Файл: Рынок труда Ленинградской области как социальная среда распределения и обмена рабочей силы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым;

2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы.
Рынки труда классифицируются по следующим критериям:

  1. По критерию пространственной сферы рынка труда различают: федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельские рынки труда, рынки труда мегаполисов (Москвы, С.- Петербурга).

  2. На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений выделяют: международный рынок труда, рынки межгосударственных регионов (Европейский, Латиноамериканский, стран СНГ);

  3. По критерию временных параметров выделяют перспективный, прогнозный и текущий рынки труда;

  4. По критерию соотношения спроса и предложения трудоравновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда;

  5. По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие) преимущественно творческого труда, крестьянского труда.

Существует несколько основных моделей рынка руда: Чисто конкурентный рынок труда, Модель монопсоний, Модель двухсторонней монополии.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется большим числом предпринимателей (работодателей), выражающих спрос на труд, большим числом работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение. Поведение субъектов на рынке труда направлено на реализацию собственных интересов и выгод. Ни отдельные работники, ни работодатели не могут влиять на рыночную ситуацию в целом, равновесные ставки оплаты труда определяются общим взаимодействием всех участников рынка труда.

Монопсоническая модель рынка труда характеризуется тем, что предложение представлено множеством работников, а спрос – единственной фирмой – работодателем. Монопсонии присущи следующие черты:

1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.

2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.


3. Фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.

В некоторых случаях монопсоническая власть нанимателей, по существу, является полной в том смысле, что есть только единственный крупный наниматель на рынке труда. В других случаях может превалировать олигопсония: три или четыре фирмы могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке.

Модель двухсторонней монополии предусматривает объединение монопсонической модели с моделью открытых профсоюзов.

На многих рынках трудах рабочие «продают» свой труд и услуги коллективно, через профсоюз, основной задачей которого является повышение заработной платы. С точки зрения профсоюза наиболее желательным способом повышения заработной платы является расширение спроса на труд, в результате чего повышаются как ставки заработной платы, так и число рабочих мест.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально – трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

Таким образом, рынок труда является основополагающим фактором в экономике, от которого зависит не только способ заработка денег, но и способ производства благ.

2 Рынок труда в современной России
2.1 Формирование российского рынка труда и его особенности
Формирование российского рынка труда в 1990-е годы происходило в условиях, когда экономика носила переходный характер. Уровень безработицы оставался низким (особенно вначале) несмотря на глубокий экономический спад. Подобный феномен можно объяснить гипертрофированной ролью градообразующих предприятий, менталитетом части директорского корпуса, общественным мнением, сдерживающей ролью государства и т.д.

На процесс формирования рынка труда на постсоветском пространстве сказалось отсутствие в СССР важнейших его элементов: субъектов, обладающих свободой выбора, рыночной инфраструктуры, соответствующего законодательства. В наследство от социализма стране достались глубокая структурная несбалансированность экономики

, большая доля не нужных рынку предприятий, резкое сокращение которых могло бы вызвать обвальную безработицу.

К середине 1990-х гг. рынок труда в России в основных чертах сформировался. Именно он стал осуществлять размещение работников по рабочим местам, а цена на труд приобрела рыночный характер. Выросла текучесть кадров, отражая рост трудовой мобильности, развивались региональные рынки труда с разными уровнями доходов и занятости.

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых форм экономической активности населения, таких как:

  1. наемный труд;

  2. самозанятость;

  3. предпринимательство;

  4. безработица.

Происходили значительные изменения в структуре собственности. Значительно выросла доля приватизированных и частных предприятий, что значительно изменило структуру занятости работоспособного населения. Так, если в 1980 году основным работодателем выступало государство (90% населения трудилось на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности), то к 2006 году на государственных предприятиях трудилось 33% трудоспособного населения РФ, тогда как на частных предприятиях трудилось 55% населения.

Формирующийся рынок труда, растущая безработица – новые для нашего общества процессы. Развитие рынка труда и занятости в России и ее регионах характеризуется рядом противоречивых тенденций:

снижение численности занятых в экономике и реальный рост теневой и вторичной занятости;

формальное отсутствие массовой безработицы наряду с высокими показателями скрытой и частичной безработицы.

Отличительной особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей, самозанятых и наемных работников действуют в режиме теневой экономической деятельности.

Теневая экономика – это неучтенная экономическая деятельность, в которую включаются:

легальная экономическая деятельность, не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению;

противозаконная, преднамеренно скрываемая экономическая деятельность.

Теневая экономика вбирает значительную часть трудовых ресурсов населения страны (более 30% экономически активного населения страны). У теневой занятости имеются свои плюсы:

помогает ослабить социальную напряженность, связанную с безработицей, низкими доходами от легальной деятельности;

способствует росту производства востребованных обществом товаров и услуг.

Неформальный сектор не является частью криминальной или нелегальной экономики и не включает занятых запрещенной деятельностью (контрабанда, производство и распространение наркотиков и т.д.), а также тех, кто работает без регистрации. Он включает самозанятых и работающих по найму у физических лиц. В неформальном секторе можно выделить три типа занятости по степени юридической оформленности отношений найма:


1. квазиформальный наем – контракт заключается для видимости, для проверяющих инстанций; он не защищает работника, не дает ему ни легального статуса, не предусмотренных законодательством льгот и гарантий;

2. неформальный наем – на основе устной договоренности, который особенно распространен в уличной рыночной торговле, в сфере индивидуальных услуг, при найме иммигрантов;

3. самостоятельная занятость – осуществляется в России преимущественно в неформальном секторе экономики.

Российской неформальной занятости присущи следующие особенности:

деятельность в теневом режиме, увод доходов от налогообложения;

ориентация преимущественно на сферу услуг, челночный бизнес, уличную торговлю;

отсутствие отношений найма и активное вовлечение в деятельность членов семьи;

сочетание самозанятости с другой работой, часто в государственном секторе;

экономия на издержках: работа ведется в домашних условиях, используются ресурсы основного места работы, в сделках избегают посредников;

целью деятельности является обеспечение приемлемого уровня жизни семьи, капитализация доходов обычно не осуществляется.

Исходя из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции.

Легализация занятости.

Снижение скрытой безработицы.

Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы.

Развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы.

Содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу.

Создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.


Исторически сложившийся российский менталитет, ориентированный на государственный патернализм в условиях широко распространенного администрирования и регламентирования, деформации в оплате труда работников привели к утрате стимулов трудовой активности и инициативы, одновременно снизив адаптационные способности работников. Безработица в России сопряжена с болезненной ломкой стереотипов, нередко приводящих индивида к жизненной драме. Острота ситуации связана еще и с тем, что для большей части населения активного возраста трудовой доход является единственным источником средств существования. Специфика российской ситуации состоит в значительном рассогласовании между острой необходимостью знаний о реальном социально-экономическом положении и поведении населения и медленно меняющейся системой государственной статистики. Острота социальных предпосылок и последствий экономических преобразований в России актуализирует необходимость всестороннего изучения способов адаптации населения, в том числе на региональном уровне.
2.2 Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости.

Политика занятости имеет несколько уровней: общегосударственный; региональный; локальный.

Выделяют следующие принципы политики занятости.

Добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду.

Ответственность государства за создание равных стартовых условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость.

Учет и обеспечение долговременных национальных интересов.

Учет национальных, культурных традиций, исторически сложившихся региональных и отраслевых особенностей и потребностей в рабочих местах.

Приоритетное внимание содействию занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

Необходимость комплексного подхода к решению проблем занятости, включающего в себя координацию усилий государственных органов, профсоюзов, объединений работодателей всех уровней, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан.