Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психологопедагогические теории и технологии начального образования 2 Тема проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра «Педагогики и методики преподавания»

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования 2»

Тема: проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников



Студент

Д.С. Луковская







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1902г













Преподаватель

Т.А. Гудалина

Д.А. Писаренко







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 5

1.1Особенности исследовательских умений младших школьников 5

1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования 8

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 14

2.1 Методы и методики исследования 14

2.2 Результаты исследования 16

Заключение 22

Список используемой литературы 23



Введение


Образовательный процесс в современной педагогической практике, который строится на умениях исследовать, считается одним из эффективных путей познания для школьника. Каждому ребенку от природы свойственна склонность к исследованию, поиску и познанию нового. Если правильно организовать обучение, эта склонность будет только совершенствоваться, способствовать развитию умений и навыков, естественным образом связанных с исследованиями.


На сегодняшний день все более остро обнаруживается противоречие между тем, что начальное звено массово нуждается в расширение использования для младших школьников исследовательской деятельности и тем, что теоретическое обоснование что именно и как понимать под исследовательскими умениями детей младшего школьного возраста недостаточно, что обуславливает актуальность исследования.

Это противоречие позволяет обозначить проблему исследования – каковы возможности проектирования в формировании исследовательских умений у младших школьников. А также сформулировать тему исследования: «Проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников».

Объект исследования – исследовательские умения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности формирования исследовательских умений младшего школьника посредством проектирования.

Цель исследования: изучить проектирование как способ формирования исследовательских умений младших школьников.

Задачи:

  • рассмотреть особенности исследовательских умений младших школьников;

  • определить способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования;

  • выбрать методы и методики исследования;

  • представить результаты исследования.

Гипотеза исследования. В формировании исследовательских умений младших школьников эффективным способом выступает проектирование.

Методики исследования:

1. Методика Р.С.Немова «Вербальная фантазия».

2. Методика Р.Н.Немова «Обведи контур».

3. Методика «Сравнение понятий».

Методы исследования:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

  • диагностика сформированности исследовательских умений у младших школьников.

База исследования – «ДШИ им.А.П. Артамонова (№2)»

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования




    1. Особенности исследовательских умений младших школьников



Исследовательская деятельность - лучший способ взаимодействия с детьми младшего школьного возраста. Основное отличие учебно-исследовательской деятельности от научно-исследовательской заключается в том, что она носит формальный характер и не существует как единственный вид деятельности, поскольку направлена не на приобретение новых знаний, а на развитие исследовательских навыков в универсальном способе изучения действительности. В то же время она развивает навыки мышления исследовательского типа и способность активизировать индивидуальную позицию [7].



Существуют определенные научные достижения по вопросу развития исследовательской деятельности у старшеклассников, такие как В. И. Андреев, Т.А. Байбар, Н.И. Бибик, А.П. Гладкова, В.В. Давыдов, Дж. Давыдов, Я.В. Занков, А. Савенков, Ю.С. Кодорка, А.В. Леонтович, В.А. Парамарчук, А.Я. Савенко, А.И. Савенков, Т.К. Чернецкая и другие.

По мнению А.И. Савенкова, практику учебных исследований старшеклассников можно рассматривать как особое внеклассное или внешкольное направление, которое тесно связано с основным учебным процессом и ориентировано на исследование детей, развитие творческой активности, углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков [13].

Савенков обращает внимание на два основных компонента исследовательских навыков в младшем школьном возрасте :

1. Мотивация: формируется под влиянием цели новой деятельности;

2. Содержание: включает в себя предшествующую систему навыков человека [15].

А.И. Савенков перечисляет следующие исследовательские умения старшеклассников: обнаружение проблемы, формулирование гипотезы, наблюдение, эксперимент, определение понятия, определение понятия, сбор информации, самостоятельное исследование, сравнение, оценка, доказательство правильности суждений, составление внутреннего плана умственной деятельности и формулирование суждений [17].

Н.А. Семенова понимает исследовательскую деятельность как целенаправленную познавательную творческую деятельность учащихся, структура которой соответствует научной деятельности и характеризуется целеустремленностью, инициативностью, объективностью, мотивацией и осознанностью [19].

Результатом исследовательской деятельности является формирование познавательной мотивации и исследовательских умений, знаний и методов работы, которые являются субъективно новыми для ученика, формирование личности ученика Н.А. Семенова в качестве основных исследовательских умений старшеклассников называет следующие:

  • навыки самоорганизации своей деятельности;

  • самоменеджмент собственной деятельности - самоорганизация собственной деятельности;

  • как проводить учебные исследования;

  • умение планировать и представлять результаты своей работы.

Гладкова А.П. считает, что эти умения должны формироваться в начальной школе на уровне, соответствующем их возрасту [4].

Опираясь на работы А.Н. Подъякова, А.И. Савенкова и А.В. Леонтовича [9], исследовательские умения рассматриваются как способность организовывать исследовательскую деятельность, отбирать и анализировать имеющуюся информацию, самостоятельно выбирать и применять методы и приемы исследования для достижения желаемого результата.


Основываясь на теоретическом анализе и собственном педагогическом опыте, Г. В. Гладкова классифицировала четыре группы исследовательских умений, формируемых в младшем школьном возрасте [4]:

  • организационно - практические (умение планировать задание, задавать вопросы и отвечать на них, преобразовывать полученные данные, выдвигать гипотезы, формулировать предположения, применять общелогические методы, использовать различные формы представления результатов исследования);

  • исследовательский (умение выбрать тему исследования, осознать проблему и определить цели исследования (что мы хотим выяснить? Зачем мы это делаем? Зачем нам нужны эти знания?); умение выбирать и применять доступные методы исследования; умение устанавливать причинно-следственные связи);

  • информационные (умение находить и использовать источники информации; умение слушать говорящих; умение работать с определениями, понятиями и терминами; умение понимать и интерпретировать устную и письменную речь; умение представлять информацию в виде символов и условных обозначений; умение делать выводы);

  • оценочные (способность оценивать собственную работу и оценивать ее сильные и слабые стороны; способность оценивать работу, представленную другими исследователями; способность делать оценочные суждения, рекомендации и отзывы; способность обосновывать свои оценки) [8].

К тому времени, когда дети достигают первого класса начальной школы, у них развивается способность к анализу и синтезу деятельности на основе представлений, а также по отношению к непосредственно воспринимаемым объектам. Преобладание метафорического мышления позволяет детям приобретать обобщенные знания об объектах и явлениях. Заинтересовавшись каким-либо объектом и исследуя его, дети в первом классе могут обобщать свой опыт и устанавливать новые связи и отношения о предметах. Если они искренне заинтересованы в объекте, они легко усваивают понятия, которые узнают о нем, и учатся использовать их в своей исследовательской деятельности. Именно в этот момент закладываются основы логического мышления.

Осваивая исследовательскую деятельность, дети усваивают ориентиры, вырабатывают собственные правила поведения и способы поведения, приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию исследовательской деятельности [10].


Поэтому многие педагоги и психологи утверждают, что исследовательские навыки необходимо формировать в наиболее сенситивном возрасте, а именно в младшем школьном возрасте. Анализируя психолого-педагогическую литературу и профессиональные методики, можно классифицировать все исследовательские умения, формируемые в средней школе, на четыре основные группы:

  • организационно - практические (например, умение планировать задания, задавать вопросы и отвечать на них, владеть различными формами представления результатов исследования);

  • исследовательские (например, умение выбирать тему исследования, выбирать и применять методы исследования, устанавливать причинно-следственные связи);

  • информационные (например, умение находить и использовать источники информации; умение понимать и интерпретировать устную и письменную речь; умение организовывать информацию в виде символов и специализированных знаков; умение делать выводы);

  • оценка (например, способность оценивать собственную работу и определять ее сильные и слабые стороны; способность обосновывать свою оценку; и т.д.).



1.2 Способы формирования исследовательских умений младших школьников посредством проектирования



Возраст младших школьников - это этап творческого развития. Этот фактор должен использоваться преподавателями, ориентированными на результат, в процессе обучения. В этом случае очень полезно использование метода планирования. Этот метод позволяет учащимся практиковаться, формировать установки, планировать результаты и развивать свой творческий потенциал.

Метод проектирования позволяет решать образовательные и воспитательные задачи. В этом случае учащиеся становятся более открытыми к диалогу и стараются достичь поставленных целей [3]. Метод проектов может использоваться в группах, парах или индивидуально, на его выполнение дается определенное время.

Метод проектов основан на решении конкретной проблемы, и в этом процессе учащиеся не только применяют различные знания, но и расширяют свою базу знаний во внеклассной форме. Разница между проектами и исследованиями заключается в том, что проекты предполагают создание конкретной модели, а исследования - нет.

Исследование - это не что иное, как поиск уже существующих знаний; по словам А.И. Савенкова, "по возможности проекты и исследования - это разные виды деятельности". Так, в основе исследований лежит поиск истины, а в основе проектов - поиск конкретных решений". Однако следует отметить, что в обоих случаях задачи, формы и методы одни и те же. Оба метода предполагают самостоятельную работу учащихся.