Файл: Дипломная работа по специальности 5В070300 Информационные системы.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 443
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Центрально – Казахстанская Академия
Факультет «Бизнеса и технологий»
Дик Алина Георгиевна
Разработка веб-cайта школы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности 5В070300 «Информационные системы»
Караганда 2014
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Центрально - Казахстанская Академия
Факультет «Бизнеса и технологий»
«Допущен к защите»
Заведующим кафедрой «С,АУиД»
__________Жаксыбаев К.Р
«___»_______________2014г.
Дипломная работа
На тему: «Разработка веб-cайта для школы»
по специальности 5В070300 «Информационные системы»
Выполнил Дик А.Г.
Научный руководитель Нацибулина А.Н.
магистр, ст.преподаватель
Караганда 2014
Содержание
Введение | 7 | ||
1 | Веб-сайт образовательного учреждения: понятие, классификация, структура | 8 | |
1.1 | Характеристика типового веб-сайта, его роль в работе образовательного учреждения | 8 | |
1.2 | Виды веб-сайтов образовательных учреждений | 10 | |
1.3 | Типовая структура веб-сайта образовательного учреждения | 15 | |
1.4 | Обоснование выбора средств разработки веб-сайта | 17 | |
1.5 | Обзор и сравнительный анализ HTML-редакторов | 22 | |
1.6 | Оценка экономической целесообразности использования HTML-редакторов | 22 | |
2 | Проектирование web-сайта образовательного учреждения | 27 | |
2.1 | Методика разработки сайта школы | 31 | |
2.2 | Разработка структуры сайта | 31 | |
3 | Разработка веб-сайта КГУ «Средней школы №15 села Трудовое». | 35 | |
3.1 | Задачи и цели сайта | 37 | |
3.2 | Использование FrontPage для запуска Web | 39 | |
3.3 | Программирование - дизайна веб сайта | 43 | |
3.4 | Создание гостевой книги и форума | 48 | |
4 | Проверка веб-сайта, просмотр его в браузере и размещение на веб-сервере | 51 | |
4.1 | Реализация и размещение web-сайта | 51 | |
4.2 | Дальнейшее продвижение и поддержка web | 53 | |
4.3 | Проверка орфографии, ссылок и анализ структуры сайта | 56 | |
4.4 | Просмотр Web-сайта в браузере и размещение его на Web-сервере | 59 | |
4.5 | Расчёт экономической эффективности сайта | 62 | |
5 | Мероприятия по охране труда и технике безопасности | 65 | |
5.1 | Назначения кабинета информатики, особенности организации учебной деятельности, требования к его оборудованию и установки | 65 | |
5.2 | Меры по безопасности организации работ в компьютерном классе (в кабинете информатики и вычислительной техники) | 66 | |
5.3 | Обязанности техника компьютерного класса | 67 | |
5.4 | Требования к помещениям кабинета ИВТ | 70 | |
5.5 | Требования к комплекту мебели в учебном кабинете | 71 | |
5.6 | Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся | 72 | |
5.7 | Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями | 73 | |
5.8 | Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией | 74 | |
5.9 | Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники | 75 | |
5.10 | Меры защиты от поражения электрическим током | 75 | |
5.11 | Противопожарная защита | 77 | |
Заключение | 78 | ||
Список использованной литературы | 80 |
Обозначения и сокращения
-
МИЭСМ - это сокращенное название Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). -
ЕНТ – Единое Национальное Тестирование. -
Эргономика - (от др.греч. ἔργον — работа и νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. -
c.- село -
Хостинг – (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. collocation).Обычно хостинг входит в пакет по обслуживанию сайта и подразумевает как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в обслуживание уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища на специально выделенном файл-сервере и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов. -
П/о- программное обеспечение -
Директории - (файловая система) — механизм организации файлов в файловой системе. -
Скрипт - программа в результате которой формируются динамические веб-страницы или выполняются какие-то функции сайта. -
Модератор - это лицо, отвечающее за соблюдение участниками установленных норм поведения -
CSS - (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей), формальный язык описания внешнего вида документа, написанного с использованием языка разметки. -
MySQL - [maɪ ɛskjuɛl]) свободная реляционная система управления базами данных., MySQL - это система управления реляционными базами данных.Реляционная база данных хранит информацию в отдельных таблицах, а не в одном большом хранилище, благодаря чему достигается высокая производительность и гибкость. Часть "SQL" слова "MySQL" обозначает "Structured Query Language" ("Язык структурированных запросов"). SQL - наиболее общий стандартизованный язык доступа к базам данных; он соответствует стандарту -
Dial-up - услуга Dial-Up подключения предназначена для физических и юридических лиц, нуждающихся в доступе к глобальной сети Интернет в коммутируемом режиме с использованием модема, подключаемого к аналоговой абонентской линии телефонной сети общего пользования. -
Html - язык гипертекстовой разметки (Hyper Text Markup Language), позволяет готовить веб-страницу с помощью простых редакторов. -
VRML- это язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language). -
CGI- (от англ. Common Gateway Interface — «общий интерфейс шлюза») — стандарт интерфейса, используемого для связи внешней программы с веб -сервером. Программу, которая работает по такому интерфейсу совместно с веб -сервером, принято называть шлюзом, хотя многие предпочитают названия «скрипт» (сценарий) или «CGI-программа».Сам интерфейс разработан таким образом, чтобы можно было использовать любой язык программирования, который может работать со стандартными устройствами ввода-вывода. Такими возможностями обладают даже скрипты для встроенных командных интерпретаторов операционных систем, поэтому в простых случаях могут использоваться даже командные скрипты. -
Plug-in - (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей. Плагины обычно выполняются в виде разделяемых библиотек. -
Flash - язык программирования нестандартных интерфейсов с векторной анимацией. -
TCP/IP - (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol) стандартный протокол Интернета. -
Site map - карта сайта -
PHP- (англ. PHP: Hyper text Preprocessor — «PHP: препроцессор гипертекста»; первоначально Personal Home Page Tools — «Инструменты для создания персональных веб-страниц»; произносится пи-эйч-пи) — скриптовый язык программирования общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений. В настоящее время поддерживается подавляющим большинством хостинг- провайдеров и является одним из лидеров среди языков программирования, применяющихся для создания динамических веб-сайтов. -
FTP - (File Transfer Protocol) протокол передачи файлов, который подразумевает передачу файлов в так называемом оперативном, или online-режиме. -
Форум – обмен мнениями по какому-либо вопросу международной, политической, общественной, культурной деятельности. -
Bot - блок программы, который вставляется в страницы HTML и автоматизирует некоторые процедуры, главным образом, связанные с обеспечением свойства интерактивности страниц.
Введение
По итогам инновационного проекта «Интерактивные школы», стартовавшего в 2012 году, 200 городских и 500 региональных школ и образовательных центров получили собственные веб-сайты. Проект реализован Фондом первого президента РК – Лидера Нации и акиматом Алматы при партнерской поддержке Евразийского Банка. В соответствии с госпрограммой развития образования в РК до 2020 года планируется внедрение электронного обучения в стране. К сети Интернет уже подключено 98 % школ. Запущенные web-сайты представляют собой интерактивные порталы с возможностью ведения электронного дневника, электронного журнала оценок и посещаемости, развлекательных программ, онлайн – тестирования.
С развитием информационных технологий появилась масса новых возможностей: от онлайн - тестирования до полноценного дистанционного обучения. Все учебные заведения Алматы получили сайты с казахстанскими доменными именами и казахстанским хостингом.
В современном мире всё больше появляется веб-ресурсов. Свои странички в Интернете имеют все: государственные учреждения, различные компании, школы. Образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения, а также оперативного предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, сталкивается с проблемой создания своего интернет – представительства, а именно о создании своего интернет ресурса, веб-сайта. Настоящий школьный сайт должен быть "живым". Именно здесь можно сообщить всё, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников.
В дипломной работе мы сделали попытку разобраться в том, что нам необходимо знать и уметь для создания Web-страницы, какое программное обеспечение является инструментарием создания Web-страниц и как его эффективно использовать. Мы станем составлять наши странички из простейших элементарных команд, который специально предназначен для создания сайта. Кроме этого нам потребуется любой браузер, например MS Internet Explorer, а так же любой графический редактор. Web-страницы, поддерживая технологию мультимедиа, объединяют в себе различные виды информации: текст, графику, звук, анимацию и видео. От того, насколько качественно и красиво сделана та или иная Web-страница, зависит во многом ее успех в Сети. Пользователю приятно посещать те Web-страницы, которые имеют стильное оформление, не отягощены чрезмерно графикой и анимацией, быстро загружаются и правильно отображаются в окне Web-браузера. Цель дипломной работы: Определить
методику создания и поддержки веб-сайта
школы. В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
- выявить функциональные возможности веб-сайтов и их применение;
- выявить методические и педагогические аспекты разработки образовательного веб-сайта;
- разработать веб-сайт школы.
В дипломной работе рассмотрены актуальные вопросы разработки и создания современной домашней Web-страницы.
При этом мною были решены следующие задачи:
– ознакомление с современными Интернет - технологиями и их использование в настоящей разработке;
– изучение программного инструментария, применяемого для разработки и создания Web-сайтов;
– выявление и учет методов и способов представления на Web-страницах различных видов информации, не препятствующих их доступности;
– ознакомление с основными правилами и рекомендациями по разработке и созданию Web-сайтов и неукоснительное следование им на практике;
– определение структуры Web-страниц;
– выбор стратегии разработки и создания Web-сайта.
Веб-сайт образовательного учреждения не должен быть только личным делом его создателя, а предполагает работу хорошо организованной команды людей, заинтересованных в поддержании функционирования и развития этого ресурса на протяжении времени.
Основным методом исследования является изучение и анализ существующих сайтов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выделении и систематизации методики разработки сайта. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов исследованы критерии и методика разработки веб-сайта.
1 Web-сайт образовательного учреждения: понятие, классификация, структура
1.1 Характеристика типового web-сайта, его роль в работе образовательного учреждения
Прежде чем приступить к созданию своих Web-страниц, необходимо познакомиться с основными понятиями, терминами и вспомогательными инструментальными средствами.
Сайт – это набор страниц в формате HTML ,которые лежат на Web-сервере.
Web-сервер – это постоянно подключённый к Интернету компьютер, который передаёт эти странички по запросу пользователей.
Web-узел – это намного больше, чем просто совокупность Web-страниц. Это и система гиперссылок, связывающая узел в единое целое, и единое стилистическое оформление узла, и своевременное обновление находящийся информации на узле, и скорость загрузки отдельных страниц, и многое другое.
Основное отличие документов Web от обычных электронных документов состоит в наличии гиперссылок. Гипертекстовые ссылки позволяют, просматривая документ Web, перейти к другой его части или другому документу Web, или обратиться к одной из служб Интернета. Как правило, часть текста документа Web, соответствующая гиперссылке, выделяется синим цветом или подчёркивается. При перемещении на гиперссылку курсор мыши принимает форму развёрнутой ладони с указывающим пальцем. Если щёлкнуть таким указателем по гиперссылке, то произойдёт переход по адресу, который указан в гиперссылке. При возращении из гиперссылки на страницу синий цвет заменится на вишнёвый. Замена цвета позволяет пользователю отслеживать «отработанные» гиперссылки.
Домашняя страница - это web-страница, которая передаётся сервером по запросу пользователя, указавшего в запросе имя Web, но не задавшего имени конкретной страницы. Файлу, содержащему домашнюю страницу Web, присваивается стандартное имя index.htm или default.htm. Домашняя страница – это лицо Web, поэтому её проектированию и оформлению уделяется особое значение, так как основная её функция – предоставление пользователю удобных способов перехода на другие страницы и документы web.
Сайт, представляющий некоторую организацию, называется корпоративным или официальным сайтом организации. К официальному сайту предъявляются более жесткие требования в части информационного содержимого, графического дизайна, навигации, хостинга.
Официальный сайт обычно имеет следующие разделы:
1) Новостная информация;
2) Нормативные документы, положения;
3) Направления деятельности;
4) Структура учреждения;
5) Кадровый состав;
6) Контактная информация (список ответственных лиц, их должности, координаты).
Сайты образовательных учреждений относятся к группе образовательных сайтов. Под образовательным web-сайтом понимается совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся. [1,2]
Создание web-сайта - событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы, и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток. Безусловно, это современно и престижно. Это прекрасная возможность продемонстрировать всем свои достижения, размещать актуальную информацию для заинтересованных лиц (родителей, учеников, студентов, преподавателей, коллег из других учебных заведений). Это способ рассказать о своих успехах, поблагодарить спонсоров.
На сайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях (в том числе фото и видеоматериалы). Все это будет доступно миллионам пользователей Интернета. Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что первое представление об учебном заведении молодежь получает через Интернет-сайт. В ходе профориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получает общее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, как правило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную роль в организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного и заочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особенно заочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведений и специальностей, обмен опытом и информировании профессионального сообщества. [1]
Для преподавателей сайт это - площадка для обмена опытом, завязывания контактов со своими коллегами из других городов и даже стран, участие в партнерских программах в рамках казахстанских и зарубежных образовательных программ по обмену методическими материалами, готовыми уроками и педагогическим опытом.
Для учеников и их родителей сайт – это, прежде всего информационный ресурс. Используя сайты различных образовательных учреждений, учащиеся и другие могут сравнивать их и делать выбор в пользу лучших. К основным характеристикам образовательных сайтов относятся:
-
содержание образовательного интернет-сайта - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде web-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;
-
дизайн образовательного интернет-сайта - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;
-
техническая реализация образовательного интернет-сайта - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств, для донесения образовательной информации до пользователя;
-
эксплуатационность образовательных интернет-сайтов - характеристики, информирующие об использовании образовательных сайтов пользователями.
1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений
Сайт образовательного учреждения в зависимости от своего содержания может относиться к разным типам. Это относится к многофункциональным сайтам. Также в результате своего наращивания на разных этапах существования сайт может менять свои задачи, свое содержание и функциональное назначение. Можно выделить несколько видов образовательных сайтов: сайты учебных заведений, сайты научных исследований, сайты справочного характера, сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов, сайты дистанционного образования, сайты для распространения культурной и образовательной информации, сайты типа виртуальных методических объединений, консультативные сайты, образовательные порталы.
Сайты учебных заведений условно можно разделить на сайты учреждений общего среднего образования (начальных школ, школ, гимназий, лицеев), сайты факультетов и кафедр вузов, сайты высших учебных заведений, сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов). Подобные сайты обеспечивают информационную поддержку, коммуникацию с внешним миром, способствуют в проведении различных конкурсов. Некоторые учреждения общего среднего образования даже организуют с помощью web-сайтов дистанционное обучение и родительские собрания.
Сайты научных исследований. Подобные сайты делятся на несколько подвидов в зависимости от выполняемых ими функций. Это могут быть сайты исследовательских работ учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников; сайты "научные лаборатории" (например, www.nsu.ru – научная физическая лаборатория школьников); сайты "творческие-мастерские" (например, users.omskreg.ru/
kolosov/school/programs/ - дистанционная школа творчества). Также можно выделить особый подвид - сайты научно-исследовательских и учебных центров, которые могут объединять в себе три выше, перечисленных подтипа. К ним можно отнести такие web-сайты, как www.physicon.ru - сайт компании ФИЗИКОН, российского разработчика учебных компакт-дисков по естественным наукам и систем дистанционного обучения для Интернета; iccc.botik.ru/ICCC/ - Международный детский компьютерный центр; www.citmgu.ru - центр информационных технологий.
Сайты справочного характера к сайтам справочного характера относятся электронные энциклопедии, словари, каталоги, базы данных и так далее.
Примерами электронных энциклопедий могут служить: www.encyclopedia.ru - мир энциклопедий; niac.natm.ru/graphinfo- энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа; mega.km.ru/pc - энциклопедия персонального компьютера; www.viruslist.com/ru - самая большая в мире энциклопедия компьютерных вирусов.
Сайты-словари позволяют в Онлайн режиме узнать значение слова, узкоспециализированного термина, фразеологизма; правильно образовать другую форму какого-либо слова. Как правило, подобные словари организуют поисковые системы (например, Rambler), но существуют и самостоятельные сайты: www.primavista.ru/dictionary/ - каталог словарей, www.glossary.ru - служба тематических толковых словарей и т.д.
Сайты-каталоги содержат перечень ссылок по определенной тематике, например, www.codenet.ru - каталог ссылок по информатике и информационным технологиям.
Базы данных (например, www.gpntb.ru/win/search/alg.html - фонд алгоритмов и программ; www.nlr.ru – база данных авторефератов диссертаций по библиотековедению, библиографоведению и книговедению).
Сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях, конкурсах, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах. В некоторых случаях создаются сайты, посвященные конкретному мероприятию, как правило, это относится к масштабным проектам: международным семинарам, форумам и т.п, но существуют и сайты, которые включают в себя информацию по мероприятиям схожей направленности, например, ito.edu.ru - конгресс конференций "Информационные технологии в образовании"; olympiads.mccme.ru - "Олимпиады для школьников" - информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников. На подобных сайтах размещается информация о предстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участников состоявшихся олимпиад, материалы конференций.
Сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов
К сайтам этого вида относятся те, что посвящены олимпиадам и конкурсам, проводимым в Сети. Это сайты телекоммуникационных олимпиад и викторин (например, www.vspu.ac.ru/de - Воронежские телекоммуникационные олимпиады и викторины, olympiads.ru - Олимпиадная информатика);
Сайты для проведения образовательных конкурсов (например, www.thinkquest.ru - международный конкурс ThinkQuest для школьников, студентов и их наставников по созданию веб-сайтов образовательной тематики, www.samlit.samara.ru/clnew/reg.htm - ежегодный открытый очно-дистанционный фестиваль «Компьютерная страна»);
Сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики (например, school-sector.relarn.ru/ - "Школьный сектор"- информационно-развлекательный проект для школьников и их учителей, school.holm.ru – «Школьный мир»);
Сайты для формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями, школьниками и родителями (например, www.college.ru - "Открытый колледж").
Сайты дистанционного образования позволяют получать и оценивать знания, не выходя из дома, (например: «Центр дистанционного образования и повышения квалификации в Казахстане» - http://diplom-distant.ru/distancionnoe-obrazovanie-v-kazaxstane). Это различные электронные задачники, учебники, практикумы, самоучители, центры тестирования и дистанционного обучения.
Сайты типа "учебно-методическое пособие" или "электронный курс лекций" (например, www.burenina.narod.ru - школьный курс экологии для учащихся старших классов; club-edu.tambov.ru/methodic/mm/index.html - учебно-методическое пособие «Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов»; thl.narod.ru/tehnologia/informatika/ - курс лекций «Основы информатики»).
Сайты типа "лабораторный практикум" (например, лабораторные работы: www.apto.tstu.ru/win-1251/lab/sreda/ope/ob_ecol_html/lab-rab.html - лабораторные работы по курсу «Оборудование промышленной экологии»; khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/tv/lab/index.html - лабораторные работы по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика»).
Сайты типа "электронный задачник". В настоящее время их в Интернете не так уж и много, а если и есть, то находятся на закрытых разделах (например, mschool.kubsu.ru/ingtr/tipovoy.htm- задачник по теории вероятностей и математической статистике; tiukanov.boom.ru/teach/pp/index.htm - практикум по программированию).
Сайты типа "электронный учебник" предусматривают различные формы сочетания очного и дистанционного обучения (например, khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book/index.html - учебное пособие «Модели и структуры данных»; www.nmarket.ru/program/delphi/lessons-2/ - электронный учебник по Delphi).
Сайты для тестирования, оценки знаний. Могут быть как универсальными, то есть содержать тесты по различным дисциплинам и по различным специальностям, (например, feppo.ru), так и посвященными определенному предмету (например, altnet.ru/
mcsmall/cat_inf.htm - тестирование по информатике и информационным технологиям; tests.specialist.ru - тесты по программному обеспечению).
Web-сервер – это постоянно подключённый к Интернету компьютер, который передаёт эти странички по запросу пользователей.
Web-узел – это намного больше, чем просто совокупность Web-страниц. Это и система гиперссылок, связывающая узел в единое целое, и единое стилистическое оформление узла, и своевременное обновление находящийся информации на узле, и скорость загрузки отдельных страниц, и многое другое.
Основное отличие документов Web от обычных электронных документов состоит в наличии гиперссылок. Гипертекстовые ссылки позволяют, просматривая документ Web, перейти к другой его части или другому документу Web, или обратиться к одной из служб Интернета. Как правило, часть текста документа Web, соответствующая гиперссылке, выделяется синим цветом или подчёркивается. При перемещении на гиперссылку курсор мыши принимает форму развёрнутой ладони с указывающим пальцем. Если щёлкнуть таким указателем по гиперссылке, то произойдёт переход по адресу, который указан в гиперссылке. При возращении из гиперссылки на страницу синий цвет заменится на вишнёвый. Замена цвета позволяет пользователю отслеживать «отработанные» гиперссылки.
Домашняя страница - это web-страница, которая передаётся сервером по запросу пользователя, указавшего в запросе имя Web, но не задавшего имени конкретной страницы. Файлу, содержащему домашнюю страницу Web, присваивается стандартное имя index.htm или default.htm. Домашняя страница – это лицо Web, поэтому её проектированию и оформлению уделяется особое значение, так как основная её функция – предоставление пользователю удобных способов перехода на другие страницы и документы web.
Сайт, представляющий некоторую организацию, называется корпоративным или официальным сайтом организации. К официальному сайту предъявляются более жесткие требования в части информационного содержимого, графического дизайна, навигации, хостинга.
Официальный сайт обычно имеет следующие разделы:
1) Новостная информация;
2) Нормативные документы, положения;
3) Направления деятельности;
4) Структура учреждения;
5) Кадровый состав;
6) Контактная информация (список ответственных лиц, их должности, координаты).
Сайты образовательных учреждений относятся к группе образовательных сайтов. Под образовательным web-сайтом понимается совокупность web-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся. [1,2]
Создание web-сайта - событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы, и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток. Безусловно, это современно и престижно. Это прекрасная возможность продемонстрировать всем свои достижения, размещать актуальную информацию для заинтересованных лиц (родителей, учеников, студентов, преподавателей, коллег из других учебных заведений). Это способ рассказать о своих успехах, поблагодарить спонсоров.
На сайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях (в том числе фото и видеоматериалы). Все это будет доступно миллионам пользователей Интернета. Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что первое представление об учебном заведении молодежь получает через Интернет-сайт. В ходе профориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получает общее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, как правило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную роль в организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного и заочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особенно заочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведений и специальностей, обмен опытом и информировании профессионального сообщества. [1]
Для преподавателей сайт это - площадка для обмена опытом, завязывания контактов со своими коллегами из других городов и даже стран, участие в партнерских программах в рамках казахстанских и зарубежных образовательных программ по обмену методическими материалами, готовыми уроками и педагогическим опытом.
Для учеников и их родителей сайт – это, прежде всего информационный ресурс. Используя сайты различных образовательных учреждений, учащиеся и другие могут сравнивать их и делать выбор в пользу лучших. К основным характеристикам образовательных сайтов относятся:
-
содержание образовательного интернет-сайта - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде web-сайтов, а также единство связей этих основных элементов; -
дизайн образовательного интернет-сайта - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели; -
техническая реализация образовательного интернет-сайта - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств, для донесения образовательной информации до пользователя; -
эксплуатационность образовательных интернет-сайтов - характеристики, информирующие об использовании образовательных сайтов пользователями.
1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений
Сайт образовательного учреждения в зависимости от своего содержания может относиться к разным типам. Это относится к многофункциональным сайтам. Также в результате своего наращивания на разных этапах существования сайт может менять свои задачи, свое содержание и функциональное назначение. Можно выделить несколько видов образовательных сайтов: сайты учебных заведений, сайты научных исследований, сайты справочного характера, сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов, сайты дистанционного образования, сайты для распространения культурной и образовательной информации, сайты типа виртуальных методических объединений, консультативные сайты, образовательные порталы.
Сайты учебных заведений условно можно разделить на сайты учреждений общего среднего образования (начальных школ, школ, гимназий, лицеев), сайты факультетов и кафедр вузов, сайты высших учебных заведений, сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов). Подобные сайты обеспечивают информационную поддержку, коммуникацию с внешним миром, способствуют в проведении различных конкурсов. Некоторые учреждения общего среднего образования даже организуют с помощью web-сайтов дистанционное обучение и родительские собрания.
Сайты научных исследований. Подобные сайты делятся на несколько подвидов в зависимости от выполняемых ими функций. Это могут быть сайты исследовательских работ учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников; сайты "научные лаборатории" (например, www.nsu.ru – научная физическая лаборатория школьников); сайты "творческие-мастерские" (например, users.omskreg.ru/