Файл: Человек и его бытие в мире. Проблема смысла жизни человека и структуры его ценностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Человек и его бытие в мире. Проблема смысла жизни человека и структуры его ценностей.
Задание:
1. Выберите из предложенных словарных статей по философской антропологии один феномен человеческого бытия (архетип, боль, вина, власть, долг, желание и др.) и опишите его роль в жизни человека.
2. Дайте ответ на следующий вопрос: Почему этот феномен актуален в современном мире?
Роль и функции чувства вины.
Некоторые психологи утверждают, что вина не является продуктивным переживанием, так как оно обращено в прошлое, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но не все так однозначно.
Если в психоанализе вина понимается негативно, как дезадаптивная эмоция, то в англо-американской психологии чувство вины, скорее наоборот, играет позитивную роль, помогая адаптации человека в обществе (Estrada-Hollenbeck, Heatherton, 1998). Вина мотивирует просоциальное поведение, толкая субъекта на попытки загладить свою вину, возместить нанесенный ущерб, утешить пострадавшую сторону (Tangney, 1995).
Переживание вины и раскаяние являются теми факторами, которые, переворачивая душу человека, приводят его к альтруизму, самопожертвованию в отношениях с людьми. Наглядный пример этого — образ Жана Вальжана, героя книги В. Гюго «Отверженные»; бывший каторжник, отняв у мальчика монету и пережив всю подлость своего поступка, перерождается, становится мэром города, способствуя благосостоянию его граждан. Подобное действие переживания вины отображено и в образе главного героя — отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим и спустя годы стал святым целителем.
Один из видных представителей современного психоанализа Д. Вайсс (Weiss, 1998) полагает, что вина играет адаптивную роль в поддержании отношений между людьми. Сходная точка зрения имеется и у других авторов (например, Locke, Horovitz, 1990).
Переживание вины повышает готовность человека идти на уступки (Freedman, Wallington, Bless, 1967). Однако этого не наблюдается в том случае, если уступка предполагает непосредственное взаимодействие с обиженным человеком. Однако, как отмечает Б. Маэр (Maher, 1966), переживание вины может заставить человека желать наказания. Действительно, в некоторых религиях осознание вины перед Богом приводит к физическому самоистязанию.
Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в ней.
Ж. Лабрюйер
Вина стимулирует мотивацию восстановления справедливости и появление чувства личной ответственности, формирует потребность в соблюдении общественных норм (Д. П. Осьюбел, Р. Дженкинс, А. Модильяни, Т. Шибутани, Д. А. Ханна, М. Хофман, М. Масколо, К. Фишер и др.). В. А. Сухомлинский писал, что чувство вины — благородное чувство воспитанного человека; не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
Вина выполняет три основные функции :
выступает в качестве морального регулятора для поддержания норм просоциального поведения;
участвует в формировании самоотношения
способствует профилактике психических расстройств.
Осознание чувства вины делает нас лучше — считает социальный психолог Д. Майерс. Повинуясь этому чувству, мы исповедуемся, приносим извинения, помогаем другим, лучше чувствуем чужое страдание и стараемся избегать дурных поступков. А это значит, что мы сами становимся более чуткими, а наши отношения с окружающими — более человечными.
Однако успешное осуществление этих функций возможно только в том случае, если уровень переживания вины будет у человека не слишком большим, но и не слишком малым, то есть оптимальным (Белик, 2006).
Чрезмерное чувство вины приводит к мучительным переживаниям, подрывающим у страдальца наиболее фундаментальное чувство — чувство собственного достоинства. Одно лишь желание избавиться от этого может подтолкнуть к признанию вне зависимости от последующего наказания. Порой даже наказание может быть именно тем, что человеку кажется необходимым для освобождения от мучительного чувства вины.
В настоящее время в популярных статьях часто можно встретить обличения чувства вины как деструктивной эмоции и рекомендации по избавлению от этого тяжкого груза. Лиз Борбо считает: «Чувство вины — одна из главных причин всех неприятностей, болезней и других несчастий современного человека». Отечественный психолог Н. Н. Нарицын полагает, что чувство вины очень непродуктивное и вредное: «Мы можем забыть, что такое радоваться жизни, только потому, что ощущаем вину. Чувство вины давит многотонным грузом на нашу психику». Появляются статьи с заголовками типа «Не учите детей быть виноватыми».
Точка зрения
Как избавиться от чувства вины, от этого ненужного элемента нашего сознания? Этим вопросом задается один из популяризаторов психологии и отвечает: для того чтобы искоренить чувство вины и избавиться от него, надо совершить всего одну довольно простую вещь — перестать оправдываться. Ведь если вы не оправдываетесь, значит, не виноваты, а раз так, то и наказывать вас не за что, таким образом вы избавитесь от паразита сознания, называемого виной. Чувство вины очень глубоко сидит в подсознании, — продолжает этот автор, — так как его прививают с детства. Это могут быть родители, школьные учителя или просто люди из вашего круга общения. Они ведут нечестную игру, говоря ребенку: «Ты виноват, а сделаешь вот это, и вина твоя будет заглажена». И вырастая, человек привыкает к тому, что, когда он провинился, надо отработать свою вину, загладить ее, и это очень плохо для него же.
Плохо, потому что таким человеком очень легко манипулировать, достаточно надавить на его совесть, сделать так, чтобы он был виноват, — им уже можно крутить-вертеть. Этим как раз и пользуются религии, построенные на страхе и невежестве людей.
Я знал одного человека, который говорил, что чувство вины нельзя искоренять, что если я виноват, то так и должен себя чувствовать, что меня должна грызть совесть, он говорил, что человек без совести — это уже не человек. Причем он доказывал мне это почти с пеной у рта, я не стал спорить, я просто перестал с ним общаться, так как это типичное поведение манипуляторов, попытка надавить на совесть и заставить вас чувствовать, как будто вы кому-то что-то должны.
Есть авторы, точка зрения которых состоит в том, что пришло время научиться жить без чувства вины, для эмоционально зрелого человека чувства вины не существует — вместо этого у него есть ответственность за принятые решения, за свой выбор, а также ответственность за то, что он может отказываться от своего выбора, признав его неверным.
Как отмечает Д. Вайсс, вина может стать малоадаптивной, иррациональной и патогенной, когда для нее нет оснований, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она неоднократно связана со стыдом. В этом случае вина вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству. Поэтому «вредность» вины заключается не в том, что она есть как таковая, а в том, что человек позволяет себе постоянно терзаться этим переживанием. С точки зрения здравого смысла это бесполезно. Целесообразнее сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.
2. Дайте ответ на следующий вопрос: Почему этот феномен актуален в современном мире?
Исследуя чувство вины на базе исследований различных авторов и подходов, можно прийти к интересному выводу: вина – это эмоция, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ее феномен заключается в многогранности, так как у каждого человека она проявляется совсем не так как у другого. От чего же это зависит и почему при всей неприятности этой эмоции она все же так необходима? На самой заре цивилизации, в структуре человеческого мышления появилась так называемая «цензура» (или, по К. Г. Юнгу, «коллективное бессознательное») — различные системы табу и запретов, свойственные разным культурам. Иногда личность называет это общественным мнением. А в качестве своеобразного «наказания» за асоциальное поведение в ходе эволюции на «коллективно-бессознательном» уровне сформировалось чувство вины. Важно отметить, что вина также зависит и от личных установок, так как не все преступники считают себя виноватыми за преступления, понятия о которых нет в их системе ценностей.
Чувство вины – это же по сути своей «хорошо» и «плохо» с точки зрения самого человека, но формируется оно, действительно, с помощью ближайшего окружения: сделал что-то – молодец, а нет – значит сам виноват, недостаточно хотел или вообще не старался, а если при всем этом тебе еще и не стыдно перед людьми? Значит, отсутствует совесть, как категория «Супер-Эго». Кроме этого, мимика, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как мимическое выражение любой другой отрицательной эмоции (стыда, злости, удивления и т.п.). Поэтому людям так хочется доказать человеку, что он виновен. Совестливые, ответственные люди вызывают уважение в обществе, даже если они не справились с заданием, но: им за это очень стыдно, их даже могут начать успокаивать, вместо традиционной критики. Чувство вины является регулятором социальной жизни, механизмом взаимодействия с другими и т.д.
Исследователи Зан-Уокслер, Радке-Ярроу и Кинг (Zahn-Waxler, Radke-Yarrow, King, 1979) изучали реакции детей от полутора до двух с половиной лет на чужое огорчение (на чужую печаль, неудобство, боль). Исследователи обучили матерей технике наблюдения. Матери регистрировали реакции детей и свои собственные реакции на обыденные ситуации, связанные с огорчениями, свидетелями которых становились дети. Под руководством экспериментаторов матери разыгрывали сценки, в которых либо они, либо экспериментаторы, притворялись огорченными. Главный вывод – в возрасте полутора лет дети демонстририровали очевидные признаки понимания последствий своего поведения. Понимание проявляется либо вербально («Это я тебя обидел?»), либо в поступках, при помощи которых дети пытаются исправить ситуацию, вызывающую огорчение. Кроме того, исследователи обнаружили, что реакция ребенка на огорчение другого человека в значительной степени обусловлена теми воспитательными методами, которые применяет мать для социализации своего ребенка, в особенности теми, которые связаны с объяснением роли ребенка в огорчении другого человека. Например, дети, воспитание которых опиралось на физические методы воздействия, гораздо реже проявляли желание исправить последствия своих поступков, чем дети, чье воспитание было построено на эмоциональном и содержательном участии родителей.
Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) выдвинул три психологические предпосылки развития эмоции вины:
-
принятие общих моральных ценностей; -
интернализация этих ценностей; -
способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречия между реальным-поведением и ин-тернализированными ценностями.
Также Д. Осьюбел (Ausubel, 1955) также выделил некоторые общекультурные механизмы усвоения вины и обусловленного виной поведения. В корнях этой общности лежат:
-
базовые аспекты взаимоотношений между родителями и ребенком; -
минимум навыков социализации ребенка, предполагаемый в каждой культуре; -
определенная последовательность этапов когнитивного и социального развития.
Вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к проступку, переживание вины сопровождается самоосуждением, снижением самооценки, раскаянием и, по мнению Осьюбела, особой разновидностью морального стыда. Многие предпосылки идут родом из детства и вина – не исключение. Одним из методов и одновременно целью воспитания, является акцент на совести. Но проблема в том, что для ребенка понятие «хорошо» и «плохо» очень размыты, и взрослому придется приложить немало усилий, чтобы донести это до сознания ребенка. К сожалению гораздо чаще взрослые, действуют быстрее и «эффективнее», вырабатывая чувство вины вместо совести. Распространенная манипуляция поведением детей – лишение любви: если ребенок провинился, мать может просто не замечать ребенка, не давать ему никаких эмоций. Такое отношение вызывает панику у ребенка — естественно, он чувствует себя виноватым и стремится все исправить, в последствии уже взрослый человек, сформировавшаяся личность, может страдать от чувства вины, постоянно бояться кого-то обидеть и т.п. Вследствие этого формируется не только чувство вины, но и ощущение постоянного долженствования кому-то и сложности в выражении своих чувств. «Ты плохой; ты непослушный; ты сам виноват в том, что мы тебя наказываем, ругаем, не любим». С помощью мыслеобраза вины человеком легко манипулировать. Как легко обвинить человека во всем, в чем угодно, если он уже привык к тому, что он всегда виноват. Обвинить, а потом получить психологическую компенсацию (извинения, унижения) вместо желаемых любви, уважения, благодарности. Чтобы родители не лишали любви не бросили, ребенок готов признать себя виноватым и униженно просить прощения. Так формируется ложное убеждение, умозаключение – «Я во всем виноват».
Родителями в данном случае могут двигать различные причины:
-
Желание вырастит идеального, послушного ребенка – «чтобы не стыдно было показаться в обществе». Это характерно для людей, ориентированных на мнение общества, они и сами испытывают сильное напряжение, если не соответствуют общим стандартам. Таким образом, чувство вины возникает от несоответствия образа и реальности; -
Взрослый сам вырос в постоянном напряжении и с этим ощущением – семейный миф предполагает, что «человек в определенном возрасте должен вести себя так-то…» — если же это не совпадает, возникает чувство вины из-за несоответствия.