Файл: Тема 2Действия должностных лиц го и рсчс при приведении органов управления и сил го и рсчс в готовность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Модуль 5
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
Тема № 2
«Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов
управления и сил ГО и РСЧС в готовность»
Содержание темы:
1. Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения их в готовность.
2. Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
3. Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
(ПУФ, Эвакуационной комиссии), руководителя органа управления ГО и
РСЧС, руководителей спасательных служб и НАСФ.
4. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Литература
1
:
1.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении».
2.Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
3.Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4.Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
5.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
6.Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении
Положения о гражданской обороне в РФ».
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019
№ 1297-53 «О порядке приведения в готовность гражданской обороны».
8.Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
9. Приказ МЧС РФ № 6с от 02.03.2020 г. «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность гражданской обороны, содержания мероприятий данных планов и сроков их выполнения».
1
Все нормативные и правовые документы рекомендуется использовать с учетом внесенных в них изменений и дополнений на момент обучения по данной теме

10.Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216-дсп «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».
11.Постановление Губернатора Тюменской области от 3.12.2008г. №107
«Об утверждении Положения об организации и ведении ГО в Тюменской области».
12. Постановление Губернатора Тюменской области от 23.10.2012 г. № 145
«Об утверждении положения о поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям в Тюменской области»
13.Методичекие рекомендации МЧС России от 26.06.2008 № 2-4-60-11-14
«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации».
14. Методические рекомендации МЧС России от 13.12.2012 № 2-4-87-30-14
«Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте
Российской
Федерации и муниципальном образовании».
Введение
Органы управления и силы ГО должны быть всегда готовы к выполнению возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей на соответствующей территории, при угрозе возникновения ЧС, или с началом военных конфликтов.
Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО и защиты населения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера.
Своевременное приведение в готовность сил и средств ГО (РСЧС) позволит в значительной степени снизить количество человеческих жертв и возможный материальный ущерб.
1. Понятие о готовности органов управления и сил ГО и РСЧС, степени
их готовности, порядок приведения их в готовность
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России). В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют

соответственно руководители органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций организуют и проводят мероприятия по гражданской обороне в пределах своих полномочий.
Законодательно определено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной,
являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы - органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы
- комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4) структурные подразделения
(работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Основными
функциями
органов
управления гражданской обороной Российской Федерации являются: предвидение опасностей, возникающих при военных конфликтах; заблаговременная подготовка органов управления, сил и средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне; планирование мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей; своевременное осуществление мероприятий и задач гражданской обороны.
Органы управления гражданской обороной играют главную роль в

защите населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в складывающихся условиях обстановки.
Основные требования к органам управления: оптимальное распределение управленческих функций в рамках конкретных структурных подразделений органов управления на всех уровнях с регламентацией информационного взаимодействия с учетом возложенных задач; нормативное правовое обеспечение в интересах оптимизации организационно-штатной структуры и функциональности органов управления; оптимизация структуры и функций органов управления в условиях развития и совершенствования системы управления; рациональное распределение ролей органов управления федерального, межрегионального, регионального, местного и объектового уровней в процессах предупреждения и реагирования, передача управленческих функций по реагированию в соответствующие органы управления в зависимости от уровня реагирования при выполнении мероприятий;
Готовность органов управления гражданской обороны и РСЧС, способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
Готовность достигается: укомплектованностью органов управления хорошо подготовленным личным составом, средствами связи и автоматизации, транспортом; четким планированием и умелой организацией перевода органов управления на режим работы военного времени; заблаговременной подготовкой лиц, предназначенных для пополнения органов управления; заблаговременным распределением личного состава по пунктам управления; всесторонней подготовкой мероприятий по развертыванию системы управления ГО; четкой организацией и бдительным несением повседневного оперативного дежурства.
Основные мероприятия по поддержанию и повышению готовности органов управления отражаются в планах приведения органов управления в готовность к действиям по предназначению.
Для органов управления ГОЧС, спасательных воинских формирований
МЧС России и организаций МЧС России установлены степени готовности к применению по предназначению в мирное время. Эта готовность может вводиться при любом режиме функционирования РСЧС, при этом органы управления, спасательные воинские формирования МЧС России и организации могут приводиться в готовность как в полном составе (по штатам мирного времени), так и меньшими силами в составе: оперативных групп, одного или нескольких воинских формирований, сводных мобильных отрядов, дежурных подразделений, дежурных смен и т.д.


Содержание мероприятий готовности к применению по предназначению: сбор личного состава; сбор и оценка данных об обстановке; перевод на усиленный режим работы штабов; перевод на казарменное положение; приведение в готовность; возврат оперативных групп и подразделений спасательных воинских формирований МЧС России с учений в пункты постоянной дислокации; уточнение расчётов по охране, организация взаимодействия; приведение в готовность к выходу техники, оборудования и снаряжения; загрузка запасов материальных средств; подготовка к выдвижению; уточнение задач по предназначению; построение колонн (при необходимости).
Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения
Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном
Президентом Российской Федерации.
К привлекаемым силам относятся: части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия; ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.); штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно- коммунальные службы и др.).
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ведомственные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы привлекаются для выполнения задач в области гражданской обороны по решению руководителей соответствующих уровней управления согласно Планам гражданской обороны и защиты населения, с учетом профессиональной подготовки.
Основными задачами сил гражданской обороны являются: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению
(загрязнению), санитарная обработка населения,

обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов; проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий; розыск пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении в лечебные учреждения; участие в выполнении других задач в области гражданской обороны.
Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ.
В мирное время к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решениями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях, могут привлекаться силы и средства гражданской обороны.
Главной задачей сил и средств гражданской обороны, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, является участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Управление силами гражданской обороны осуществляется теми органами управления, которые формируют привлекаемые силы.
Мероприятия по участию сил гражданской обороны в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций планируются заранее и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планах гражданской обороны и защиты населения.
В планах на основе прогноза возможных чрезвычайных ситуаций определяются те из них, для ликвидации которых могут потребоваться силы и средства гражданской обороны, порядок их привлечения, оповещения и выдвижения в районы чрезвычайных ситуаций.
К планам прилагаются карта с обозначением районов размещения сил и средств, маршрутов их выдвижения; данные об укомплектованности и оснащенности формирований и другие сведения.
Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации, может быть различным в зависимости от вида и масштаба ее, характера и объема решаемых задач, особенностей местных условий, наличия сил и средств.
Готовность сил и средств гражданской обороны, состояние сил и