Файл: Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Челябинский педагогический колледж №2
Постовалова Лилия Рафаиловна
РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс 3, группа 301 Руководитель: Кузнецова Яна Александровна
Челябинск, 2023
Содержание
Введение 2
Глава I. Теоретические основы развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 4
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 4
1.2 Роль игры в развитии игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 7
1.3 Методы и формы организации игры для развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 10
Выводы по первой главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 15
2.1 Изучение уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 15
Таблица № 1 17
Характеристика уровней развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 17
2.2 Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста 18
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию игровых умений у детей раннего возраста 20
Выводы по второй главе 22
Заключение 23
Список литературы 25
Игра «Дочки-матери» 51
Введение
Игра является ведущим видом деятельности в развитии ребенка. В то же время ни одна деятельность детей в детском саду не вызывает столько трудностей в организации, сколько игра. Игра – самый консервативный и при этом самый изменчивый вид деятельности детей.
Игра (особенно сюжетно-ролевая) выступает ведущим механизмом социализации ребенка. Обращаясь к истокам теории игры в отечественной психологии и педагогике, необходимо отметить, что сюжетно-ролевая игра рассматривается учеными как ведущее средство познания социальной действительности и освоения социальных отношений (Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, П.Г.Саморукова и др.)
Тема применения сюжетно-ролевой игры важна и актуальна в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста. Основной целью педагогической деятельности является создание условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста игровых умений, способствующих восстановлению самостоятельной сюжетной игры.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, обусловили выбор темы курсовой работы: «Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»
Цель курсовой работы: выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно - ролевая игра как средство развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформирована следующая гипотеза развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:
- осуществляется целенаправленная работа по организации сюжетно – ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста;
- систематически проводится работа с родителями по вопросу развития игровых умений в младшем дошкольном возрасте;
- пополнена предметно-пространственная развивающая среда, направленная на развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Анализ психолога - педагогической литературы по проблеме развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявление уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
3. Экспериментальное обоснование педагогических условий развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решаются с использованием комплекса методов:
- теоретический анализ литературы;
-наблюдение;
- беседа;
- опытная работа;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №5 «Мирненский детский сад «Солнышко».
Глава I. Теоретические основы развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, Н.К. Крупская, А.М. Горький, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский).
Д.Б. Эльконин подчеркивает значимость игровой деятельности в формировании социальной готовности ребенка к школе. Он пишет, что существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. То есть в игровой деятельности осуществляется переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, строящих на грани сознательности. Основное значение игры Д.Б. Эльконин видит в том, что игра является уникальной деятельностью, которая характеризуется эмоционально наполненным вхождением в жизнь взрослых, действительным выделением общественных функций и смысла человеческой деятельности.
По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считает, что в дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний.
Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит следующий путь:
1)ребенок ест ложкой;
2)кормит ложкой;
3)кормит ложкой куклу;
4)кормит ложкой куклу, как мама.
Выготский Л.С. писал в статье «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка», что в детской игре происходит перенос значении с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.
По Л.С. Выготскому, игра - источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. В игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. в мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.
Внимание на игру именно младшего дошкольного возраста обращали следующие ученые: Губанова Н.Ф., Голубева Л.Г., Григорьева Г.Г., Павлова Л.Н.
Особенность игры детей младшего дошкольного возраста, что первые сюжетные игры проходят как игры безролевые. Затем появляется цепочка из двух, трех действий и повторения.
Главное достижение, к которому приходит ребенок в три года - освоение ролевой игры, т.е. умение изображать различных людей, сказочных персонажей. Играя, малыш не только осваивает образцы поведения и различные действия, но и учится быть человеком, понимать других и себя.
Игровой процесс – это всегда радость: радость общения, открытий, действия!
В исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте. Постепенно к 3-му году жизни ребенка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.
В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослым, играми и занятиями; игровая самостоятельная. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видовых.
Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку если он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние.
Значение игры в развитии ребенка многозначно. Это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребенка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Это метод диагностики психического развития ребенка. Кроме того, игра – средство коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д) и важнейшее средство формирования личности ребенка, положительных форм его взаимоотношений со сверстниками.
На 3 – м году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К тому времени возникают первые ролевые игры, когда ребенок не просто отображает чьи – то действия, но берет на себя роль тех, о которых у него самого сформировались первые представления: мамы, папы, водителя автобуса, участкового врача детской поликлиники.
В ряде исследования отмечается, что в игре детей младшего дошкольного возраста создают особо благоприятные условия для формирования способности производить действия в умственном плане, происходит связь мышления с развитием различных сторон личности ребенка (Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.Н. Овчинникова).
Таким образом, игровая деятельность имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно с помощью игры дошкольник познает мир. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенному мышлению к элементам словесно-логического мышления.
1.2 Роль игры в развитии игровых умений у детей младшего дошкольного возраста
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».
Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.
Игра не просто занятие, вид деятельности, форма освоения социального опыта, а одна из общих сложных способностей человека, определяющих его развитие.
Игра характеризуется следующими особенностями:
- игра — это совокупность разных действий, а не отдельного движения (например: лепка, рисование и т.п.);
- игра — отражение ребенком окружающего мира;
- игра — это творческое отражение ребенком окружающего мира, так как они вносят в сюжет множество собственных задумок;
- игра имеет общественный характер, поэтому может изменяться под воздействием новых социальных условий;
- игра — это демонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых;
- игра — это коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом;
- игра — развивает все высшие психические функции ребенка.
Каждый ребенок открывает для себя такой большой и постоянно изменяющийся окружающий мир. Важно чтобы взрослые, находящиеся рядом постоянно «подпитывали» его познавательный интерес, расширяли его. Все это ведет к тому, что ребенок со временем, начинает наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять свойства и качества предметов; задавать больше вопросов «Что это?», «Почему?» и др.
Игра наиболее эмоциональна, красочна для детей младшего дошкольного возраста.
Ранний возраст – это первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
Игра для ребенка 2-3 лет является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у малыша вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Значение правильной организации игр с детьми младшего дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка, и особая роль в этом принадлежит нам, взрослым.