Файл: Исследовательская работа по литературе Что читает наше поколение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[11]

Вывод: Благодоря тому, что подростки увлекаются волшебным и фантастическим, где отведена большая роль неожиданности, непредсказуемости, возможности собственного достраивания сюжетных ходов и интерпретации событий, у них активизируется работа воображения, подростки самостоятельно достраивают в фантазиях и мечтах некоторые художественные образы. Увлечение фантастикой задает «почву» и «материал» для замысливания собственного действия.

Важно подчеркнуть, что текст становится «читабельным» при условии простоты его понимания. Кроме того, волшебные ситуации привлекательны своей запретностью, опасностью, тайной. Волшебный мир в восприятии подростков выступает ярким, насыщенным событиями, в отличие от реального, который, по их мнению, скучен и сер, крайне однообразен. [10]

Глава 2.7 Библиотеки

Не смотря на новейшие технологии, в настоящее время остались дети в возрасте от 14 до 16 лет, которые предпочитают посещать библиотеки. При составлении своей исследовательской работы, я обратилась за помощью в Центральную городскую библиотеку им. М. Ю. Лермонтова города Тихорецка.

По словам специалистов библиотек, в подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. Но чаще всего, молодежь интересуется книгами, которые они проходят по школьной программе. Рекомендуемая литература для подростков включает в себя, в основном, произведения классиков - это книги, проверенные временем. [5]

Чтение расширяет детские горизонты, предлагая читателю как образы прошлого в мифах и легендах, настоящего, через современные романы, так и будущего, воссозданного в фантастике. А юмор и ирония обеспечивают развлечение и уход подростка от повседневности.

В раннем возрасте детей в основном привлекают сказки или короткие рассказы. В рассказах детей привлекает небольшой объем и динамичность сюжета, который может привлечь ребенка, вызвать желание перевернуть страницу, чтобы узнать, что случилось дальше. Со многими атворами таких сказок и рассказов мы уже знакомы: В.Драгунский, Н.Носов, Ю.Коваль, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Братья Гримм. [1]

Но также подростки хорошо откликаются на другую литературу. В настоящее время активно развивается детская поэзия. Подростки с большим интересом относятся к творчеству современных поэтов (А. Гиваргизов, Е. Благина, А. Усачев) их привлекает игровой характер поэзии: игра смысла и звука, а так же круг тем, затрагиваемых поэтами (учеба, любовь, дружба). Но не надо забывать и о классике (В.В. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и др.) знакомство с такого рода стихотворениями формирует у учащихся языковой вкус, а также показывая всю глубину переживаемых чувств, развивает у подростков глубокое эмоциональное восприятие. Недаром поэзия всегда неразрывно связывалась с совершенством, с красотой. [2]


Среди подростков научно-познавательная литература востребована в различных своих проявлениях, таких как: научно-популярная (А. Костин «Птицы»), научно-художественная (Л. и С. Хокинг «Джордж и тайны вселенной») и энциклопедическая («Большая энциклопедия животного мира»; «Астрономия. Энциклопедия окружающего мира»; «Иллюстрированная семейная энциклопедия»). [7] Научно-познавательная литература вводит читателя в мир науки, формируя воображение и познавательный интерес подростков, тем самым расширяя их кругозор и литературные предпочтения. Главными требованиями к научно-познавательной литературе для подростков являются не только строгая научность и достоверность знаний, а также простота, и увлекательность изложения. Если чтение увлекательно, то ребенок читает с радостью. Кроме того, каждый имеет свои особые интересы. Некоторые любят читать про природу, другие про животных, третьи об истории. [6]

Большой спрос имеют детективы. Детективы, как, впрочем, и вся литература, бывают разнообразными. Бывают классические детективы, т.е. художественные, которые содержат в себе нравственные и эстетические ценности (А. Конан Дойл «Шерлок Холмс»; А. Кристи «Эркуль Пуаро», «Десять негритят»). Такие детективы прочитываются на одном дыхании в раннем возрасте, и дают многим детям толчок к творчеству, фантазии. В настоящее время появляется огромное множество современных детективов для детей и подростков, например: Е.Вильмонт «Криминальные каникулы»; Ф. Келли «Оживленное движение». [9] Хорошие детективы тренируют логику мышления у подростка, учат наблюдательности и умению прогнозировать.  Также встречаются детективы нехудожественные, слабые, как с эстетической, так и с нравственной точки зрения.

Глава 3. Практическая часть

Исследование читательских интересов молодежи

Мною был проведен опрос, в котором приняли участие ученики 9 - 11 классов. Какие же были результаты? [См. Приложение 1]

«Как часто вы читаете?»

«Что больше предпочитаете читать?»

«Какой жанр предпочитаете?»

«Посещаете библиотеку?»

«Вы читаете только по школьной программе?»

«Почему вы читаете?»

Вывод: Проанализировав ответы, я пришла к следующим выводам:



Книга не ушла из жизни подростков; многие подростки отдают предпочтение к классической литературе; большинство предпочитают традиционную книгу; на выбор книги оказывают влияние родители и учителя; в настоящее время молодежь отводит мало времени на чтение книг; предпочтения подростки отдают таким жанрам как фэнтези, приключения, детективы. Литература заметно уступает телевидению и интернету. Но все же чтение остается наиболее эффективной деятельностью, которая многому учит.

Заключение

Вопрос чтения в молодежной среде – дело серьезное и даже государственное. Книги формируют личность, мышление, язык, национальное чувство и многое другое, без чего человека нельзя в полной мере считать цивилизованным. В среде людей «постарше», выросших в самой читающей стране, принято утверждать, что молодежь не интересуют книги, что их место заняли компьютерные игры, социальные сети и прочие развлечения. Отчасти это так, но все же общая картина не так безнадежна. Молодежь читает, пусть по-другому, пусть не так много, как их отцы и деды, но читает.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое подростки видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

Список использованной литературы
1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб. Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.
2. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.
3. Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.

4. П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин. История русского литературоведения. – М.: Высшая школа, 1980. – 350 с.

5. Л.Е. Ляпина. Лекции о русской лирической поэзии. Классический период. – М.: Петербургский институт печати, 2005. – 160 с.

6. Советская литература наших дней. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. – 374 с.

7. 50 лет Пушкинского дома. 1905-1955. – М.: Академия наук СССР, 1956. – 248с.
8. Тимина, С.И. Русская литература ХХ века: Учебное пособие / С.И. Тимина. - М.: Академия, 2008. - 256 c.

9. Полозова Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. - М.: МГИК, 1992 - 222 с.

10. Громова О.К. Роль школьных библиотек в развитии грамотности и чтения детей.

11. Гарри Поттер WB. Волшебный мир. Путеводитель. - М.: Росмэн, 2016. - 503 c.

12. Ларин М.И. Толковый словарь /М.И. Ларин. - Ж.: Свет, 2016. – 952 с. – материал взят с сайта Студворк

13. Ивановская областная библиотека для детей и юношества/Книги для подростков/https://iv-obdu.ru/vybiray-i-chitay/rekkomend/book-young/sovremennye-knigi-dlya-podrostkov-/

14. Централизованная система детских библиотек города Рязани/Рецензии http://csdb62.ru/blog/retsenzii/:5091

Приложение 1












Приложение № 2

Анкета
Уважаемый участник опроса! Обращаюсь к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде, в моей исследовательской работе.

1. «Что вы читаете чаще всего?»

2. «Как часто вы посещаете библиотеку?»

3. «Сколько времени вы тратите на прочтение книги?»
Спасибо за ответы!