Файл: Руководитель проекта учитель истории и обществознания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»


ПРОЕКТ

«Назад в СССР»

ученицы 9 класса «А»

Никоновой Виктории Александровны

Руководитель проекта: учитель истории и обществознания

Федорова Татьяна Анатольевна

г. Зима

2018 г.

В 9 классе на уроках истории мы начали изучать историю СССР. На уроках нам рассказывали, как развивалось наше государство в XX веке, какие изменения происходили во всех сферах жизнедеятельности, каких успехов мы достигли. С момента распада СССР прошло уже 25 лет, но до сих пор не утихают жаркие споры по поводу «когда было лучше - тогда или сейчас?» Особенно активно копья ломаются по поводу современного школьного образования. Потеряло ли оно в качестве, по сравнению с советским? Очень часто от своих родителей и бабушек я слышу фразу «Да, тогда школа была лучше!» Таким образом, меня заинтересовала система образования в СССР. И я решила выяснить, чем же советская школа была лучше.

Цель: изучить систему образования в СССР.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблематике проекта.

  2. Расширить представление о системе образования в СССР.

  3. Выделить основные достижения советской школы.

  4. Проанализировать полученный материал.

  5. Создать презентацию «Назад в СССР: плюсы советской школы».

Этапы работы над проектом:

Работу над проектом я начала с постановки цели и задач. Затем начала собирать теоретический материал по теме проекта, изучая дополнительную литературу и различные интернет-ресурсы.

На основе анализа литературы по проблематике проекта мною были изучены основные этапы развития образования в СССР и систематизированы особенности советской школы.

Я выяснила, что:

  1. Образование было бесплатным и всеобщим.

  2. В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью.

  3. В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе.

  4. С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста.

  5. Вводилась должность классного руководителя.

  6. Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность.

  7. В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет.

  8. В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок.

  9. С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы.

  10. С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями.

  11. Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах.

  12. С 1949 г. введена единая школьная форма.

  13. Обязательное восьмилетнее обучение.


Следующая задача была выделить основные достоинства советского образования.

Я выделила пять достоинств:

1. Массовость и доступность образования. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения, что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %.

2. Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать.

3. Уважение к труду учителя и преподавателя. Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе.

4. Фундаментальное образование. Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года.

5. Лучшая в мире система спортивного образования. В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде.

Затем я приступила к созданию презентации, которая может быть использована на уроках истории и обществознания, факультативах и классных часах.

Вывод: работа над данным проектом позволила мне расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться. А также отработать навыки работы с дополнительными источниками информации и создании презентаций.
Список использованных источников:

  1. История: Всеобщая новейшая история О.С и А.С Сороко- Цюпа , 9 класс ФГОС.
    История России А.А Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 9 класс.

  2. https://www.kp.ru/guide/sovremennoe-vysshee-obrazovanie.html

  3. http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/obrazovanie-sssr.html

  4. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/obrazovaniie-sssr

  5. http://ruxpert.ru

  6. http://fishki.net/1602457-obrazovanie-v-sssr-i-sovremennoj-rossii.html


Назад в СССР

Наша страна стремительно меняется и процесс этот идет вот уже почти тридцать лет. Меняется все: общество, экономика, люди, и, естественно, изменения затронули и такую важную часть общества, как образование. В январе 2017 г. м

инистр образования и науки Ольга Васильева заявила, что выступает «за возврат к лучшим традициям советской школы». (Слайд №2).

В целом в конце 50-х – начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг был высок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:

– число молодых людей, получающих высшее образование (в% к численности населения). В 50-е гг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. – меньше на 5 млн.);

– средняя продолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США она составляла соответственно 7 и 8 лет (ныне 9 и 12);

– число продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;

– число студентов дневного отделения вузов. Динамика в 50–90-х гг. здесь такова: СССР – с 1,7 до 4,5 млн. США – с 1,7 до 8,5 млн.

– престиж образования.

Рейтинг российской школы с каждым годом снижается, так к 2001 г. – мы занимали уже 19 место, а к 2012 – 35. (Слайд №3).

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. С момента зарождения ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения. (Слайд №4).

Главной нравственной целью советского образования - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива. Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук. (Слайд №5).

Сегодня советские принципы образования все еще актуальны. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?

Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году и включала: начальную школу (4 года обучения), основную семилетнюю, а с 1958 г., восьмилетнюю общеобразовательную школу и старшую ступень общеобразовательной школы (всего 10-11 лет учёбы). (Слайд №6).

С момента создания советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. Государство проводило реформы, в ходе которых оформились особенности советской школы:

  1. Образование было бесплатным и всеобщим.

  2. В 1921 г. стали использовать комплексные программы, в основе которых велось обучение не отдельным предметам, а давался комплекс знаний. Достоинством таких программ была связь с жизнью.

  3. В начале 30-х гг. XX в. школа вернулась к классно-урочной системе.

  4. Вводилась должность классного руководителя.

  5. Применялся метод проектов, при котором учащиеся работали над разнообразными проектными заданиями, имевшими ярко выраженную практическую направленность. (Слайд №7).

  6. С 1942 г. устанавливались выпускные экзамены по окончанию начальной, основной и средней школы.

  7. С 1943 г. обучение начиналось с 7-летнего возраста.

  8. В 1944 г. была введена пятибалльная система оценок.

  9. С 1944 г. началось награждение серебряными и золотыми медалями.

  10. Ученики должны были принимать участие в сельскохозяйственных работах.

  11. С 1949 г. введена единая школьная форма.

  12. В 1958 г. срок обучения увеличился до 11 лет.

  13. Обязательное восьмилетнее обучение. (Слайд №8).


Помимо этого можно выделить еще ряд достоинств советской школы, которые, считаю, настало время переосмыслить. Вот некоторые из них: (Слайд № 9)

Массовость и доступность образования

Главной отличительной чертой советской системы образования была государственная политика заботы о повышении культурно-образовательного уровня всех граждан. Причем без сословных и этнических различий. На образование в сороковом году в РСФСР была выделена треть республиканского бюджета. Стране нужны были образованные, умные люди, достойные патриоты и умелые специалисты. Поэтому создавались условия для повышения культурно-образовательного уровня во всех возрастных группах и во всех профессиональных объединениях. Бесплатное и всеобщее образование стало доступным для большинства населения, что позволило достичь практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %. Именно эта политика госзаботы и явилась основой отношения родителей к системе российского образования. «Школа плохому не научит, министерство знает, что делает, новые программы и учебники могут быть только лучше старых», — так долгое время после разрушения Советского Союза рассуждала родительская общественность, пока не убедилась в обратном. (Слайд № 10)

Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию

Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. Получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. (Слайд № 11)

Уважение к труду учителя и преподавателя

Профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. Работа педагога — это не оказание услуг, а служение. (Слайд № 12) Учитель, взрослый – это наставник, совет которого ценен. В 60-е годы американские психологи, приезжавшие в СССР, поражались тому, что любой прохожий у нас мог сделать замечание чужому ребенку, этот ребенок его слушался, и это было в порядке вещей. Уничтожен семейный уклад советской школы. Ученики стали дерзкими, учителя — беспомощными, родители — безразличными.

Фундаментальное образование

Аттестат об окончании советской школы являлся знаком качества образования. Советская школа формировала у своих учеников научную картину мира — это важный принцип систематизации знаний об окружающей действительности. Принцип понимания учебного материала был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников. 
Европейцы и китайцы давно уже перевели наши старые учебники и изучают советскую грамоту. Список учебных дисциплин был расширен. Преподавали такие предметы, которых нет в российской школе, как астрономия, черчение, чистописание. (Слайд № 13) Даже элементы чистописания убрали из основной книги школьников – букваря. (Слайд № 14)

У советских учителей была возможность свободно ставить двойки и оставлять «не тянущих» учеников на второй год. Некоторые ученики могли учиться в классе по 2-3 года.

Лучшая в мире система спортивного образования

В СССР уделялось огромное внимание развитию физкультуры и спорта. Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или второе место на каждой Олимпиаде. (Слайд № 15)

И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества. Поэтому необходимо обратиться к опыту советской школы.

Таким образом, надеюсь, мой проект позволил расширить представления о системе образования в СССР и выделить основные достоинства советской школы, к которым, по-моему, необходимо вернуться.