Файл: Введение Просто закрываешь глаза и создаешь новый мир, в котором желаемое есть. А потом всего лишь входишь в этот мир. То, что я называю моделированием будущего, есть не что иное, как сотворчество с Богом. Виталий Гиберт введение актуальность проекта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
«Просто закрываешь глаза и создаешь
новый мир, в котором желаемое есть.
А потом всего лишь входишь в этот мир.
То, что я называю моделированием будущего,
есть не что иное, как сотворчество с Богом».
Виталий Гиберт
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.
В наше время профессия педагога - психолога не терпит отставаний от времени, это, прежде всего, связано с тем, что изменились подходы к воспитанию и обучению детей как в семье, так и за пределами семьи.
В связи с нехваткой времени родители мало общаются с детьми, дома дети в основном занимаются просмотром мультфильмов, очень много времени отводят компьютерным играм, что негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей.
В процессе психологической диагностики в нашем дошкольном образовательном учреждении, было выявлено достаточно много детей, которым необходима коррекция и развитие важных психических процессов.
Изучив различные методики и технологии, меня заинтересовал метод моделирования, который является сравнительно новым, не только в педагогике, но и в психологи.
Метод моделирования привлекает внимание потому, что он интересен детям, так как предполагает экспериментирование, конструирование, работу с техническими средствами, игру. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной ситуации. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.
Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.
Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.
Особенности проекта:
- по составу участников: детско – взрослый;
-по виду: экспериментальный;
-по типу: познавательно-развивающий;
-по сроку реализации: долгосрочный.
Аудитория проекта: дети подготовительной и старших групп.
Цель проекта: развитие психических процессов старших дошкольников.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать у детей систему знаний об окружающем мире;
2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ.
3. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности.
Развивающие:
1. Развитие важных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, речи, памяти, внимания, эмоциональности и т.д.;
2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
4. Развитие коммуникативных навыков;
5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
Воспитательные:
1. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность.
2. Поддерживать интерес к экспериментальной деятельности;
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы.
Гипотеза проекта:использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ «Детский сад «Ромашка» и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты проектной деятельности:
Дети должны:
1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию;
2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.);
3. Иметь представление об окружающем мире;
4. Проявлять логическое мышление;
5. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
6. Уметь понимать и передавать свои чувства.
Продукт проектной деятельности:
1. Фильм «Моделирование у нас в саду».
2. Минимузей «Моделирование».
3. Фотовыставка «Я и моделирование».
4. Детская видеомастерская.
5. Создание презентации «Моделирование как средство развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста».
Этапы реализации:
I. Организационный
1.Изучение интересов детей (выбор идей);
2. Изучение научно-методической литературы;
3. Работа с Интернетом;
4. Работа с родителями по сбору бросового материала для моделирования.
II. Основной (исследовательский)
1. Создание условий для исследовательской экспериментальной деятельности;
2. Проведение занятий по моделированию;
III. Заключительный
1. Демонстрация продукта исследовательской деятельности;
2. Обсуждение в группе результатов исследовательской работы. Заслушивание рассказов детей о проделанной работе, своих впечатлениях
3. Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
Шаг № 1. Формулировка актуальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Сформулировать проблему, в решении которой могут принять участие дети старшего дошкольного возраста | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) |
2. | Определить причины существования данной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
Шаг № 2. Изучение возможностей детей старшего дошкольного возраста
в решении проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Изучить возможности детей старшего дошкольного возраста | Представление о возможностях детей старшего дошкольного возраста в реализации проекта |
2 | Изучить возможности команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта | Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект. |
Шаг № 3. Определение цели и задач проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной проблемы и на которую будет направлен социальный проект | Список детей, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. |
2 | Сформулировать основную цель проекта | Четкая формулировка цели проекта. |
3 | В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
«Аудитория проекта» (в дальнейшем АП) - дети подготовительной группы и двух старших групп, нуждающиеся в коррекции и развитии психических процессов..
Шаг № 4. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ – план работы. |
2 | Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
3 | Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения |
Основные мероприятия:
-
Серия занятий по моделированию; -
Самостоятельное изучение интересного материала о моделях; -
Проведение исследовательской работы, экспериментирование; -
Создание минимузея «Моделирование»; -
Проведение фотовыставки «Я и моделирование»; -
Создание видеомастерской по моделированию.
План работы
№ | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Что нужно? |
1. | Самостоятельное изучение интересного материала о моделях | 5 октября – 9 февраля | АП, Бородина Н.Д., координатор проекта | Работа с Интернетом, научно-методической литературой |
2. | Серия занятий по наглядно-практическому моделированию | Январь - март | Бородина Н.Д., координатор проекта | Составить план – конспекты занятий |
3. | Проведение исследовательской работы, экспериментирование | Январь - март | АП, Бородина Н.Д., координатор проекта | Создание условий для моделирования |
4. | Создание минимузея «Моделирование» | 10 - 15 февраля | АП, Бородина Н.Д., координатор проекта, родители, воспитатели | Определение месторасположения музея |
5. | Создание видеомастерской по моделированию | с 16-27 февраля; | АП, Бородина Н.Д., координатор проекта | Выпуск дисков «Видеомастерская по моделированию» |
6. | Создание фильма «Моделирование у нас в саду» | 27-28 марта | АП, Бородина Н.Д., координатор проекта | Презентация и демонстрация фильма |
3.2. Реализация проекта
В этом разделе изложено содержание практических шагов, которые необходимо было предпринять для того, чтобы выполнить намеченный план проекта.
Шаг № 5 Разработка системы оценки проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить основные критерии, подлежащие оценке | Перечень основных оцениваемых критериев |
2 | Описать показатели оценки каждого критерия | Перечень показателей |
3 | Описать способы оценки каждого показателя | Перечень способов оценки |
Критерием оценки данного проекта стали:
мотивационный, знаниевый, деятельностный.
Показатели мотивационного критерия стали: интерес к изучению объектов моделирования.
Показатель знаниевого критерия – уровень знаний об объектах моделирования.
Показателями деятельностного критерия стали коммуникативные, проектные умения детей (АП).
Шаг № 6 Проведение плановых мероприятий
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта | Точное и полное выполнение плана всех пунктов плана |
БЛОК «Моделирование»
Моделирование в старших группах №1, №2
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теорети- ческие | Практи- ческие |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты. Работа с бумагой и картоном. Бумажное моделирование. Моделирование по схемам Работа с гипсом. Робототехника Электроника Выставка детского творчества. Итого: 72 часа/год | 1 35 9 8 14 1 | 1 1 1 1 1 | - 34 8 7 17 |
Моделирование в подготовительной группе