Файл: Введение 1 Изучение колебательных явлений в курсе физики средней школы как методическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если к выводам электрической цепи из последовательно соединенных активного сопротивления, конденсатора и катушки (рис.12) подвести переменное напряжение, то в цепи возникают вынужденные электрические колебания силы тока и напряжения.
Рисунок 12 Последовательное соединение активного сопротивления, конденсатора и катушки
Емкостное сопротивление ХС конденсатора и индуктивное сопротивление ХL катушки зависят от частоты ω приложенного напряжения. Поэтому при постоянной амплитуде Um колебаний напряжения амплитуда Im колебаний силы тока в цепи зависит от частоты ω переменного напряжения.
При постепенном увеличении частоты приложенного напряжения емкостное сопротивление ХС конденсатора уменьшается. Это приводит к возрастанию амплитуды колебаний силы тока.
Увеличение амплитуды колебаний силы тока в цепи при увеличении частоты приложенного напряжения продолжается до тех пор, пока индуктивное сопротивление катушки не станет равным емкостному сопротивлению конденсатора:
При выполнении условия данной формулы при равенстве индуктивного сопротивления катушки емкостному сопротивлению конденсатора, и одинаковой силе тока одинаковыми оказываются и амплитуды колебаний напряжения на конденсаторе и катушке. Колебания напряжения на катушке и конденсаторе противоположны по фазе, поэтому сумма напряжений на них при выполнении условия данной формулы в любой момент времени равна нулю. В результате напряжение на активном сопротивлении при резонансе оказывается равным полному напряжению:
А сила тока в цепи достигает максимального значения, то есть наступает резонанс.
То есть при дальнейшем увеличении частоты индуктивное сопротивление катушки начинает превышать емкостное сопротивление конденсатора. Увеличение индуктивного сопротивления приводит к уменьшению амплитуды колебаний силы тока (рис.13).
Рисунок 13 Амплитуда силы тока при резонансе
Из уравнения (1) следует, что электрический резонанс в последовательной цепи, содержащей конденсатор и катушку, наступает при частоте ω0, равной:
Видно из выражения, что резонансная частота ω0 электрической цепи совпадает с собственной частотой свободных электрических колебаний в этой цепи.
Резонансом в электрическом колебательном контуре называется явление резкого возрастания, амплитуды вынужденных колебаний силы тока при совпадении частоты внешнего переменного напряжения с собственной частотой колебательного контура.
Явление электрического резонанса используется при осуществлении радиосвязи. Радиоволны от различных передающих станций возбуждают в антенне радиоприемника переменные токи различных частот, так как каждая передающая радиостанция работает на своей частоте. С антенной индуктивно связан колебательный контур. Вследствие электромагнитной индукции в контурной катушке возникают переменные ЭДС соответствующих частот и вынужденные колебания силы тока этих же частот. Но только при резонансе колебания силы тока в контуре и напряжения на контуре будут значительными. Имея это в виду, говорят, что из колебаний всех частот, возбужденных в антенне, контур выделяет только колебания, частота которых равна собственной частоте контура. Настройка контура на нужную частоту ω0 обычно осуществляется путем изменения емкости конденсатора. В этом и состоит настройка радиоприемника на определенную радиостанцию.
2. Использование идей единого подхода к изучению колебаний разной физической природы в средней школе
2.1 Единый подход к изучению физических явлений разной природы
2.2 Единый подход к изучению свободных механических и электромагнитных колебаний
2.3 Единый подход к изучению вынужденных механических и электромагнитных колебаний. Резонанс.
2.4 Проверка эффективности разработанной методики
Заключение
Список использованной литературы
Литература
1. Мякишев Физика 10-11
2. Касьянов Физика 10-11
3. Пинский Физика для физико-математическихпрофилей
4. Яворский и Пинский Основы физики
Абушкин Общая и экспериментальная физика. Механика
Другие вузовский учебники физики (Савельев, Сивухин , Стрелков)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Кафедра физики и методики обучения физике
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
А. А. Харитонова
«___» ___________2020 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Автор работы __________________________________________ Н. Н. Петров
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль Физика. Информатика
Руководитель работы
канд. пед. наук, профессор _______________________________ Х. Х. Абушкин
Нормоконтролер
канд. филол. наук, доцент _______________________________ А. И. Новикова
Рецензент
канд. филол. наук, доцент _______________________________ И. И. Михайлов
Саранск 2021
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Кафедра физики и методики обучения физике
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
А. А. Харитонова
«___» ___________2020 г.
ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
на степень БАКАЛАВРА
Студент Петров Никита Николаевич группа МДФ-116
1. Тема: «Изучение законов волновой оптики с использованием компьютерного моделирования в средней школе»
Утверждена приказом по МордГПИ № 3350 от 09.12.2015 г.
2. Срок представления к защите: 28.04.2021
3. Исходные данные для выпускной квалификационной работы: издательские системы, периодические публикации, электронные источники.
4. Содержание выпускной квалификационной работы:
4.1 Введение
4.2 Использование компьютерного моделирования при изучении раздела «Волновая оптика» как методическая проблема
4.2.1 Нaучнo-мeтoдичeский анализ содержания раздела «Волновая оптика
4.2.1.1 Свет как электромагнитная волна.
4.2.1.2 Дисперсия световых волн
4.2.1.3 Интерференция света
4.2.1.4 Дифракция света
4.2.1.5 Поляризация
4.2.2 Компьютерное моделирование в образовании
4.3 Методика изучения волновых явлений на основе педагогических программных средств
4.3.1 Применение информационных и компьютерных технологий в обучении физике
4.3.2 Разработка педагогических программных средств по изучению основных волновых явлений в средней школе с использованием MATCAD
4.3.3 Проверка эффективности разработанной методики
4.3.4 Апробация методики изучения радела «Взаимодействие тел»
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
Руководитель работы
канд. пед. наук, профессор________________________Х. Х. Абушкин
Задание принял к исполнению _____________________Н. Н. Петров
Аннотация
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра содержит 62 страницы, 44 использованных источника.
Данная бакалаврская работа посвящена изучению законов волновой оптики с использованием компьютерного моделирования в средней школе.
Бакалаврская работа включает нaучнo-мeтoдичeский анализ содержания раздела «Волновая оптика» и роль компьютерного моделирования в образовании; применение информационных и компьютерных технологий в обучении физике. Представлена методическая разработка конспекта урока с применением педагогических программных средств, компьютерные модели «Кольца Ньютона» и «Дифракция на щели», разработанные в системе MATCAD.
Объект исследования: процесс обучения физике в средней школе.
Предмет исследования: методика изучения законов волновой оптики в средней школе с использованием компьютерных моделей.
Целью исследования является разработка методики обучения законам волновой оптики в средней школе с использованием компьютерных моделей.
В процессе работы использовались методы: анализ учебной и научной литературы, источников интернет; метод проектов, методы математической статистики.
В результате исследования определены роль и место педагогических программных средств при изучении раздела «Волновая оптика».
Степень внедрения – частичная.
Область применения – использование в школьной практике при изучении раздела «Волновая оптика».
Эффективность – повышение качества знаний учащихся по разделу «Волновая оптика».
Содержание
Введение 1
1 Изучение колебательных явлений в курсе физики средней школы как методическая проблема 1
1.1 Научно-методический анализ содержания раздела «Механические колебания» 1
1.1.1 Свободные колебания в системах без трения: математический и пружинный маятники 1
1.1.2 Колебания в системах при наличии трения 7
1.1.3 Вынужденные колебания. Резонанс 9
1.1.4 Автоколебания 11
1.1.5 Параметрические колебания 13
1.2 Научно-методический анализ содержания раздела «Электромагнитные колебания» 15
1.2.1 Свободные электромагнитные колебания в идеализированных колебательных системах – колебательный контур 15
1.2.2 Электромагнитные колебания в реальном колебательном контуре 19
1.2.3 Вынужденные электромагнитные колебания в реальных системах. Электрический резонанс 21