Файл: Введение Просто закрываешь глаза и создаешь новый мир, в котором желаемое есть. А потом всего лишь входишь в этот мир. То, что я называю моделированием будущего, есть не что иное, как сотворчество с Богом. Виталий Гиберт введение актуальность проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Введение
«Просто закрываешь глаза и создаешь

новый мир, в котором желаемое есть.

А потом всего лишь входишь в этот мир.
То, что я называю моделированием будущего,


есть не что иное, как сотворчество с Богом».

Виталий Гиберт
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

В наше время профессия педагога - психолога не терпит отставаний от времени, это, прежде всего, связано с тем, что изменились подходы к воспитанию и обучению детей как в семье, так и за пределами семьи.

В связи с нехваткой времени родители мало общаются с детьми, дома дети в основном занимаются просмотром мультфильмов, очень много времени отводят компьютерным играм, что негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей.

В процессе психологической диагностики в нашем дошкольном образовательном учреждении, было выявлено достаточно много детей, которым необходима коррекция и развитие важных психических процессов.

Изучив различные методики и технологии, меня заинтересовал метод моделирования, который является сравнительно новым, не только в педагогике, но и в психологи.

Метод моделирования привлекает внимание потому, что он интересен детям, так как предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами, игру. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной ситуации. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.

С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.


Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

Особенности проекта:

- по составу участников: детско – взрослый;

-по виду: экспериментальный;

-по типу: познавательно-развивающий;

-по сроку реализации: долгосрочный.

Аудитория проекта: дети подготовительной и старших групп.

Цель проекта: развитие психических процессов старших дошкольников.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Формировать у детей систему знаний об окружающем мире;

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ.

3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности.

Развивающие:

1. Развитие важных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти, внимания, эмоциональности и т.д.;

2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;

3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;

4. Развитие коммуникативных навыков;

5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.

Воспитательные:

1. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность.

2. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности;

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.

Гипотеза проекта:использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ «Детский сад «Ромашка» и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

Дети должны:

1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию;

2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.);

3. Иметь представление об окружающем мире;

4. Проявлять логическое мышление;

5. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;

6. Уметь понимать и передавать свои чувства.

Продукт проектной деятельности:

1. Фильм «Моделирование у нас в саду».

2. Минимузей «Моделирование».

3. Фотовыставка «Я и моделирование».

4. Детская видеомастерская.

5. Создание презентации «Моделирование как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста».



Этапы реализации:

I. Организационный

1.Изучение интересов детей (выбор идей);

2. Изучение научно-методической литературы;

3. Работа с Интернетом;

4. Работа с родителями по сбору бросового материала для моделирования.

II. Основной (исследовательский)

1. Создание условий для исследовательской экспериментальной деятельности;

2. Проведение занятий по моделированию;

III. Заключительный

1. Демонстрация продукта исследовательской деятельности;

2. Обсуждение в группе результатов исследовательской работы. Заслушивание рассказов детей о проделанной работе, своих впечатлениях

3. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Шаг № 1. Формулировка актуальной проблемы



Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Сформулировать проблему, в решении которой могут принять участие дети старшего дошкольного возраста

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

2.

Определить причины существования данной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Шаг № 2. Изучение возможностей детей старшего дошкольного возраста

в решении проблемы



Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Изучить возможности детей старшего дошкольного возраста

Представление о возможностях детей старшего дошкольного возраста в реализации проекта

2

Изучить возможности команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта

Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект.


Шаг № 3. Определение цели и задач проекта



Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной проблемы и на которую будет направлен социальный проект

Список детей, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

2

Сформулировать основную цель проекта

Четкая формулировка цели проекта.

3

В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели


«Аудитория проекта» (в дальнейшем АП) - дети подготовительной группы и двух старших групп, нуждающиеся в коррекции и развитии психических процессов..

Шаг № 4. Составление плана работы




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ – план работы.

2

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

3

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения

Основные мероприятия:

  1. Серия занятий по моделированию;

  2. Самостоятельное изучение интересного материала о моделях;

  3. Проведение исследовательской работы, экспериментирование;

  4. Создание минимузея «Моделирование»;

  5. Проведение фотовыставки «Я и моделирование»;

  6. Создание видеомастерской по моделированию.

План работы



Что сделать?

Когда?

Кто отвечает?

Что нужно?

1.

Самостоятельное изучение интересного материала о моделях

5 октября – 9 февраля

АП, Бородина Н.Д., координатор проекта

Работа с Интернетом, научно-методической литературой

2.

Серия занятий по наглядно-практическому моделированию

Январь - март

Бородина Н.Д., координатор проекта

Составить план – конспекты занятий

3.

Проведение исследовательской работы, экспериментирование

Январь - март

АП, Бородина Н.Д., координатор проекта

Создание условий для моделирования

4.

Создание минимузея «Моделирование»

 10 - 15 февраля

АП, Бородина Н.Д., координатор проекта, родители, воспитатели

Определение месторасположения музея

5.

Создание видеомастерской по моделированию

с 16-27 февраля;


АП, Бородина Н.Д., координатор проекта

Выпуск дисков «Видеомастерская по моделированию»

6.

Создание фильма «Моделирование у нас в саду»

27-28 марта


АП, Бородина Н.Д., координатор проекта

Презентация и демонстрация фильма


3.2. Реализация проекта

В этом разделе изложено содержание практических шагов, которые необходимо было предпринять для того, чтобы выполнить намеченный план проекта.

Шаг № 5 Разработка системы оценки проекта




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить основные критерии, подлежащие оценке

Перечень основных оцениваемых критериев

2

Описать показатели оценки каждого критерия

Перечень показателей

3

Описать способы оценки каждого показателя

Перечень способов оценки

Критерием оценки данного проекта стали:

мотивационный, знаниевый, деятельностный.

Показатели мотивационного критерия стали: интерес к изучению объектов моделирования.

Показатель знаниевого критерия – уровень знаний об объектах моделирования.

Показателями деятельностного критерия стали коммуникативные, проектные умения детей (АП).
Шаг № 6 Проведение плановых мероприятий



Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение плана всех пунктов плана



БЛОК «Моделирование»

Моделирование в старших группах №1, №2

№ п/п

Наименование тем


Всего

часов

Теорети-

ческие

Практи-

ческие


1.

2.
3.

4.

5.

6.




Вводное занятие. Техника безопасности.

Материалы и инструменты.
Работа с бумагой и картоном. Бумажное моделирование. Моделирование по схемам

Работа с гипсом.

Робототехника

Электроника

Выставка детского творчества.
Итого: 72 часа/год


1

35
9

8

14

1


1

1
1

1

1


-

34
8

7

17


Моделирование в подготовительной группе