Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 355

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

Ижевский институт (филиал)


Колледж


КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине:
Право социального обеспечения
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Выполнил студент 3 курса 04 кПСОо20-4 группы

очной формы обучения

«Право и организация социального обеспечения»

Петрофская-Эргашева Анна Денисовна

Научный руководитель:

Михалкина Екатерина Александровна

Дата защиты «___» 20___г.
Оценка
Подпись

научного руководителя _________________

Ижевск 20___

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 5

1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория граждан 5

1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8

1.3 Федеральное законодательство 9

Глава 2. Особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 18

2.1 Гарантии предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 18

2.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование 21

2.3 Гарантии трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 25

Заключение 29

Библиографический список 32



Введение


На сегодняшний день проблема сиротства - один из актуальнейших социальных вопросов современной действительности России. Это связано с тем, что при процессе развития постиндустриального и одновременно гуманистического общества число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

Данная проблема берет свое начало из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий и ряда других стихийных бедствий родители погибали, вследствие чего дети становились сиротами. Сегодня ситуация отличается не процентным соотношением детей сирот, а причинами, которые приводят к сиротству.

На каждом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, стариков, инвалидов, обеспечения их жизни и защиты интересов. Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а поэтому обращает на данную проблему особое внимание. Забота о тех гражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, - вынужденная обязанность любого социального коллектива, любого государства.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Социальная и правовая востребованность опеки (попечительства) определяется необходимостью обеспечения интересов и прав тех членов общества, которые объективно, в силу возраста или состояния здоровья, не способны реализовывать и защищать их своими самостоятельными действиями без помощи других полностью дееспособных лиц - опекунов (попечителей).

Таким образом, целью данной работы является изучение нормативно-правовых основ социальной поддержки, а так же предоставляемые социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Объект исследования

- социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты в отношении социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи курсовой работы:

  1. Теоретический анализ исследуемого вопроса;

  2. Систематизация нормативно-правовых актов, на которых базируется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  3. Анализ федерального законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  4. Раскрыть особенности дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая категория граждан

Историческое развитие ведет к превращению семьи в социальную общность, в социальный институт. Характер семейной структуры определяется в конечном счете, социально-экономическими условиями жизни, изменениями в составе, структуре и функциях семьи, являющихся неотъемлемой частью социокультурных различий. Социальные функции семьи имеют два основных источника возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Согласно педагогическому терминологическому словарю, сиротство определяется как социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей.1

Словарь-справочник социального работника определяет сиротство как социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, т.е. сирота - это ребенок, находящийся временно или постоянно вне семейного окружения, а также ребенок, который в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении, имеет право на защиту и помощь со стороны государства.

Тюгашев Е.А выделяет следующие виды сиротства:

  1. «Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли.

  2. «Лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав.

  3. «Отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав.

  4. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

  5. Домашние сироты: родителей полный «комплект», но им - не до ребёнка, живущего с ними. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.


«Скрытое» социальное сиротство вызвано изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков»1. Таким образом, автор классифицирует сиротство и как социальное явление, и как социальное понятие.

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Но лишь в последние годы число социальных сирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е. детей, родители которых умерли.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Согласно ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: … дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель …, а также … дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими,