Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 343
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения АООП предметной области
«Технология» включают освоенные обучающимися знания, умения и навыки, специфичные для каждого направления профильного труда и готовность их применения в дальнейшем. Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями АООП предметной области «Технология» определяет два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ведущим видом учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является трудовая деятельность в полном цикле от постановки трудовой задачи до внедрения результата. Именно такая деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющим для обучающегося с умственной отсталостью ценность и личностный смысл, влияющая как на коррекцию его возможностей, так и на формирование его способностей.
Предметная область «Технология» способствует получению обучающимися с умственной отсталостью первоначальной профильной трудовой подготовки, формированию трудовых умений и навыков, а также мотивов, способствующих правильному профессиональному самоопределению с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. На этапе реализации данной предметной области положительно мотивационное отношение к трудовой деятельности - основное условие эффективности коррекционной работы, позволяющее
11 активизировать умственную деятельность обучающихся с интеллектуальными нарушениями. И происходит это через включение обучающихся в специально организованную образовательно-развивающую среду.
Практико-ориентированная направленность содержания предметной области «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении предметов математики, окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка и чтения, биологии и позволяет их реализовать в практической деятельности обучающихся.
Решение задач учебного предмета «Профильный труд» способствуют как их реализации в пространстве социума, развивая социально ценные качества личности обучающегося, обучая их обязательному общественно- полезному труду, так и подготавливает их к выполнению жизненно необходимых и доступных видов труда (дома, в семье), расширяя знания и кругозор о материальной культуре, как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека. В процессе знакомства обучающихся с ролью человека-труженика в современном обществе происходит формирование конкретных трудовых умений и навыков, практическое их совершенствование в различных профилях трудового обучения. Большое значение имеют материально-технические условия образовательной организации, ее мотивирующая образовательная среда, а также возможности дальнейшего продолжения обучения в условиях востребованности трудовых профилей в регионе. Это может быть столярное дело, слесарное дело, швейное дело, поварское дело, сельскохозяйственный труд, переплетно- картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство и другие профили.
Реализация предметной области «Технология» способствует решению ряда коррекционных задач в процессе обучения: коррекции и развития познавательных психических функций, умственной деятельности, сенсорных
12 процессов, регулятивной функции деятельности, формирование информационной грамотности и коммуникативной культуры.
Предметная область
«Технология» способствует развитию созидательных неиссякаемых резервов возможностей личности, творческих способностей обучающегося с интеллектуальными нарушениями так значимых для социализации и интеграции в общество.
2.
Особые
образовательные
потребности
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями в освоении предметной области
«Технология», подходы к ее реализации.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями имеют разный уровень знаний, умений и навыков в учебной деятельности, что в предметной области «Технология» сказывается на трудовых возможностях и степени самостоятельности. Поэтому в образовательной организации по профилю трудового обучения создается насыщенная предметно-образовательная среда для реализации особых образовательных потребностей, обусловленных возможностями психофизического развития каждого ученика.
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерны следующие специфические образовательные потребности в освоении предметной области «Технология»:
• обеспечение доступности структуры и содержания учебного материала;
• использование специальных методов и приемов обучения, облегчающих усвоение учебного материала: грамотное сочетание словесного и наглядного методов с широкой опорой на доступную наглядность; использование предметно-практической деятельности при формировании абстрактных понятий; метод «малых порций»; включение стимулирующих методов; игровых приемов, использование памяток и инструкционных карт и др.;
13
• увеличение количества времени на изучение сложных разделов и тем, количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;
• коррекция и развитие психических процессов;
• формирование учебных умений;
• развитие мотивации к обучению и познавательных интересов;
• включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений;
• необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
• формирование социальной компетентности;
• охранительный режим.
Обеспечение доступности структуры и содержания учебного материала, формирование учебных умений
Содержание обучения предметной области «Технология» адаптируется с учетом психофизиологических возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, что отражается в календарно- тематическом планировании адаптированной рабочей программы по профильному труду. Педагог, исходя из уровня подготовленности обучающихся, вправе менять и корректировать содержание темы урока. При этом, может увеличивать количество времени на изучение темы, упрощать или усложнять задания и инструкции к ним; дополнять инструкцию наводящими вопросами и комментариями и др.
Например, на уроках «Технологии» подача учебного материала по теме
«Виды швов» осуществляется с использованием технологической и предметной карты, где каждый этап выполнения шва разбит на более мелкие операции с подробным словесным и наглядным описанием каждого действия. Изложение теоретического материал на уроках «Технологии» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями обязательно
14 сопровождается показом мультимедийных презентаций, фрагментов видеофильмов, демонстрацией таблиц, схем, чертежей и рисунков, поясняющих учебный материал.
Программный материал строится на основе концентрического принципа размещения материала, когда похожие темы предлагаются к изучению в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений о предмете изучения на основе принципа «от простого к сложному».
Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала
На уроках «Технологии» используется разнообразные методы и приемы, включая наглядные, практические, словесные. В каждом конкретном случае, с учетом темы урока, учитель подбирает наиболее оптимальные демонстрационные пособия. Так, например, на уроках
«Швейного дела» обязательно составляется план изготовления изделия с опорой на технологическую карту. На рабочее место обучающихся выкладывается изделие-образец, которое по всем своим качествам соответствует требованиям к результату труда обучающихся. Кроме того, в качестве демонстрации используются образцы выполнения отдельных узлов изделия: обработка воротника, обработка карманов, обработка низа изделия.
Для изучения темы «Свойства тканей» применяется демонстрация опытов и организация лабораторных работ. Швейные машины и инструменты, находящиеся в мастерской, так же служат наглядными средствами при объяснении теоретического материала. На уроках «Столярного дела» средствами наглядности и практического образца служит показ приемов работы. Педагог объясняет назначение приема и демонстрирует его выполнение: в замедленном темпе, с объяснением и разъяснениями наиболее сложных технологических моментов. Затем прием выполняется в рабочем темпе. Для закрепления и контроля усвоения прием технологического действия повторяют несколько обучающихся, после чего оценивается
15 правильность выполнения: учитель словом комментирует результат, помогает обучающимся озвучить оценку и результат выполнения. При изучении темы «Продукты питания», профиль «Поварское дело», используются продукты: крупы, соль, сахар, фрукты, овощи, при работе с которыми у обучающихся формируется чувствительность и развиваются разные виды восприятий продуктов, а затем представления и образы о них на этой основе. При этом обучающиеся сами щупают, пробуют на вкус и пр., что улучшает восприятие, уточняет их представления об изучаемых объектах в рамках изучаемой темы урока. Для усвоения темы «Сервировка стола»,
«Уход за посудой» используются натуральные предметы столовой посуды.
Увеличение количества времени на изучение сложных разделов, тем и количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала
Подготовка к усвоению наиболее сложных разделов программы ведётся путём поэтапности и развёрнутости содержания программного материала, дополнительной информации к теме урока, предметно- практических заданий, выполняемых как с помощью учителя, так и самостоятельно во время урока. Овладение новыми умениями происходит на базе ранее сформированных.
Так на каждом уроке по трудовому профилю «Швейное дело» необходимость закрепления полученных знаний вызвана тем, что освоение швейных операций в каждом последующем классе идет как усовершенствование сформированных умений: проведение влажно-тепловой обработки изделий, сметывание детали изделия, стачивание их на швейной машинке, настройку и наладка швейной машинки. Для профессий агропромышленного комплекса это - обработка почвы, подготовка семян к посеву, посев, уход за посадками, уборка урожая и т.д.
16
Коррекция и развитие психических процессов; включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений
Основная коррекционная задача уроков предметной области
«Технология» – это развитие всех психических процессов через формирование учебной деятельности, конкретных трудовых умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации в коллективе сверстников. Каждое задание, выполняемое обучающимся в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно- пространственного и тактильного восприятия, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления, моторики, развитию личности обучающегося, его потенциальных возможностей и способностей.
На уроках профильного труда «Поварское дело» обучающимся предлагается выполнять разнообразные виды заданий: нарисовать рисунок
«Сервировка стола к завтраку», выполнить аппликацию «Современная бытовая техника», изготовить бусы из макаронных изделий, собрать мозаику или пазлы с изображением предмета по изучаемой теме. Коррекционная деятельность осуществляется через дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Четвертый лишний", "Посмотри и запомни", "Чего не стало?", "Что изменилось?" и т.п. На уроках по профилю
«Столярное дело» обучающимся предлагаются задания, в которых надо расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения, или собрать из определенного набора букв названия различных инструментов, или разгадать кроссворд и т.д.
Развитие мотивации к обучению и познавательных интересов
Важное значение в трудовой подготовке имеет формирование интереса к трудовому обучению, положительной мотивации, возможность применить
17 сформированные трудовые умения и навыки непосредственно в практической ситуации.
Например, выполнить ремонт одежды для себя или членов своей семьи, изготовить текстильное украшение для интерьера своей комнаты, приготовить дома горячие бутерброды. Положительная мотивация к трудовой деятельности формируется на основе объяснения обучающимся функциональности и места конкретного предмета или изделия в жизни человека, например, фартук позволяет сохранять чистой одежду в процессе приготовления блюд, или табурет - на нем сидят, и он может пригодится в доме, на кухне и т.д. Важно, чтобы каждый обучающийся после урока осознал значимость предмета в своем личном опыте, проявил заинтересованность в его изготовлении, в использовании для личных или коллективных целей. Все это создает положительную установку на дальнейшее обучение и положительную мотивационную перспективу к овладению трудовыми умениями в изучаемом направлении. Для успешного обучения важно, чтобы обучающийся с интеллектуальными нарушениями субъективно встал в позиции «я могу», «я успешен», «я хороший», «я все понимаю».
Ежегодно в образовательной организации проходят конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии» и «Абилимпикс», которые так же мотивируют обучающихся, дают возможность проявить себя и поверить в свои силы, формируют умения оценивать социальную значимость процесса и результатов своего труда, расширяют сотрудничество обучающегося и педагога. Для развития познавательных способностей обучающихся, обогащения их социального опыта, проводятся экскурсии на различные предприятия, магазины, объекты общественного питания.
Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Определенное количество понятий и слов удается закрепить