Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с 1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения. [2]
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция.
Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства оваров и услуг.
Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недостаточное использование производственных возможностей общества поддается прогнозированию.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.
Следует особо отметить, что безработица - это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Ее последствия выходят за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. [12]
Отсюда психологическое консультирование безработных приобретает особо важное значение, поскольку направлено на сохранение психического, физического и душевного здоровья временно неработающего человека.
2.2. Методы и средства психологического консультирования безработных
Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных для консультирования:
-
Информационный. -
Беседы с безработным. -
Выбор возможных альтернатив решения проблемы. -
Выход из проблемы [11]. -
При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы [8].
Одним из основных средств психологического консультирования является беседа.
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный метод и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Клиническая беседа необязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга [8].
Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент.
Данные, полученные в ходе клинической беседы, фиксирует сам экспериментатор, а лучше - ассистент или исследователь, который записывает информацию после беседы по памяти. И тому и другому способу фиксации информации присущи свои недостатки. Если запись ведется в ходе беседы, может нарушиться доверительный контакт с собеседником. В этих случаях помогает скрытая аудио- и видеозапись, что порождает этические проблемы. Запись по памяти приводит к потере части информации из-за неполноты и ошибок запоминания, вызванных колебаниями внимания, интерференцией и другими причинами. Часто информация теряется или искажается из-за того, что исследователь может оценить некоторые сообщения испытуемого как более значимые, а другими пренебречь. Если запись беседы проводится вручную, то целесообразно кодировать речевую информацию [6].
Беседа специалиста-психолога при консультировании является одним из основных психологической помощи человеку в разрешении такой сложной жизненной ситуации, как безработица.
Эффективность беседы как средства в арсенале активных психологических методов во многом определяется умением организовать ее так, чтобы беседа приобрела диагностические, профилактические и терапевтические свойства. Для этого построение беседы должно следовать определенной стратегии – созданию благоприятного психологического климата между партнерами в беседе, установки на взаимопонимание и сотрудничество партнеров, на совместный анализ и поиск вариантов решения проблемы; должны быть исключены типичные ошибки и использованы наиболее эффективные приемы ведения беседы [9].
В арсенале активных психологических методов, сопровождающих психологическое консультирование безработных, находится и социально-психологический тренинг – прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и навыков самопознания, общения, взаимодействия людей в группе. Базовыми средствами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных их модификациях и сочетаниях. Социально-психологический тренинг применяется как в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности, так и для выработки специфических коммуникативных навыков у безработных.
Основателем этого направления в психологии по праву считается немецкий ученый М. Форверг, разработавший в 50-х годах прошлого века новую форму групповою общения, основу которого составляют ролевые игры с элементами драматизации (стратегическая цель такого тренинга – развитие компетентности в общении) [7].
Таким образом, психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного.
В науке различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние человека на данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) – повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. Тревога ослабляется с помощью защитных механизмов – вытеснения, замещения, рационализации, проекции и др.
Различают ситуационную и личностную тревожность личности. Личностная тревожность – устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий. Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, уважению.
Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени. [1]
Можно выделить низкий и высокий уровни тревожности. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Личностная тревожность безработных в большинстве случаев, также как и успешно работающих, ниже ситуационной.
Длительная бездеятельность и потеря источника существования приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Потеря же работы вообще, вне срока бездеятельности, повышает уровень дискомфорта, а, следовательно, должна увеличивать уровень ситуативной тревожности личности.
Личностная тревожность, являясь устойчивой индивидуальной характеристикой, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающей наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, достаточно стабильная характеристика человека. Безработица не оказывает достаточно сильного воздействия на динамику личностной тревожности.
Высокий уровень ситуативной, или реактивной тревожности является отражением напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, которая может быть связана с эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию (в нашем случае, потеря работы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной курсовой работы и изучения литературных источников сделаны следующие выводы:
-
Безработица - это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Ее последствия выходят за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. -
Психологическое консультирование безработных использует сочетание методов беседы, тестирования и социально-психологического тренинга. Используемое сочетание способствует улучшению психологического, физического и духовного самочувствия безработного.
Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;
Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и как необходимость принять свое прошлое;
Проблемы клиента всегда конкретны. Они связаны с чем-то во внешнем мире. Например, это могут быть проблемы с алкоголем, противоположным полом, проблемы с общением с другими людьми, с самопониманием и саморегуляцией. Все они требуют от консультанта навыков работы именно с этим классом проблем;
Часто разрешение проблем клиента лежит в области изменения его отношения к проблеме. В этом случае изменяется не мир, а взгляд на него.
Список используемых источников
-
Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов-на-Дону, 2000. -
Алешина, Ю. Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование» [Текст] / Е.Ю.Алешина. М., 1994. -
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. -
Власов В. Новый порядок регистрации безработных // Занятость – 1998 - №1. -
Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. – Ростов н/Д, 2006. -
Гуров, В.Н.,. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа [Текст] / В.Н. Гуров, Л.Я Селюкова. - Ставрополь, СГПИ, 1993. - 190с. -
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. -
Елизаров, А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска » [Текст] / А.Н.Елизаров // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 - 115. -
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 - 576 с. -
Козлов Н.И. Формула личности. – СПб, 1999. -
Колесиикова, Г.И. Психологическое консультирование [Текст] / Г.И.Колесиикова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 304с. -
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005 - 940 с. -
Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с. -
Лысенко, Е. М. «Индивидуальное психологическое консультирование» [Текст] / Е.М.Лысенко, Т. А. Молодиченко. М., 2006. -
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг: Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге — М.: Совершенство, 1998 . -
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 355 с. -
Немов Р. С.Основы психологического консультирования: Учеб.для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -
Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. -
Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. «Об использовании «этических норм профконсультанта службы занятости»». -
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е издание, доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2006. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. -
Роджерс, К. «Консультирование и психотерапия» [Текст] / К.Роджерс. М., 2000. -
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Отв. ред. Яблокова Е. А.; Новосиб. гос. академия экономики и управления.каф. социологии и психологии управления.— М.; Новосибирск: ИНФРА-М: НГАЭиУ, 1997. -
Стаут С. Управленческий тренинг – СПб.: Питер, 2002. -
Чершина Н.В. Социальные проблемы безработицы // социо – 1996 - № 1.