Файл: Руководитель проекта учитель истории и обществознания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
ПРОЕКТ
«Назад в СССР»
ученицы 9 класса «А»
Никоновой Виктории Александровны
Руководитель проекта: учитель истории и обществознания
Федорова Татьяна Анатольевна
г. Зима
2018 г.
В 9 классе на уроках истории мы начали изучать историю СССР. На уроках нам рассказывали, как развивалось наше государство в XX веке, какие изменения происходили во всех сферах жизнедеятельности, каких успехов мы достигли. С момента распада СССР прошло уже 25 лет, но до сих пор не утихают жаркие споры по поводу «когда было лучше - тогда или сейчас?» Особенно активно копья ломаются по поводу современного школьного образования. Потеряло ли оно в качестве, по сравнению с советским? Очень часто от своих родителей и бабушек я слышу фразу «Да, тогда школа была лучше!» Таким образом, меня заинтересовала система образования в СССР. И я решила выяснить, чем же советская школа была лучше.
Цель: изучить систему образования в СССР.
Задачи:
-
Провести теоретический анализ литературы по проблематике проекта. -
Расширить представление о системе образования в СССР. -
Выделить основные достижения советской школы. -
Проанализировать полученный материал. -
Создать презентацию «Назад в СССР: плюсы советской школы».
Этапы работы над проектом:
Работу над проектом я начала с постановки цели и задач. Затем начала собирать теоретический материал по теме проекта, изучая дополнительную литературу и различные интернет-ресурсы.
На основе анализа литературы по проблематике проекта мною были изучены основные этапы развития образования в СССР и систематизированы особенности советской школы.
Я выяснила, что:
-
Образование было бесплатным и всеобщим. -
В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью. -
В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе. -
С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста. -
Вводилась должность классного руководителя. -
Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность. -
В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет. -
В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок. -
С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы. -
С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями. -
Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах. -
С 1949 г. введена единая школьная форма. -
Обязательное восьмилетнее обучение.
Следующая задача была выделить основные достоинства советского образования.
Я выделила пять достоинств:
1. Массовость и доступность образования. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения, что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %.
2. Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать.
3. Уважение к труду учителя и преподавателя. Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе.
4. Фундаментальное образование. Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года.
5. Лучшая в мире система спортивного образования. В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде.
Затем я приступила к созданию презентации, которая может быть использована на уроках истории и обществознания, факультативах и классных часах.
Вывод: работа над данным проектом позволила мне расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться. А также отработать навыки работы с дополнительными источниками информации и создании презентаций.
Список использованных источников:
-
История: Всеобщая новейшая история О.С и А.С Сороко- Цюпа , 9 класс ФГОС.
История России А.А Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 9 класс. -
https://www.kp.ru/guide/sovremennoe-vysshee-obrazovanie.html -
http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/obrazovanie-sssr.html -
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/obrazovaniie-sssr -
http://ruxpert.ru -
http://fishki.net/1602457-obrazovanie-v-sssr-i-sovremennoj-rossii.html
Назад в СССР
Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. В январе 2017 г. м
инистр образования и науки Ольга Васильева заявила, что выступает «за возврат к лучшим традициям советской школы». (Слайд №2).
В целом в конце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг был высок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:
– число молодых людей, получающих высшее образование (в% к численности населения). В 50-е гг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);
– средняя продолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США она составляла соответственно 7 и 8 лет (ныне 9 и 12);
– число продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;
– число студентов дневного отделения вузов. Динамика в 50–90-х гг. здесь такова: СССР – с 1,7 до 4,5 млн. США – с 1,7 до 8,5 млн.
– престиж образования.
Рейтинг российской школы с каждым годом снижается, так к 2001 г. – мы занимали уже 19 место, а к 2012 – 35. (Слайд №3).
Советская система образования считалась одной из лучших в мире. С момента зарождения ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения. (Слайд №4).
Главной нравственной целью советского образования - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива. Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук. (Слайд №5).
Сегодня советские принципы образования все еще актуальны. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?
Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году и включала: начальную школу (4 года обучения), основную семилетнюю, а с 1958 г., восьмилетнюю общеобразовательную школу и старшую ступень общеобразовательной школы (всего 10-11 лет учёбы). (Слайд №6).
С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Государство проводило реформы, в ходе которых оформились особенности советской школы:
-
Образование было бесплатным и всеобщим. -
В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью. -
В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе. -
Вводилась должность классного руководителя. -
Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность. (Слайд №7). -
С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы. -
С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста. -
В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок. -
С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями. -
Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах. -
С 1949 г. введена единая школьная форма. -
В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет. -
Обязательное восьмилетнее обучение. (Слайд №8).
Помимо этого можно выделить еще ряд достоинств советской школы, которые, считаю, настало время переосмыслить. Вот некоторые из них: (Слайд № 9)
Массовость и доступность образования
Главной отличительной чертой советской системы образования была государственная политика заботы о повышении культурно-образовательного уровня всех граждан. Причем без сословных и этнических различий. На образование в сороковом году в РСФСР была выделена треть республиканского бюджета. Стране нужны были образованные, умные люди, достойные патриоты и умелые специалисты. Поэтому создавались условия для повышения культурно-образовательного уровня во всех возрастных группах и во всех профессиональных объединениях. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения, что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %. Именно эта политика госзаботы и явилась основой отношения родителей к системе российского образования. «Школа плохому не научит, министерство знает, что делает, новые программы и учебники могут быть только лучше старых», — так долгое время после разрушения Советского Союза рассуждала родительская общественность, пока не убедилась в обратном. (Слайд № 10)
Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию
Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. (Слайд № 11)
Уважение к труду учителя и преподавателя
Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. Работа педагога — это не оказание услуг, а служение. (Слайд № 12) Учитель, взрослый – это наставник, совет которого ценен. В 60-е годы американские психологи, приезжавшие в СССР, поражались тому, что любой прохожий у нас мог сделать замечание чужому ребенку, этот ребенок его слушался, и это было в порядке вещей. Уничтожен семейный уклад советской школы. Ученики стали дерзкими, учителя — беспомощными, родители — безразличными.
Фундаментальное образование
Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. Советская школа формировала у своих учеников научную картину мира — это важный принцип систематизации знаний об окружающей действительности. Принцип понимания учебного материала был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников.
Европейцы и китайцы давно уже перевели наши старые учебники и изучают советскую грамоту. Список учебных дисциплин был расширен. Преподавали такие предметы, которых нет в российской школе, как астрономия, черчение, чистописание. (Слайд № 13) Даже элементы чистописания убрали из основной книги школьников – букваря. (Слайд № 14)
У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года.
Лучшая в мире система спортивного образования
В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде. (Слайд № 15)
И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества. Поэтому необходимо обратиться к опыту советской школы.
Таким образом, надеюсь, мой проект позволил расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться.