Файл: Исследовательская работа по литературе Что читает наше поколение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8 города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район имени четырежды Героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова

Исследовательская работа по литературе

«Что читает наше поколение?»

Выполнила:

Заровчацкая С.А.

ученица 9 «Г» класса

МБОУ гимназии №8

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Шкарубская Я.В.

2022 г.

г. Тихорецк

Содержание



ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. История книги 5

Глава 2.1 Молодежь в социальных сетях 7

Глава 2.6 Чтение в книжных магазинах 10

Глава 2.7 Чтение в библиотеках 12

Глава 3. Практическая часть 14

Заключение 15

Список использованной литературы 18

Приложение №1 18

Приложение№2 20

Введение:

Роль книги в жизни каждого человека в отдельности бесценна. По книгам мы учимся, они формируют личность, позволяют узнать о прошлом, заглянуть в будущее. Без книг жизнь людей была бы скучной. В наше время становится все меньше читателей. Печатные книги заменяют интернетом, электронными книгами. В настоящее время почти у каждого подростка есть телефон или компьютер с доступом в Интернет. В Интернете часто информация содержится в сокращенном или искаженном виде, много недостоверной информации. Я думаю, что без книги нельзя интересно провести время и получить точную информацию. Чтение книги дает нам совершенно другое восприятие прочитанного. В мире существует огромное разнообразие литературных жанров, и все они несут определённые знания, необходимые для развития человека и общества в целом.

Тема исследования: «Что читает наше поколение?»

Цель исследования: Привлечь внимание к чтению и показать интеллект развития молодежи.

Задачи исследования:

  • Изучить читательские интересы молодежи 14-16 лет в социальной сети, библиотеках города, книжных магазинах;

  • Выявить, какую роль в жизни молодежи играет литература;

  • Доказать, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни молодежи.

Предмет исследования:
отношение молодежи к чтению и их предпочтения

Объект исследования: молодежь 14-16 лет

Актуальность темы исследования моей работы заключается в том, что от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Мое исследование будет стимулом для активизации работы в поддержку книги и чтения, как самое важное средство интеллектуального, творческого и духовного развития личности.

Глава 1.

1.1 История книги.

В древности люди писали на всем - от камня до коры деревьев. Чтобы информация сохранялась дольше, наши предки использовали глиняные таблички, которые обжигались в печи. Египтяне были первыми людьми, использовавшие материал похожий на бумагу - папирус.

К VI веку до н.э. папирус стал самым популярным материалом для хранения информации. Его стали использовать римляне и греки. Многие древние цивилизации размещали свои свитки в библиотеках, которые служили хранилищами информации.

Однако папирус был не самым надежным материалом. Со временем он крошился и портился. Поэтому был создан пергамент, который изготавливали из шкур животных. Кожа тщательно обрабатывалась для создания гладкой и ровной поверхности. Данный материал был более прочным, на нем можно было писать с двух сторон. Распространение пергамента совпало с еще одним важным событием в истории книги - развитием переплетного дела. Родиной переплетного дела считается Индия. Во II веке до н. э. первые переплетчики связывали пальмовые листья с нанесенными на них религиозными текстами и вставляли между двумя деревянными досками. Техника стала популярной на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, распространилась среди римлян. 

Следующее крупное новшество в истории книги - это появление бумаги и использование блочной печати. Первый лист бумаги был изготовлен в Китае. Бумага оказалась удобным материалом для письма, а ее изготовление было гораздо проще и к тому же дешевле других методов. Печать деревянными блоками была сложным процессом, который включал вырезание всей страницы текста на деревянном блоке, нанесение краски и перенесение текста с блока на страницу. Первыми известными примерами текста, напечатанного на бумаге, являются крошечные свитки буддистских молитв шириной чуть больше шести сантиметров, заказанные японской Императрицей Сётоку (Кокэн) в 764 году н. э. Самым ранним примером датированной печатной книги является буддийский текст под названием «Алмазная сутра». [12]



История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная с октября 1056 по май 1057 г. Написано Евангелие было для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием всего за 8 месяцев. Второй, точно датированной древнерусской книгой, является Изборник Святослава (1073 года). Над этой книгой начали работать еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после книгу переадресовали его брату Святославу Ярославичу, который в 1073 г. стал Великим князем. Это одна из самых больших по объему древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства.

Третья, точно датированная древнерусская рукопись - Изборник 1076 г, также составленная Иоанном. По своему внешнему виду Изборник 1076 г. разительно отличается от двух предыдущих книг: это, скорее, обиходная книга небольшого размера, в ней нет цветных иллюстраций. В этом Изборнике содержатся сведения, отражающие древнерусский быт. [4]

Глава 2. Литературные предпочтения молодёжи

2.1 Молодежь в социальных сетях

Юность - время, когда в жизни человека происходят большие перемены. Подростки имеют особый взгляд на мир, делятся своими эмоциями, заводят друзей, ссорятся и мирятся с близкими. Большинство подростков стараются искать более взрослые книги для прочтения, ведь детство давно закончилось и это значит, что чтение сказок стало менее популярным. Но также не стоит выбирать слишком сложную литературу, состоящую из нескольких томов. Поэтому выбор книги - дело непростое. Большой популярностью чаще всего пользуются зарубежные писатели. Молодежь объясняет это тем, что зарубежная литература наиболее привлекательная и интересная, некоторые говорят, что данная литература более понятна, кто-то интересуется историей и культурой Европы. Зарубежная литература - это возможность узнать другой мир, понять, о чем думают люди далеко за пределами твоей страны. Важно, чтобы молодежь, да и люди всех возрастов, стремились к изучению культур и языков. В конце концов, все мы люди, и нам стоит чаще замечать наши сходства, нежели различия. Стоит отметить, что большинство подростков читают книги не по своей возрастной категории. Всё-таки большая часть подростков любят читать книги или скачивать себе на компьютер библиотеку электронных книг, в том числе аудио-версию. Вот несколько категорий книг для современных подростков на разные случаи жизни, они позволяют открыть что-то новое о любви, дружбе, успехе и достижениях, учёбе и отношениях с родителями.


2.2 «Дом, в котором…», Мариам Петросян

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой на самом деле слеп, а Сфинкс – мудр. Табаки вовсе не шакал, хотя любит поживиться чужим добром. Дом – это интернат для детей, от которых отказались родители. Здесь у каждого воспитанника есть своя кличка. Дом хранит уйму тайн, которые читатель узнает, прочитав книгу. В книге показано множество непростых ситуаций, и автор ненавязчиво рассказывает, как с ними справляться. Книга будет интересна подросткам старше 12 лет. [13]

2.3 «Разноцветный снег», Наталия Волкова


Эта книга - словно увлекательный познавательный маршрут по истории. Отличное чтение на ночь для подростков старше 14 лет. Главные герои - ребята из литературного кружка, где они постоянно получают странные задания. Одно из них - узнать, был ли предателем известный в городе ещё с войны Антон Петрович Старцев. Разворачивается целое историческое расследование, которое должно помочь восстановить справедливость. Удивительно, но это помогает героям ещё и разобраться в самих себе. 

2.4 «Пик», Роналд Смит


Вдохновляющая история о четырнадцатилетнем подростке Пике, который обожает высоту. Однажды отец предлагает ему подняться на Эверест, стать самым молодым покорителем этой могущественной вершины. В пути мальчик столкнётся с разными трудностями: болезнью, страшной непогодой, сильным страхом, усталостью и другими. Но это всё закалит его и поможет разобраться в себе. 

2.5 «Манюня», Наринэ Абгарян


«Манюня» – автобиографический роман. Он назван по имени закадычной подружки самой Наринэ: вместе они прошли огонь, воду – самый изобретательный комплект детских шалостей, первую любовь, первые путешествия за пределы родного города. Это роман о советском детстве, вдалеке от столицы, в армянском городке Берд. Книга напоминает, как важна семья. Подойдёт для любого возраста, но лучший эффект будет, если вам уже есть 16 лет, чтобы именно вспоминать своё детство. [14]

Вывод: Подростковый возраст – это важнейший период развития. Именно в этом возрасте дети получают знания, опыт, формируются нормы поведения в обществе. Интересная книга должна удовлетворять любопытство, поучать и воспитывать. Современная подростковая литература – это не только книги о первой любви и проблемах взаимоотношениях с родителями. На страницах книг подростки ищут родственную душу, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, иногда даже сравнивая себя с главными героями. Такие книги могут научить, дать совет.


2.6 Чтение в книжных магазинах

Помимо социальных сетей в настоящее время большой популярностью пользуются книжные магазины. Они предоставляют огромный выбор книг разных жанров и направлений. Молодежь чаще всего привлекают яркие обложки книг, красивые иллюстрации. Поэтому книжные магазины набирают всю большую популярность. Существуют издательства, которые специализируются на издании детских и подростковых книг: «Росмэн», «Розовый жираф», «Самокат». Подростки больше всего читают фэнтези, например серия Натальи Щербы «Часодеи», вышедшая в издательстве Росмэн. [8]

У подростков есть большой интерес к циклу романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. О книгах «Гарри Поттер» говорят, что они вернули детей к чтению. [3] Для очень многих подростков книги о мальчике-волшебнике стали первыми книгами, прочитанными самостоятельно и по своей собственной инициативе. Литературные критики говорят о том, что в книгах «Гарри Поттер» присутствует смесь разных жанров: фэнтези, детектив, приключения, школьная повесть. Кроме того, критики отмечают, что Гарри Поттер - почти классический романтический герой, хотя он - ребенок, подросток. Таким образом, важным моментом успеха книг «Гарри Поттер» может выступать последовательное взросление главного героя, прохождение им различных испытаний, причем, основной задачей героя выступает принятие на себя «решения решить задачу». Самые важные качества героя в волшебной сказке – это инициативность, стремление достичь цели, во что бы то ни стало. При этом вопрос о том, как, какими средствами уходит на второй план. Волшебные помощники чудесным образом помогают герою осуществить задуманное, но требуют условия – уверенности в себе, силу, отвагу, смелость. При этом результат столкновения с силами зла всегда неожиданен, непредсказуем. Таким образом, именно в волшебном, фантастическом, будь то книга или кинофильм, но имеющем в своей основе структуру волшебной сказки, представлена та форма субъектности, которую необходимо освоить подростку для того, чтобы успешно решить задачи возраста – стать инициативным по отношению к миру. «Выстраивание собственного текста, т.е. создание произведения собственного действия — вот та основная работа, которая должна происходить при переходе от предшествующего младшего школьного возраста к подростковому возрасту». Определяя ведущую деятельность подростков как проектную, выделяет две различные стороны ведущего авторского действия – замысливание и результативность. В волшебной же сказке сделан акцент именно на замысливании, инициативности.