирских перевозок основывается на следующих факторах: развитие экономики различных районов; уровень доходов и материального благосостояния населения; плотность, подвижность и культурный уровень населения; развитие городов и курортов; техническая вооруженность транспорта; сооружение новых и реконструкция существующих железнодорожных линий; развитие других видов транспорта.

В условиях рыночной экономики большое значение имеет соотношение тарифов с продолжительностью поездки и перечнем предоставляемых услуг на железнодорожном транспорте и его основными конкурентами – воздушным и автомобильным транспортом.


Существуют следующие виды сообщений при перевозке пассажиров:

- прямое - в пределах двух и более дорог;

- местное – между станциями одной железной дороги;

- пригородное – в пределах пригородных участков, примыкающих к крупным населенным пунктам.

Перевозки в пригородном сообщении совершаются в пределах пригородных зон на расстоянии до 150 км. В местном сообщении перевозки совершаются в пределах одной дороги. К прямому сообщению относятся перевозки пассажиров в пределах двух и более дорог (Алматы - Москва, Астана-Санкт-Петербург, Алматы - Новосибирск).

Перевозки пассажиров в местном и прямом сообщении называют перевозками в дальнем следовании.

К международному сообщению относятся перевозки в пределах двух и более государств.

В зависимости от дальности следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:

- дальние – следующие на расстояние свыше 700 км;

- местные – расстояние от 150 до 700 км;

- пригородные – расстояние до 150 км.

В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на: скорые, скоростные и пассажирские. Скорые (в том числе скоростные) поезда имеют наиболее высокую маршрутную скорость благодаря меньшему числу остановок и меньшей их продолжительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, обеспечивающих наибольшие удобства для пассажиров; они назначаются на основных магистралях между крупными городами.

Максимальная ходовая скорость скорых поездов 140 км/ч. Поезда, следующие со скоростью свыше 140 км/ч, относятся к скоростным, или поездам повышенной скорости.

Высокоскоростные поезда, курсирующие на специализированных линиях, развивают скорость до 300 км/ч и более. Например, на линии Париж-Лион рекордная скорость составила 515 км/ч.

Пассажирские поезда обращаются между крупными населенными пунктами, обслуживают пассажиропотоки, не охваченные скорыми поездами, и имеют меньшую маршрутную скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда останавливаются не только на участковых, но и на промежуточных станциях.

В число поездов дальнего и местного сообщений входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания («Алатау», «Жетісу», «Отрар» и др.).



Необходимые данные для определения объемов предстоящих пассажирских перевозок получают специальным технико-экономическим обследованием, которое выявляет районы тяготения населения к железнодорожной линии; значение их в промышленном, сельскохозяйственном, культурном, курортно-лечебном и других отношениях; особенности и перспективы развития различных отраслей экономики; взаимоотношения соседних государств. Эти сведения дополняют заявками городских и районных администраций, местных организаций, центральных органов, статистическими данными о пассажирских перевозках в предыдущий период и обследованием населенности обращающихся поездов.

На основе данных о пассажиропотоках устанавливают направления следования и участки обращения дальних и местных поездов, размеры движения поездов различных категорий, показатели пассажирского движения, потребность в подвижных составах для дальних и местных перевозок и их резерв, потребность в поездных бригадах и в материальном обеспечении перевозок.

Корреспонденция пассажиропотоков между отдельными пунктами позволяет определить участки обращения пассажирских поездов, а величина пассажиропотоков – размеры движения. При этом предусматривают обслуживание основного потока пассажиров беспересадочными сообщениями и стремятся обеспечить рациональное использование подвижного состава, учитывая техническую вооруженность станций, т.е. возможность их использования для приписки, формирования и оборота составов, значение промышленных, административно-хозяйственных, курортных и других пунктов, размеры грузового движения и другие факторы.

Весь этот комплекс условий учитывается при разработке плана формирования пассажирских поездов, который определяет по каждому направлению пункты формирования и назначения поездов всех категорий. Поскольку сеть железных дорог может включать несколько параллельных одно- и двухпутных линий, соединяющих экономические районы страны, решаются вопросы рационального распределения грузовых и пассажирских потоков на параллельных линиях. Основной принцип решения этой задачи заключается в том, что в зависимости от назначения грузовые и пассажирские потоки делят на: распределяемые и нераспределяемые. К распределяемым потокам относятся такие, которые являются транзитными для данного полигона сети, к нераспределяемым – потоки в границах каждой линии полигона сети и потом погашаемые на ней или зарождающиеся на таких линиях и следующие за пределы выходного пункта. При этом возможна специализация параллельных линий: одна – только для грузового (с учетом пригородного) движения, другая – только для пассажирского.


Задание. Составить диаграмму пассажиропотоков в дальнем и местном сообщении.

Исходные данные: Схема железнодорожного полигона (направление А–Д – двухпутный участок). Средства СЦБ и связи по движению поездов – автоблокировка.

Расстояние между станциями направления в километрах принимается по третьей цифре шифра из таблицы 1.1.
Таблица 1.1

Участок

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А - Б

200

250

270

280

240

250

230

290

120

200

Б – В

300

320

340

325

360

320

330

350

315

320

В – Г

350

380

290

300

310

400

310

390

400

340

Г – Д

400

410

450

450

420

290

400

410

400

390


Суточные размеры пассажиропотока дальнего и местного сообщения пассажиров принимаются из таблицы 1.2 по второй цифре шифра:
Таблица 1.2

Участок

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А – Д

1300

1320

1350

1380

1400

1430

1450

1470

1500

1550

А – Г

1000

1200

1050

1300

900

1350

1250

1150

1200

1300

А – В

900

800

850

1000

920

1050

700

750

1000

1100

А – Б

1500

1300

1200

1600

1000

900

1400

1550

1300

1250

Б – Д

900

1000

950

1100

1100

1200

900

800

850

920

Б – Г

1000

900

500

600

400

800

600

700

850

1050

Б – В

200

1110

500

900

600

650

450

400

700

300

В – Д

1000

900

950

1050

800

850

1100

900

700

900

В – Г

1000

1500

900

700

1300

1500

1000

800

900

950

Г – Д

1300

1400

500

300

800

1000

900

800

1000

900



СРОП №2, (неделя 2, 2 часа)
Тема: Расчет массы пассажирских поездов
Цель работы: получить навыки по определению массы пассажирского поезда с учетом пропускной способности, длины пассажирских платформ и приемо-отправочных путей.
Определение оптимальных веса и среднеходовой скорости движения дальних и местных пассажирских поездов производится построением экономико-математической модели. При этом учитывается техническая вооруженность железных дорог, географические районы, между которыми осуществляются пассажирские перевозки, условия работы линии по грузовым и пассажирским перевозкам. Во всех случаях учитывается сокращение времени нахождения пассажиров в пути следования. В условиях текущей эксплуатации на легких профилях пути среднеходовая скорость, если отсутствуют ограничения, максимально может быть равна конструкционной скорости, допускаемой конструкцией подвижного состава и тормозных устройств.

Критерием оптимизации веса и скорости движения пассажирских поездов является величина технико-эксплуатационных расходов. В зависимости от условий расчета вес и скорость движения пассажирских поездов могут быть зависимыми или независимыми переменными. Поэтому эта задача должна решаться отдельно для однопутных и двухпутных линий в условиях текущей эксплуатации железных дорог и на перспективу, причем во всех случаях с учетом обеспечения необходимых удобств пассажирам.

Основным показателем, характеризующим каждый рассматриваемый вариант, являются приведенные годовые затраты. Они включают, прежде всего, годовые эксплуатационные расходы на выполнение перевозок и содержание связанных с ними технических средств, а также годовые амортизационные отчисления. С другой стороны, в годовые затраты включаются приведенные по сроку окупаемости капитальные вложения. При этом срок окупаемости определяется с учетом морального износа, т.е. срока, когда по экономическим или другим соображениям рассматриваемое устройство перестанет соответствовать современному уровню развития техники.

Массу и скорость пассажирских поездов