Файл: Занятие проводится по следующей схеме Опрос студентов по теме предыдущего занятия, материалам лекций и по вопросам тестов и учебника, где преподаватель в пределах 57 минут проверяет исходный уровень знаний и умений к текущему занятию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Назовите анатомические образования, через которые проходит граница между сводом и основанием черепа на наружной его поверхности. Как определяется граница между сводом и основанием черепа на внутренней поверхности черепа?

26. Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим, укажите:

1. Какие кости ограничивают рваное отверстие?

2. Почему это отверстие получило такое название?

27. Перелом основания черепа в области задней черепной ямки привел к тяжелым последствиям.

1. Назовите все кости (их части), участвующие в образовании этой ямки, а также все отверстия, открывающиеся в эту ямку.

2. Какие анатомические образования формируют границу между сводом и внутренним основанием черепа в области задней черепной ямки?

28. Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) появляются прозрачные выделения из носа вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью.

1. Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?

2. Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?

29. При отсутствии соответствующего лечения воспалительный процесс из глазницы может перейти в область крыловидно-нёбной и подвисочной ямок.

1. Какая анатомическая щель сообщает указанные области? В каком месте глазницы эта щель располагается?

2. Какими костями эта щель ограничена?

30. При рентгеновском исследовании черепа в передней проекции по бокам от полости носа, под глазницами, всегда выделяются темные участки (“просветления”).

1. Какому анатомическому образованию эти участки соответствуют?

2.Где (у какой кости, костей) это образование имеется и сообщается ли оно с другими полостями черепа?

31. При рентгеновском исследовании выявлены некоторые нетипичные особенности строения черепа: наличие узкого канала в центре турецкого седла.

1. Как называется этот канал?

2. Несращение каких анатомических образований приводит к формированию этого канала?

32. На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на некоторую нетипичность строения черепа. Она заключалась в наличие треугольной кости в верхних отделах затылочной области, а также продольную щель в области твердого неба (“волчья пасть”).


1. Как называется эта добавочная кость?

2. С несращением каких анатомических структур связано наличие “волчьей пасти”?

33. Отвечая на экзамене на вопрос о развитии костей конечностей, студент допустил ошибки. Назовите:

1. Единственную кость конечности, развивающуюся непосредственно на основе соединительной ткани.

2. Какие трубчатые кости называют моноэпифизарными и почему?

34. Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например, в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте.

1. Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точки окостенения.

2. Сколько стадий развития проходят эти кости?

35. При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.

1. Как называется этот уплощенный конец (эпифиз) малоберцовой

кости?

2. В образовании какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?
СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

36. При рентгеновском исследовании височно-нижнечелюстного сустава (боковая проекция) при закрытом рте на снимке выявили следующее. Нижнечелюстная ямка имеет вид углубления, рядом выступает суставной бугорок. Рентгеновская щель хорошо контурирована, по краям шире, чем посредине.

  1. 1. Соответствуют ли указанные признаки нормальной картине. Если нет, то почему?

  2. В чем особенность строения височно - нижнечелюстного сустава, отличающегося от большинства других суставов?

37. При изготовлении анатомического препарата соединений позвоночника на нефиксированном материале (без действия формалина и др. фиксаторов) между дугами смежных позвонков имеется желтого цвета ткань.

1. Как называются связки, образованные этой тканью?

2. Какими механическими свойствами обладают эти связки?

38. При обследовании новорожденного отмечается отсутствие

физиологических изгибов (лордозов, кифозов) позвоночника, который имеет вид выгнутой кзади дуги.

1. Как расценить указанные факты (отсутствие изгибов) — как норму или патологию?

2. Укажите, как часто встречается аортальный сколиоз? На уровне каких позвонков он располагается?

39. Антропометрические исследования населения показали, что в старости рост (высота) человека обычно несколько уменьшается.

1. Какие изменения в старческом возрасте происходят с позвоночником и приводят к его укорочению?

2. Какие еще старческие изменения опорно-двигательного аппарата приводят к уменьшению роста человека?



40. Известно, что позвоночный столб может выполнять разнообразные и обширные движения. Дайте ответ на следующие вопросы.

1. Какая связка, напрягаясь, ограничивает разгибание позвоночника?


2.Как изменяется толщина межпозвоночных дисков при этом движении позвоночника?

41. Известно, что объем движений в каждом из отделов позвоночного столба неодинаков. Назовите:

1. Причины высокой подвижности шейного отдела и амплитуду возможных движений в шейном отделе.

2.Причины низкой подвижности грудного отдела и амплитуду возможных движений в грудном отделе.

42. При обследовании в поликлинике у мужчины отметили брахиморфный тип телосложения.

1. Как называется форма грудной клетки, характерная для людей этого типа телосложения?

2. Перечислите признаки, свойственные для грудной клетки этой формы?

43. Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.

1. Укажите, как изменяются в старости форма и размеры грудной клетки?

2. Назовите две возможные причины этих изменений.

44. Рентгеноскопическое исследование плечевого сустава (в задней проекции, конечность вытянута вдоль туловища) показало, что рентгеновская щель имеет дугообразный характер. Нижне-медиальная часть головки плечевой кости находится под нижним краем суставной впадины лопатки.

1. Соответствуют ли указанные признаки норме? Если нет, то в чем?

2. Какие анатомические образования тормозят отведение верхней конечности выше

горизонтального уровня?

45. При запущенном гнойном воспалении локтевого сустава возможно расплавление и прорыв его капсулы. Укажите:

1. Наиболее слабую область капсулы у локтевого сустава?

2. Наиболее прочную область капсулы.

46. Известно, что при сгибании предплечья в локтевом суставе происходит небольшое отклонение предплечья в медиальную сторону. Поэтому кисть ложится не на плечевой сустав, а на грудь.

1. Укажите причины этого факта.

2. Каков размах сгибания-разгибания предплечья в локтевом суставе?

47. При травматическом повреждении кисти диагностировали отрыв от локтевой кости суставного диска, расположенного в области дистального лучелоктевого сустава.

1. Между какими анатомическими образованиями натянут (прикреплен) этот диск?

2. Как называется проксимально направленное выпячивание суставной капсулы у дистального лучелоктевого сустава?

48. При рентгеновском исследовании у мужчины 37 лет, жалующегося на боли в области кисти, была отмечена широкая рентгеновская суставная щель в области лучезапястного сустава, у медиального края запястья.


1. Является ли указанная суставная щель нормой? Если да, то с чем это связано.

2. Какие две кости запястья в норме полностью накладываются друг на друга на рентгеновском снимке в переднезадней проекции?

49. На экзамене студент не смог назвать правильно особенности конструкции лобкового симфиза. Назовите:

1. Половые отличия лобкового симфиза.

2. Имеются ли различия в величине и форме подлобкового угла у мужчин и женщин? Если да, то какие?

50. Для определения топографии прямой кишки, мочевого пузыря, матки и других органов необходимо четкое знание границы между большим и малым тазом (пограничная линия).

1. Через какие анатомические образования проходит эта линия?

2. Как называется и какими костями ограничен выход из малого таза?

51. Для предсказания течения родов у женщины определили размеры и форму таза. Согласно полученным данным, истинная (гинекологическая) коньюгата составила 10 см., прямой размер выхода из полости малого таза – 9,5 см.

1. Назовите нормативы этих размеров.

2. Укажите анатомические точки, между которыми проводят эти измерения.

52. При обследовании по причине болей в области правого коленного сустава у мужчины обнаружили воспаление поднадколенниковой сумки (бурсит).

  1. Между какими анатомическими образованиями располагается эта сумка?

  2. Какие еще синовиальные сумки в области коленного сустава Вам известны?

53. У пациента при рентгеноскопии обнаружен вывих в плечевом суставе, головка плечевой кости ушла вниз из суставной ямки лопатки.

  1. В связи с какими особенностями строения плечевого сустава головка плечевой кости при вывихе уходит вниз?

  2. Опишите строение плечевого сустава, назовите его суставные поверхности и связки.

54. Молодые родители обратились с консультацией, беспокоясь, что их ребенок (в возрасте 1 года) ставит стопу не на всю подошву, а лишь на ее латеральный край.

  1. В связи с какими особенностями строения суставов стопы может быть такое положение стопы у детей этого возраста?

  2. Назовите пассивные затяжки продольных сводов стопы. Какой продольный свод является наиболее высоким и длинным, какой наиболее низким и коротким?

55. Хирурги (травматологи) знают, что после перерезки одной из связок поперечного сустава предплюсны сустав легко расчленяется, нарушается целостность стопы.