Файл: Тема Социальная структура и социальная стратификация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация
Основные вопросы
1.Социальная структура общества.
2.Социальная стратификация: критерии, исторические типы
3.Социальная мобильность
4.Стратификационные процессы в российском обществе
1.
Социальная структура общества
Из анализа общества нам известно, что оно представляет собой не простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а целое, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.
Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, объединенных по определенным признакам.
Отсюда следует, что социальная структура общества – это его внутреннее устройство, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных элементов, т.е. индивидов, взаимодействующих между собой и занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с действующей системой норм и ценностей. Совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей и любой социальной единицы, входящей в данную структуру. Основной характеристикой социальной структуры общества является
гетерогенность
(разнородность или горизонтальная дифференциация). В ней выражается пестрота, разнородность, богатство оттенков общества, проявляющихся в разделении его на категории и социальные группы. При употреблении этого понятия обычно указывается признак, по которому происходит разделение. Например, этническая или религиозная принадлежность. Каждая личность занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций. Поэтому невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. Например, каждый член общества должен иметь профессию, образование, место жительства и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти.
Структурный анализ позволяет выделить несколько разновидностей социальной структуры:
идеальную, нормативную, организационную,
случайную. Идеальная структура связывает воедино верования, убеждения и
2
воображение; нормативная включает ценности, нормы, предписанные социальные роли; организационная определяет способ взаимосвязи социальных позиций (статусов); случайная структура включает элементы, имеющиеся в наличии в данный момент, например, конкретный интерес личности, случайно поступившие ресурсы и т.д.
Социальную структуру составляют активно действующие индивиды и их объединения, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части. Для того чтобы социальная структура не распадалась, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам. В этом проявляется динамическая сторона социальной структуры.
Вместе с тем социальная структура общества – это, прежде всего, его статическая картина. Ее можно выразить как совокупность всего множества социальных статусов. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости и создается общественным разделением труда. Однако это статусы предписанные, а, следовательно, незаполненные, пустые. Социальную структуру можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество равных пустых ячеек плотно подогнаны друг к другу и связаны друг с другом функционально. Все статусы, образующие социальную структуру, также равны и также связаны друг с другом функционально. Но если заполнить пустые ячейки людьми, то каждый статус превратится в большую социальную группу. Эта совокупность статусов дает нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь группы равны друг другу и также расположены горизонтально. Однако это теоретическая конструкция: в действительности одни группы находятся выше, другие ниже на социальной лестнице. Поэтому в реальной жизни речь может идти не о социальной, а о социально-классовой структуре общества. Исходным в понимании социального, социальной структуры общества в узком смысле слова является понятие социальной группы, общности. Социальные группы – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального
3
отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.
Следует отличать социальные группы от социальных общностей,
Социальные общности характеризуются следующими признаками: статистический характер; вероятностная природа; ситуативный характер общения; разнородность; аморфность. Например, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности.
Социальные группы возникают на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества. Так, в свое время на определенном этапе развития возникла род и племя, с разделением труда появились профессиональные группы, с появлением частной собственности классы. В связи с появлением потребности в получении и передачи знания, формировании определенных качеств личности и развития инновационного характера деятельности складывается социальная группа учителей, ученых и т.д.
Таким образом, социальные группы складываются на базе определенных объективных обстоятельств, а принадлежность к группе связана с объективным положением людей в системе социальных связей, выполнением определенных социальных ролей; К важнейшим исходным социальным общностям относятся национально-этнические образования, возникающие на почве общности историко-географического происхождения, культуры, и демографические, связанные с социально-биологической природой человека. С развитием общества появляются общности, связанные с дифференциацией трудовой деятельности, со спецификой социально-экономического положения, развитием поселенческих образований и др. В связи с этим можно говорить о социальных срезах или социальных подструктурах общества: национально- этнической,социальнодемографической,социальнопрофессиональной,социальн о-классовой, поселенческой и других. Для социолога самое интересное и важное – это анализ взаимного влияния различных элементов социальной структуры. Становление социальной группы – это длительный и сложный процесс ее социального созревания, который связан с осознанием своего положения, общности интересов, ценностей, формированием группового сознания и норм поведения. Группа становится социально зрелой, когда она осознает свои интересы, ценности, формулирует нормы, цели и задачи деятельности. Р. Дарендорф в связи с этим выделяет скрытые и открытые групповые интересы. К. Маркс говорит о превращении «класса в себе» в «класс
4
для себя». Именно осознание интересов превращает группу людей в самостоятельный субъект социального действия. При социологическом измерении этого процесса важным и признаками реальной группы является также самоидентификация с определенной общностью и восприятие группы как качественно определенной целостности другими. Особенно важные признаки заключаются в совместном отстаивании интересов, создании, самостоятельных организационных структур. В обществе всегда существует множество социальных групп, которые различаются объективно по своему положению в системе социальных связей, т.е. всегда существует социальное неравенство. В этом смысле утопическими являются идеи и планы построения общества полного социального равенства. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными.
Социальное неравенство является неотъемлемым свойством общества на всех этапах его существования, поэтому проблема социальной стратификации – одна из центральных в социологической науке.
Под социальным неравенством понимается неодинаковый доступ различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Неравенство существует во всех обществах. Для измерения неравенства используют два показателя – богатство (запас активов) и доход (поток денежных поступлений в единицу времени).
В середине XX века, американские социологии К. Дэвис и У. Мур
разработали теорию, согласно которой, социальное неравенство является не только неизбежным, но и необходимым состоянием общества, так как:
Некоторые позиции в обществе функционально более значимы, чем другие.
Только небольшое количество людей в любом обществе обладает особенностями, дающими возможность выполнять эти важные и сложные функции.
Чтобы побудить этих людей овладевать необходимыми знаниями и навыками, и побудить их брать на себя эти сложные функции, общество открывает доступ к необходимым и дифференцируемым благам.
Этот неравный доступ приводит к тому, что разные позиции пользуются неодинаковым престижем и уважением.
Престиж и уважение вместе с правами и преимуществами создают неравенство, то есть стратификацию.
2.
Социальная стратификация: критерии, исторические типы
5
Социальное неравенство является основой социальной стратификации.
Отличия структурирования от стратификации:
1.
Социальная структура и входящие в нее понятия фиксируют различия по характеристикам индивида, по одному из признаков, не оценивая его позицию в целом.
2.
Социальная структура не учитывает проблему неравенства внутри групп и между ними.
3.
Социальная структура не учитывает и не фиксирует социальную мобильность, то есть движение индивидов внутри групп и между ними.
В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum – слой, facere – делать). Стратификация
может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Способы организации неравенства различны.
Каковы те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества? Основы теории стратификации были заложены К.Марксом,
М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. К. Маркс ввел единственное основание вертикального рассмотрения структуры общества – обладание собственностью. Поэтому его социальная структура общества сводилась фактически кдвум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность
(крестьяне). Попытки представить интеллигенцию, некоторые другие социальные группы в качестве промежуточных слоев оставляли впечатление непродуманности общей схемы социальной иерархии населения. Узость такого подхода стала очевидной уже в конце XIX столетия. Вот почему М. Вебер
расширяет число критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов) он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему занять определенное место в социальной иерархии. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, — пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и т.д.;
6 2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:
-права и привилегии
-обязанности и ответственность
-социальное богатство и нужда
-власть и влияние
П. Сорокин описывает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями. Они образуют многомерную систему координат, в которой выделяются две главные оси – ось Х (горизонтальная мобильность) и ось У (вертикальная мобильность).
Мобильность – это изменение отдельным индивидом или целой группой места в социальном пространстве, которое включает экономическое, политическое или профессиональное подпространства. Если индивид повысил свой доход, то он совершил переход, переместился в экономическом подпространстве, если переменил профессию или род деятельности – в профессиональном, партийную принадлежность – в политическом. Три подпространства социального пространства можно также именовать системами стратификации.
В итоге мы имеем три системы социальной стратификации – экономическую, профессиональную и политическую.
Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков — престиж профессии, уровень дохода,
7
уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-
экономической позиции.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Энтони Гидденс
выделил четыре главных исторических типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип – открытые. Закрытым
считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытымназывается общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в
Африке. Индия – классический пример кастового общества. В Индии 4
основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты
8
заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.
Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий.
Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже
XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIIIвв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Например, в России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).
Сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием
(рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.
Класс понимают в двух смыслах: широком и узком. В широком значении под
классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем
Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и