Файл: Сущность и содержание процесса нормирования труда на предприятии.rtf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(2.12.)
где tmi – машинное время,
tрi – ручное время.
Степень загрузки рабочего-многостаночника в течении цикла многостаночного обслуживания:
(2.13.)
Коэффициент загрузки станков:
(2.14)
Экономические преимущества поточных методов организации производства:
1) лучше используются производственные площади;
2) уменьшается число межцеховых и цеховых кладовых;
3) сокращается длительность производственного цикла благодаря параллельному перемещению изделий;
4) снижается трудоемкость продукции вследствие того, что рабочие в течение длительного времени выполняют одну и ту же операцию и приобретают навыки, необходимые для ускорении процесса труда;
5) высокая повторяемость производственных операций и устойчивая структура процессов труда создают благоприятные условия для нормирования труда, своевременного выявления непроизводительных затрат и их снижение;
6) использование специального оборудования и технологической позволяет повысить точность обработки, сократить численность персонала и повысить качество продукции.
Метод самофотографии заключается в том, что сам рабочий в течение определенного времени фиксирует перерывы в работе, указывает их причины и предлагает мероприятия по их устранению.
Основное преимущество метода самофотографии рабочего дня перед другими методам изучения использования рабочего времени в том, что он позволяет получить богатейшее разнообразие конкретных предложений рабочих по устранению причин внутрисменных простоев и улучшению организации труда.
Недостаток данного метода в том, что с его помощью фиксируют потери рабочего времени, обусловленные организационно-техническими причинами, то есть потери, не зависящие от работника.
В день проведения самофотографии потерь рабочего времени по вине рабочего, как правило, не бывает или рабочий их не фиксирует. Кроме того, правильно отмечая причину простоев, рабочих не всегда может определить, как лучше их устранить.
Самофотография может проводиться двумя способами:
Глава 3. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА И МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ ВРЕМЕНИ, ВЫРАБОТКИ, НОРМАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
3.1 Методы нормирования труда и их классификация
Метод нормирования – это совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции
, по разработке нормативов и ном труда. Следовательно, метод нормирования содержит общие указания о способах решения задач, встающих перед нормировщиком, которых определяет затраты и результаты труда.
Методы нормирования отличаются друг от друга достоверностью норм труда и подходом к определению их величины. По достоверности методы нормирования можно разделить на интуитивные и статистические.
Величина норм, определенных интуитивным методом, представляет догадку, основанную на предшествующем опыте. Величины норм, определенные статистическим методом имеют своей базой математическую статистику, а именно теорию выборочного метода. В этом случае количественные значения норм труда достовернее, т.к. устанавливаются на основе определенной выборки.
По способу определения величины норм различают суммарный и аналитический методы. Каждый из этих методов имеет разновидности (рис. 3.1).
В качестве разновидностей суммарного метода выделяют: опытный, статистический, сравнительный (аналоговый), расценочный.
Опытный метод базируется на производственном опыте людей, поскольку нормы времени устанавливают нормировщик, начальник цеха или мастер. Такой способ субъективный и всегда ведет к ошибкам в определении затрат, необходимых для выполнения данной работы, т.к. точность зависит только от опыта и квалификации нормировщика, мастера, устанавливающих норму. Чаще всего нормы времени завышаются и не стимулируют рост производительности труда.
По машине
Ðèñ. 3.1. Ìåòîäû íîðìèðîâàíèÿ òðóäà
Ñòàòèñòè÷åñêèé ìåòîä – êîãäà íîðìû óñòàíàâëèâàþò íà îñíîâå ñòàòèñòè÷åñêèõ äàííûõ (ïî ïåðâè÷íîé äîêóìåíòàöèè, îò÷åòàì, çàïèñÿì) î ñðåäíèõ ôàêòè÷åñêèõ çàòðàòàõ òðóäà íà ýòó æå ðàáîòó â ïðîøëûå ïåðèîäû è ñâåäåíèÿ î âûïîëíåíèè íîðì âûðàáîòêè ðàáî÷èìè â òîò æå ïåðèîä. Íî è ñòàòèñòè÷åñêèå íîðìû ÷àñòî óñòàíàâëèâàþò ïðèáëèçèòåëüíî, ïîýòîìó ýòè íîðìû íå ìîáèëèçóþò ðàáî÷èõ è ñëóæàùèõ íà óñòðàíåíèå ïîòåðü ðàáî÷åãî âðåìåíè è ëó÷øåå èñïîëüçîâàíèå ïðîèçâîäñòâåííîãî ïîòåíöèàëà.
Ñóòü àíàëèòè÷åñêîãî ìåòîäà â òîì, ÷òî íîðìà óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâå âñåñòîðîííåãî àíàëèçà è ôàêòè÷åñêîãî îñóùåñòâëåíèÿ òðóäîâîãî ïðîöåññà è îïðåäåëåíèÿ íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûõ ìåòîäîâ âûïîëíåíèÿ êàæäîãî åãî ýëåìåíòà. Òàêèå íîðìû íàó÷íî îáîñíîâàííûå.
Àíàëèòè÷åñêèõ ìåòîä ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà âèäà: èññëåäîâàòåëüñêèé è ðàñ÷åòíûé.
Èññëåäîâàíèå çàòðàò âðåìåíè è îöåíêà èõ ðàöèîíàëüíîñòè ïðåäïîëàãàþò ïðîâåäåíèå ñïåöèàëüíûõ íàáëþäåíèé, à èññëåäîâàíèå ðåæèìîâ ðàáîòû îáîðóäîâàíèÿ – ïðîâåäåíèå ëàáîðàòîðíûõ ðàáîò.
Ýòà ðàçíîâèäíîñòü àíàëèòè÷åñêîãî ìåòîäà ïðèìåíÿåòñÿ:
Äëÿ óñòàíîâëåíèÿ íîðì íà îñíîâå ðàñ÷åòîâ íåîáõîäèìî ðàñïîëàãàòü øèðîêîé ñèñòåìîé íîðìàòèâíûõ ìàòåðèàëîâ. Ñóùíîñòü ýòîãî ñïîñîáà ñâîäèòñÿ ê ðàçðàáîòêå íåñêîëüêèõ âàðèàíòîâ ïðîöåññà ïðè ïîìîùè ïðèáîðîâ è ïåðñîíàëüíûõ ÝÂÌ è âûáîðó íàèëó÷øåãî èç íèõ ïî ýêîíîìè÷åñêîìó êðèòåðèþ ïðè ñòðîãîì ñîáëþäåíèè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ îãðàíè÷åíèé.
Ðàñ÷åò ïî íîðìàòèâàì èìååò ðÿä ïðåèìóùåñòâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èññëåäîâàòåëüñêèì ìåòîäîì:
Ïîä ñòðóêòóðîé íîðìû âðåìåíè ïîíèìàåòñÿ ñîñòàâ çàòðàò ðàáî÷åãî âðåìåíè, íåîáõîäèìîãî äëÿ âûïîëíåíèÿ åäèíèöû ðàáîòû. Ñîñòàâ íîðìû âðåìåíè íà ðó÷íûå, ìàøèííî-ðó÷íûå è ìàøèííûå îïåðàöèè íà ïðàêòèêå îáû÷íî ðàññ÷èòûâàþòñÿ ïî ôîðìóëå:
(3.1.)
ãäå Òïò – âðåìÿ íåóñòðàíèìûõ ïåðåðûâîâ, ïðåäóñìîòðåííûõ òåõíîëîãèåé è îðãàíèçàöèåé ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà.
 çàâèñèìîñòè îò ôîðìèðîâàíèÿ çàòðàò âðåìåíè íà âûïîëíåíèå òåõíîëîãè÷åñêîé îïåðàöèè íîðìà âðåìåíè (Ò) èìååò òðè ðàçíîâèäíîñòè: íîðìà øòó÷íîãî âðåìåíè (Òøò), íîðìà îïåðàòèâíîãî âðåìåíè (Òîï), íîðìà íåïîëíîãî øòó÷íîãî âðåìåíè (Òíøò):
(3.2.)
ãäå Òîì – îñíîâíîå (ìàøèííîå) âðåìÿ íà îïåðàöèþ;
Òâí – âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ, íå ïåðåêðûâàåìîå îñíîâíûì, ìèí;
Òîáñ – âðåìÿ îðãàíèçàöèîííîãî è òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ ðàáî÷åãî ìåñòà, íå ïåðåêðûâàåìîå îñíîâíûì, ìèí;
Òîòë – âðåìÿ íà îòäûõ è ëè÷íûå íàäîáíîñòè ðàáî÷åãî.
Íåïîëíîå øòó÷íîå âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ ïî ôîðìóëå:
(3.3.)
Íîðìà îïåðàòèâíîãî âðåìåíè ðàâíà ñóììå îñíîâíîãî (ìàøèííîãî) âðåìåíè è âñïîìîãàòåëüíîãî íå ïåðåêðûâàåìîãî âðåìåíè:
(3.4.)
ãäå Òì-ñ – ñâîáîäíîå ìàøèííîå âðåìÿ, ò.å. âðåìÿ, â òå÷åíèå êîòîðîãî ñòàíîê ìîæåò ðàáîòàòü áåç êàêîãî-ëèáî ó÷àñòèÿ ðàáî÷èõ;
Òç – âðåìÿ çàíÿòîñòè ðàáî÷åãî-îïåðàòîðà, âêëþ÷àþùåå âðåìÿ ìàøèííî-ðó÷íîé ðàáîòû, âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ, âðåìÿ ïåðåõîäîâ è âðåìÿ àêòèâíîãî íàáëþäåíèÿ çà õîäîì òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà.
 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîãî ïðîèçâîäñòâà îñíîâíîé ÷àñòüþ íîðìû øòó÷íîãî âðåìåíè ÿâëÿåòñÿ ìàøèííîå âðåìÿ, âåëè÷èíà êîòîðîãî îïðåäåëÿåòñÿ ðåæèìàìè ðàáîòû îáîðóäîâàíèÿ. Ìàøèííî-àâòîìàòè÷åñêîå âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ:
(3.5.)
ãäå Òàõ – âðåìÿ àâòîìàòè÷åñêîãî õîëîñòîãî õîäà, ñâÿçàííîå ñ ïîäâîäàìè, îòâîäàìè èíñòðóìåíòà èëè äåòàëè, ïîâîðîòàìè äåòàëè è ò.ä.;
Òì – ñîáñòâåííî ìàøèííîå âðåìÿ.
Íîðìà øòó÷íîãî âðåìåíè ðàññ÷èòûâàåòñÿ íà îïåðàöèÿõ ñ íåçíà÷èòåëüíûì óäåëüíûì âåñîì ìàøèííîãî âðåìåíè ïî ôîðìóëå:
(3.6.)
è íà îïåðàöèÿõ ñ ïðåîáëàäàíèåì ìàøèííîãî âðåìåíè
где tmi – машинное время,
tрi – ручное время.
Степень загрузки рабочего-многостаночника в течении цикла многостаночного обслуживания:
(2.13.)
Коэффициент загрузки станков:
(2.14)
Экономические преимущества поточных методов организации производства:
1) лучше используются производственные площади;
2) уменьшается число межцеховых и цеховых кладовых;
3) сокращается длительность производственного цикла благодаря параллельному перемещению изделий;
4) снижается трудоемкость продукции вследствие того, что рабочие в течение длительного времени выполняют одну и ту же операцию и приобретают навыки, необходимые для ускорении процесса труда;
5) высокая повторяемость производственных операций и устойчивая структура процессов труда создают благоприятные условия для нормирования труда, своевременного выявления непроизводительных затрат и их снижение;
6) использование специального оборудования и технологической позволяет повысить точность обработки, сократить численность персонала и повысить качество продукции.
2.2.3 Самофотография
Метод самофотографии заключается в том, что сам рабочий в течение определенного времени фиксирует перерывы в работе, указывает их причины и предлагает мероприятия по их устранению.
Основное преимущество метода самофотографии рабочего дня перед другими методам изучения использования рабочего времени в том, что он позволяет получить богатейшее разнообразие конкретных предложений рабочих по устранению причин внутрисменных простоев и улучшению организации труда.
Недостаток данного метода в том, что с его помощью фиксируют потери рабочего времени, обусловленные организационно-техническими причинами, то есть потери, не зависящие от работника.
В день проведения самофотографии потерь рабочего времени по вине рабочего, как правило, не бывает или рабочий их не фиксирует. Кроме того, правильно отмечая причину простоев, рабочих не всегда может определить, как лучше их устранить.
Самофотография может проводиться двумя способами:
-
непрерывное наблюдение ведется работником в форме дневника, в котором он последовательно фиксирует выполненные работы и текущее время окончания каждой из них; -
каждому работнику выдается наблюдательный лист, в который заранее вписан перечень его основных функций. Работник должен определить фактические затраты времени по каждой функции и проставить их величину в наблюдательный лист. При возникновении дополнительных функций, не предусмотренных в наблюдательном листке, они также должны быть отражены в нем.
Глава 3. МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА И МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ ВРЕМЕНИ, ВЫРАБОТКИ, НОРМАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
3.1 Методы нормирования труда и их классификация
Метод нормирования – это совокупность приемов по определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции
, по разработке нормативов и ном труда. Следовательно, метод нормирования содержит общие указания о способах решения задач, встающих перед нормировщиком, которых определяет затраты и результаты труда.
Методы нормирования отличаются друг от друга достоверностью норм труда и подходом к определению их величины. По достоверности методы нормирования можно разделить на интуитивные и статистические.
Величина норм, определенных интуитивным методом, представляет догадку, основанную на предшествующем опыте. Величины норм, определенные статистическим методом имеют своей базой математическую статистику, а именно теорию выборочного метода. В этом случае количественные значения норм труда достовернее, т.к. устанавливаются на основе определенной выборки.
По способу определения величины норм различают суммарный и аналитический методы. Каждый из этих методов имеет разновидности (рис. 3.1).
В качестве разновидностей суммарного метода выделяют: опытный, статистический, сравнительный (аналоговый), расценочный.
Опытный метод базируется на производственном опыте людей, поскольку нормы времени устанавливают нормировщик, начальник цеха или мастер. Такой способ субъективный и всегда ведет к ошибкам в определении затрат, необходимых для выполнения данной работы, т.к. точность зависит только от опыта и квалификации нормировщика, мастера, устанавливающих норму. Чаще всего нормы времени завышаются и не стимулируют рост производительности труда.
По машине
Ðèñ. 3.1. Ìåòîäû íîðìèðîâàíèÿ òðóäà
Ñòàòèñòè÷åñêèé ìåòîä – êîãäà íîðìû óñòàíàâëèâàþò íà îñíîâå ñòàòèñòè÷åñêèõ äàííûõ (ïî ïåðâè÷íîé äîêóìåíòàöèè, îò÷åòàì, çàïèñÿì) î ñðåäíèõ ôàêòè÷åñêèõ çàòðàòàõ òðóäà íà ýòó æå ðàáîòó â ïðîøëûå ïåðèîäû è ñâåäåíèÿ î âûïîëíåíèè íîðì âûðàáîòêè ðàáî÷èìè â òîò æå ïåðèîä. Íî è ñòàòèñòè÷åñêèå íîðìû ÷àñòî óñòàíàâëèâàþò ïðèáëèçèòåëüíî, ïîýòîìó ýòè íîðìû íå ìîáèëèçóþò ðàáî÷èõ è ñëóæàùèõ íà óñòðàíåíèå ïîòåðü ðàáî÷åãî âðåìåíè è ëó÷øåå èñïîëüçîâàíèå ïðîèçâîäñòâåííîãî ïîòåíöèàëà.
Ñóòü àíàëèòè÷åñêîãî ìåòîäà â òîì, ÷òî íîðìà óñòàíàâëèâàåòñÿ íà îñíîâå âñåñòîðîííåãî àíàëèçà è ôàêòè÷åñêîãî îñóùåñòâëåíèÿ òðóäîâîãî ïðîöåññà è îïðåäåëåíèÿ íàèáîëåå ðàöèîíàëüíûõ ìåòîäîâ âûïîëíåíèÿ êàæäîãî åãî ýëåìåíòà. Òàêèå íîðìû íàó÷íî îáîñíîâàííûå.
Àíàëèòè÷åñêèõ ìåòîä ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà âèäà: èññëåäîâàòåëüñêèé è ðàñ÷åòíûé.
Èññëåäîâàíèå çàòðàò âðåìåíè è îöåíêà èõ ðàöèîíàëüíîñòè ïðåäïîëàãàþò ïðîâåäåíèå ñïåöèàëüíûõ íàáëþäåíèé, à èññëåäîâàíèå ðåæèìîâ ðàáîòû îáîðóäîâàíèÿ – ïðîâåäåíèå ëàáîðàòîðíûõ ðàáîò.
Ýòà ðàçíîâèäíîñòü àíàëèòè÷åñêîãî ìåòîäà ïðèìåíÿåòñÿ:
-
êîãäà íåò óòâåðæäåííîãî òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà íà íîðìèðóåìûå îïåðàöèè (ðàáîòû) è îòñóòñòâóþò ðàçðàáîòàííûå íîðìàòèâû; -
ïðè îïðåäåëåíèè íîðì, òî÷íîñòü êîòîðûõ íå îáåñïå÷èâàåòñÿ ïðèìåíåíèåì íîðìàòèâîâ, ò.ê. îíè ðàçðàáàòûâàþòñÿ íà òèïîâûå îðãàíèçàöèîííî-òåõíè÷åñêèå óñëîâèÿ âûïîëíåíèÿ ðàáîò; -
ïðè ðàçðàáîòêå íîâûõ è êîððåêòèðîâêå äåéñòâóþùèõ íîðìàòèâîâ âðåìåíè íà îòäåëüíûå ñîñòàâíûå ÷àñòè íîðìû âðåìåíè; -
êîãäà óñëîâèÿ íà ïðîèçâîäñòâå ðåçêî îòëè÷àþòñÿ îò óñëîâèé, çàëîæåííûõ â íîðìàòèâàõ; -
äëÿ îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ íàïðÿæåííîñòè óñëîâíî-ïîñòîÿííûõ íîðì ïîñëå îòìåíû âðåìåííûõ íîðì.
Äëÿ óñòàíîâëåíèÿ íîðì íà îñíîâå ðàñ÷åòîâ íåîáõîäèìî ðàñïîëàãàòü øèðîêîé ñèñòåìîé íîðìàòèâíûõ ìàòåðèàëîâ. Ñóùíîñòü ýòîãî ñïîñîáà ñâîäèòñÿ ê ðàçðàáîòêå íåñêîëüêèõ âàðèàíòîâ ïðîöåññà ïðè ïîìîùè ïðèáîðîâ è ïåðñîíàëüíûõ ÝÂÌ è âûáîðó íàèëó÷øåãî èç íèõ ïî ýêîíîìè÷åñêîìó êðèòåðèþ ïðè ñòðîãîì ñîáëþäåíèè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ è ñîöèàëüíûõ îãðàíè÷åíèé.
Ðàñ÷åò ïî íîðìàòèâàì èìååò ðÿä ïðåèìóùåñòâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èññëåäîâàòåëüñêèì ìåòîäîì:
-
ðàñ÷åòíûé ìåòîä ïîçâîëÿåò íîðìèðîâùèêó óñòàíîâèòü íîðìû íà îñíîâå íîðìàòèâîâ, ÷òî èñêëþ÷àåò íåîáõîäèìîñòü èçó÷åíèÿ ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà ïóòåì íàáëþäåíèé íà ðàáî÷åì ìåñòå; -
ðàñ÷åòíûé ìåòîä ìåíåå òðóäîåìîê, ÷åì èññëåäîâàòåëüñêèé, ò.ê. íå òðåáóåò ïðîâåäåíèÿ ôîòîãðàôèè, õðîíîìåòðàæåé è äðóãèõ âèäîâ èçìåðåíèÿ è àíàëèçà çàòðàò òðóäà; -
îáåñïå÷èâàåòñÿ âîçìîæíîñòü ðàçðàáîòêè ðàâíîíàïðÿæåííûõ íîðì ïðè îäèíàêîâûõ îðãàíèçàöèîííî-òåõíè÷åñêèõ óñëîâèÿõ, à òàêæå åäèíîãî ïîäõîäà ê ðàñ÷ëåíåíèþ ðàáîòû íà ýëåìåíòû; -
ðàñ÷åòíûé ìåòîä ñïîñîáñòâóåò ðàñïðîñòðàíåíèþ ëó÷øåãî îïûòà, íàêîïëåííîãî íà ïðåäïðèÿòèÿõ îòðàñëè è íàðîäíîãî õîçÿéñòâà â öåëîì; -
ðàñ÷åòíûé ìåòîä äàåò âîçìîæíîñòü ðàññ÷èòàòü íîðìû âðåìåíè äî çàïóñêà èçäåëèÿ â ïðîèçâîäñòâî è èñõîäÿ èç íèõ îöåíèòü ïðîåêòèðóåìóþ îðãàíèçàöèþ ïðîèçâîäñòâà è òðóäà, à òàêæå îïðåäåëèòü ÷èñëåííîñòü è ñòðóêòóðó êàäðîâ.
3.2 Ñòðóêòóðà íîðìû âðåìåíè è ðàñ÷åò åå ýëåìåíòîâ
Ïîä ñòðóêòóðîé íîðìû âðåìåíè ïîíèìàåòñÿ ñîñòàâ çàòðàò ðàáî÷åãî âðåìåíè, íåîáõîäèìîãî äëÿ âûïîëíåíèÿ åäèíèöû ðàáîòû. Ñîñòàâ íîðìû âðåìåíè íà ðó÷íûå, ìàøèííî-ðó÷íûå è ìàøèííûå îïåðàöèè íà ïðàêòèêå îáû÷íî ðàññ÷èòûâàþòñÿ ïî ôîðìóëå:
(3.1.)
ãäå Òïò – âðåìÿ íåóñòðàíèìûõ ïåðåðûâîâ, ïðåäóñìîòðåííûõ òåõíîëîãèåé è îðãàíèçàöèåé ïðîèçâîäñòâåííîãî ïðîöåññà.
 çàâèñèìîñòè îò ôîðìèðîâàíèÿ çàòðàò âðåìåíè íà âûïîëíåíèå òåõíîëîãè÷åñêîé îïåðàöèè íîðìà âðåìåíè (Ò) èìååò òðè ðàçíîâèäíîñòè: íîðìà øòó÷íîãî âðåìåíè (Òøò), íîðìà îïåðàòèâíîãî âðåìåíè (Òîï), íîðìà íåïîëíîãî øòó÷íîãî âðåìåíè (Òíøò):
(3.2.)
ãäå Òîì – îñíîâíîå (ìàøèííîå) âðåìÿ íà îïåðàöèþ;
Òâí – âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ, íå ïåðåêðûâàåìîå îñíîâíûì, ìèí;
Òîáñ – âðåìÿ îðãàíèçàöèîííîãî è òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ ðàáî÷åãî ìåñòà, íå ïåðåêðûâàåìîå îñíîâíûì, ìèí;
Òîòë – âðåìÿ íà îòäûõ è ëè÷íûå íàäîáíîñòè ðàáî÷åãî.
Íåïîëíîå øòó÷íîå âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ ïî ôîðìóëå:
(3.3.)
Íîðìà îïåðàòèâíîãî âðåìåíè ðàâíà ñóììå îñíîâíîãî (ìàøèííîãî) âðåìåíè è âñïîìîãàòåëüíîãî íå ïåðåêðûâàåìîãî âðåìåíè:
(3.4.)
ãäå Òì-ñ – ñâîáîäíîå ìàøèííîå âðåìÿ, ò.å. âðåìÿ, â òå÷åíèå êîòîðîãî ñòàíîê ìîæåò ðàáîòàòü áåç êàêîãî-ëèáî ó÷àñòèÿ ðàáî÷èõ;
Òç – âðåìÿ çàíÿòîñòè ðàáî÷åãî-îïåðàòîðà, âêëþ÷àþùåå âðåìÿ ìàøèííî-ðó÷íîé ðàáîòû, âñïîìîãàòåëüíîå âðåìÿ, âðåìÿ ïåðåõîäîâ è âðåìÿ àêòèâíîãî íàáëþäåíèÿ çà õîäîì òåõíîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà.
 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîãî ïðîèçâîäñòâà îñíîâíîé ÷àñòüþ íîðìû øòó÷íîãî âðåìåíè ÿâëÿåòñÿ ìàøèííîå âðåìÿ, âåëè÷èíà êîòîðîãî îïðåäåëÿåòñÿ ðåæèìàìè ðàáîòû îáîðóäîâàíèÿ. Ìàøèííî-àâòîìàòè÷åñêîå âðåìÿ îïðåäåëÿåòñÿ:
(3.5.)
ãäå Òàõ – âðåìÿ àâòîìàòè÷åñêîãî õîëîñòîãî õîäà, ñâÿçàííîå ñ ïîäâîäàìè, îòâîäàìè èíñòðóìåíòà èëè äåòàëè, ïîâîðîòàìè äåòàëè è ò.ä.;
Òì – ñîáñòâåííî ìàøèííîå âðåìÿ.
Íîðìà øòó÷íîãî âðåìåíè ðàññ÷èòûâàåòñÿ íà îïåðàöèÿõ ñ íåçíà÷èòåëüíûì óäåëüíûì âåñîì ìàøèííîãî âðåìåíè ïî ôîðìóëå:
(3.6.)
è íà îïåðàöèÿõ ñ ïðåîáëàäàíèåì ìàøèííîãî âðåìåíè