Файл: Занятие проводится по следующей схеме Опрос студентов по теме предыдущего занятия, материалам лекций и по вопросам тестов и учебника, где преподаватель в пределах 57 минут проверяет исходный уровень знаний и умений к текущему занятию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Занятие проводится по следующей схеме:

1. Опрос студентов по теме предыдущего занятия, материалам лекций и по вопросам тестов и учебника, где преподаватель в пределах 5-7 минут проверяет исходный уровень знаний и умений к текущему занятию.

2. Демонстрация препаратов по теме занятия и объяснение методики их изучения.

3. Самостоятельное изучение студентами препаратов по теме занятия при активной консультации преподавателя.

4. Подведение итогов занятия.

5. Задание студентам на дом материала для самостоятельной подготовки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ И ТЕМЫ КУРСА

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»


  1. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

  • Остеология

  • Синдесмология

  • Миология

  1. СПЛАНХНОЛОГИЯ

  • Пищеварительная система

  • Дыхательная система

  • Мочеполовой аппарат

  • Эндокринная система и иммунные органы

  1. АНГИОЛОГИЯ

  • Сердце и кровеносные сосуды

  1. НЕВРОЛОГИЯ

  • Центральная нервная система

  • Периферическая нервная система:

    • Черепные нервы

    • Спинномозговые нервы

    • Вегетативная нервная система

  1. АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

  2. ЭСТЕЗИОЛОГИЯ

  3. ИСТОРИЯ АНАТОМИИ



СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Предлагаемые ситуационные задачи приближают теоретические знания по анатомии человека к запросам клиники, способствуют формированию клинического мышления у студентов. Все ситуационные задачи построены по единому принципу: каждая задача имеет кратко сформулированное условие, отражающее какие-либо конкретные факты или клиническую ситуацию. Ко всем задачам прилагается по два анатомических вопроса, ответы на которые основываются на условиях этой задачи.

Преподаватель оценивает знания студента по правильности и полноте ответа, и после опроса всех студентов группы в течение нескольких минут анализирует допущенные ошибки и дает пояснения по возникшим вопросам. На опрос всей группы по решению ситуационных задач обычно затрачивается не более 15-20 минут (при 8-12 студентах в группе).


Критерии оценок за решение ситуационных задач.

«5» – студент отвечает на оба вопроса верно, четко, конкретно, быстро и без каких-либо погрешностей.

«4» – студент отвечает на оба вопроса быстро, четко, конкретно, но допускает отдельные, непринципиальные погрешности.

«3» – студент отвечает на оба вопроса принципиально правильно, но путается в ответах или нуждается в дополнительных (наводящих) вопросах преподавателя.

«2» – студент не знает ответа хотя бы на один из вопросов.

При самоподготовке к очередному отчетному занятию, для осмысления изученного материала, а также формирования умения быстро связывать анатомические знания с клиническими вариантами, студентам рекомендуется еще раз просмотреть, проработать все задачи по соответствующим темам.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

ОСТЕОЛОГИЯ.

1. Определяя химический состав кости с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.

  1. Каково процентное содержание органических и неорганических веществ в костях у живого человека?

  2. Как называются органические вещества мацерированной кости?

2. Демонстрируя на лекции малоберцовую кость, подвергшуюся специальной обработке (кислотой), лектор продемонстрировал ее гибкость.

  1. Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее упругость и эластичность?

  2. При преобладании каких веществ (органических или неорганических) кость становится хрупкой и ломкой?

3. При травматическом повреждении головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков внутренней ее пластинки, которые могут повредить твердую оболочку головного мозга.

  1. Как называется эта пластинка?

  2. Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?

4. На экзамене по анатомии у студента вызвал затруднение вопрос об источниках роста трубчатых костей в толщину и длину.

  1. За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости в местах ее перелома?

  2. За счет чего растет трубчатая кость в длину?


5. При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенных 1-м поясничным позвонком.

  1. Как называются эти добавочные ребра?

  2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?

6. На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение 1-го шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех. сопровождающееся увеличением числа поясничных позвонков.

  1. Как называется сращение атланта с черепом?

  2. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.

7. При рентгеноскопическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками (хрящами) крестцовых позвонков.

  1. О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?

  2. Как называется такой вид соединений в крестцовом отделе позвоночного столба, как это имеется у мальчика?

8. Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.

  1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?

  2. О каких особенностях строения и развития грудины свидетельствует раздвоенность мечевидного отростка, и даже наличие (иногда) врожденного отверстия в грудине?

9. При кровотечении в области головы в экстренной ситуации его удалось временно уменьшить, прижав сонную артерию к «сонному» бугорку.

  1. Где конкретно расположен этот бугорок?

  2. Какой особый признак имеют поперечные отростки шейных позвонков?

10. Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.

  1. Перечислите отверстия, находящиеся в большом крыле клиновидной кости?

  2. Как эти отверстия расположены друг относительно друга?

11. Осмотр трупа человека показал, что причиной смерти явилось воспалительное поражение мозговых оболочек, как следствие распространения гнойного процесса в полость черепа из затылочной области через расположенный в этой области венозный выпускник (канал).


  1. Как называется этот канал?

  2. На дне какой черепной ямки открывается отверстие этого канала внутри черепа? Где он открывается на наружной поверхности затылочной кости?

12. Рассматривая внутреннюю поверхность теменной кости, можно видеть характерные особенности рельефа: наличие древовидно разветвленных борозд и ямочек различного размера вдоль сагиттального края кости.

1. Как называются эти борозды и ямочки?

2. Укажите, какие структуры прилежат к этим анатомическим образованиям?

13. Одной из возможных травм у боксеров является перелом скуловой дуги.

  1. Назовите отростки скуловой и височной костей, образующие скуловую дугу?

  2. Укажите название ямки, которую с латеральной стороны ограничивает скуловая дуга?

14. Гнойный процесс ячеек решетчатой кости (этмоидит) вследствие отсутствия своевременного надлежащего лечения разрушил тонкую пластинку-часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.

  1. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?

  2. В какой стенке глазницы эта костная пластинка располагается Какие еще кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?

15. Известна сложность рельефа пирамиды височной кости, связанная как с особенностями ее функции, так и с многообразием анатомических образований, расположенных в этой зоне. В связи с этим укажите:

  1. Как называется ямочка, расположенная на вершине гребешка. отделяющего яремную ямку от наружного отверстия сонного канала? Какое анатомическое образование у человека располагается в этой ямочке?

  2. Какие анатомические структуры височной кости участвуют в образовании височно-нижнечелюстного сустава?

16. Частым заболеванием является воспаление полостей сосцевидного отростка височной кости (мастоидит), которое грозит серьезными осложнениями

  1. Как называется самая крупная полость сосцевидного отростка?

  2. Где располагается эта полость по отношению к барабанной полости?

17. При воспалительных заболеваниях глотки (в отсутствии медицинской помощи) гнойный процесс может перейти в барабанную полость (через слуховую трубу).

  1. На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы?

  2. Какой еще полуканал имеется над полуканалом слуховой трубы? Частями какого канала височной кости являются вышеупомянутые полуканалы?

18. Сложность внутренней конструкции пирамиды височной кости во многом определяется наличием многочленных каналов и канальцев, в которых расположены различные сосуды и нервы и др.
Вспомнив строение височной кости, укажите, какие анатомические области соединяют между собой:

1. Сонно-барабанные канальцы?

2. Канал лицевого нерва?

19. В клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.

1. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается верхнечелюстная (гайморова) пазуха?

2. Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?

20. При поражении верхних отделов передней поверхности тела верхнечелюстной кости (в зоне расположенного здесь отверстия) возможно повреждение проходящего через него нерва и поэтому нарушение иннервации верхней губы, крыла носа и др.

1. Как это отверстие называется?

2. Какой канал заканчивается этим отверстием? В какую борозду переходит задняя часть этого канала?

21. Значительные неудобства (нарушения дыхания и др.) приносят выраженные искривления носовой перегородки, часто требующие хирургического вмешательства.

1. Перечислите кости, образующие перегородку носа.

2. Как называются отверстия в задней части полости носа, которые разделяет перегородка носа? Какие кости участвуют в образовании верхней и нижней стенок этих отверстий?

22. При травме в области переносицы часто нарушается целостность носовых костей и, следовательно, костной спинки носа.

1. Укажите, с какими другими костями граничат носовые кости?

2. Как называется борозда, расположенная на задней поверхности носовой кости?

23. При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травма, заболевание) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.

1. Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы.

2. Какой канал, идущий из глазницы в полость носа может быть поврежден при травме?

24. Известным признаком, используемым в криминалистике, археологии и др., позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.

1. Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?

2. Какие изменения происходят с зубными альвеолами при потере постоянных зубов?

25. При судебно-медицинском исследовании трупа человека отмечено наличие перелома затылочной кости по наивысшей выйной линии.

1. Укажите, какая часть черепа при этом повреждается: свод или основание черепа?