Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления»
(ФГБОУ ВО ВСГУТУ)
Юридический факультет
Кафедра «Социальные технологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
(код курсовой работы)
по дисциплине «Основы психологического консультирования и психокоррекции»
Тема: «Психологическое консультирование безработных»
Выполнил: студент группы ЗБ5159СР ФИО Г.А. Филиппова
Руководитель: Е.В. Кондратьева
Оценка: _____________________
Дата защиты: ________________
Улан-Удэ
2023
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления»
Юридический факультет
Кафедра «Социальные технологии»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу (проект)
Дисциплина: «Основы психологического консультирования и психокоррекции»
Тема: «Психологическое консультирование безработных»_
Исполнитель: Г.А. Филиппова__________________________
Исходные данные: _____________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Перечень подлежащих разработке в КР (КП) вопросов или краткое содержание КР (КП):
1. Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по изучению психологического консультирования;
-
Раскрыть понятие «консультация» и «консультирование», описать типы и формы консультирования; -
Исследовать литературу по проблеме безработицы и личностную и ситуативную тревожность безработных.
Введение
Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования
1.1 Сущность понятий консультация и консультирование
1.2 Формы и виды консультирования
Глава 2. Психологическое консультирование безработных
2.1 Понятие «Безработица»
2.2 Методы и средства психологического консультирования безработных
Заключение
Список использованных источников
Руководитель проекта Е.В. Кондратьева
Дата выдачи «______» ____________________202__
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования….. 1.1. Сущность понятий консультация и консультирование…………….. | 6 6 |
1.2. Формы и виды консультирования…………………………………….. | 8 |
Глава 2. Психологическое консультирование безработных…………….. 2.1. Понятие «Безработица»………………………………………………. | 18 18 |
2.2. Методы и средства психологического консультирования безработных…………………………………………………………………. | 25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. | 30 |
Список используемых источников……………………………………. | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи. Возникшие проблемы не удается решить усилиями собственных психических сил. Под «проблемой» мыслится широчайший круг нарушений в отношениях человека с жизнью, окружающими людьми и с самим собой. Само по себе чувство беспомощности способно угнетать взрослого человека и действовать разрушительно на его самооценку. Борьба со стрессом может принимать различные формы: от отчаянных попыток найти способ «расслабиться» до поиска помощи и поддержки у близких людей. Иногда желание «расслабиться» приводит человека к тому, что можно было бы назвать «деструктивными способами самоподдержки»: к наркоманическим зависимостям. В такой ситуации помощь специалиста психолога или психотерапевта может оказаться незаменимой [7].
Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям.
Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни; разрыву повседневных связей с коллегами по работе. Но, если для одних людей это – следствие самостоятельно принятого решения об изменении места работы (независимо от мотивов, лежащих в его основе), то для других – результат навязанной им ситуации, которая, как правило, противоречит их намерениям, а потому и воспринимается болезненно.
Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям – сильные стрессовые факторы. Для людей, потерявших работу, характерен высокий уровень стресса, появление ощутимых проблем
, связанных как с соматическим (инфаркт, инсульт, язва желудка), так и с психическим (неврозы, психопатические реакции) состоянием здоровья, нарушением эмоционально-волевой сферы личности.
Поэтому обязательно нужны эффективные способы оказания психологической помощи, чтобы смягчить последствия стресса для человека, потерявшего работу, и помочь ему в кратчайшие сроки реинтегрироваться в рынок труда.
Актуальность выбранной нами темы обуславливается тем, что общество, в котором мы живем, неоднородно. Безработные требуют индивидуального подхода.
Целью работы является исследование тревожности безработных, а также содержание и методика психологического консультирования безработных.
Объект исследования – процесс психологического консультирования безработных.
Предмет исследования - содержание и методика психологического консультирования безработных.
Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
-
Изучить, систематизировать и обобщить теоретическую литературу по изучению психологического консультирования; -
Раскрыть понятие «консультация» и «консультирование», описать типы и формы консультирования; -
Исследовать литературу по проблеме безработицы и личностную и ситуативную тревожность безработных.
Глава 1. Теоретический аспект психологического консультирования
1.1. Сущность понятий консультация и консультирование
Согласно общепринятому определению, консультация это:
1) совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий;
2) совещание специалистов по какому-либо вопросу;
3) учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам [4, с.98].
Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.
Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это и совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые дают такие советы, например, юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.
Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.
Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.
Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта [5, с.21].
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.
Основная цель психологического консультирования - это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было.
Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности.
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиентцентрированной» терапии.
Таким образом, консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Оно предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не некое единичное мероприятие.
1.2. Формы и виды консультирования
Формы проведения консультирования можно классифицировать по такому основанию, как количество участников. Это будут следующие формы: 1 - индивидуальное; 2 - консультирование в малых группах; 3 - в коллективе [7].
Индивидуальное консультирование
Наиболее очевидной видится первая форма организации консультации. Это основная, «чистая» форма консультирования. Две другие можно обозначить как промежуточные, так как процесс, который происходит в них, лежит где-то между консультированием и просвещением. Основным методом работы при первой форме организации является диалог участников (консультанта и консультируемого). При работе с двумя другими формами скорее используется метод групповой дискуссии или беседы.
Консультирование в малых группах
Консультирование в малых группах некоторыми авторами определяется как форма, специфическая для подросткового возраста и характерная для него: Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к социальному педагогу, когда, например, приходят две-три подружки посоветоваться по какому-то общему делу или каждая по своему, но хотят «разговаривать» только все вместе. Такая форма обращения характерна именно для работы социального педагога в школе. Подростка может мучить робость, боязнь прийти и поговорить с психологом о чем-то волнующем, поэтому порой ему легче прийти с другом или в маленькой группе (компании), чтобы «разделить смущение на всех».
Коллективная форма консультирования
Коллективная форма консультирования может быть определена в таком качестве как имеющая в своем основании отличительную черту консультирования - работу с проблемой путем обсуждения. Например, группа может