Файл: Методические рекомендации по разработке и реализации программ предметной области.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 346

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
Учебная игра направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает обучающимся осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет обучающихся считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности.
К базовым принципам учебной игры относятся моделирование – наложение реальных ситуаций на игру. Например: «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование», «Температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.», «Найди ошибку», «Вставь пропущенное слово», «Узелок на память», заполнение оценочных листов
(самоконтроль, взаимоконтроль) и др. Наличие проблемы – обучающиеся должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.
Ролевая игра, смысл которой заключается в том, что обучающиеся
«берут» на себя конкретную роль в соответствии с условиями игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета. Ролевые игры усиливают рефлексию обучающихся, улучшают понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространённых ошибок, совершаемых в реальных ситуациях. Пример: «Мы-повара», пекарня
«Сластёна». «Кулинарный поединок», магазин «Продукты», кафе
«Приятного аппетита».
Метод опережающего обучения предполагает, что учебный материал усваивается в три этапа:
• предварительное введение первых порций будущих знаний.
Пример: «Овощи- виды, формы, применение в кулинарии» (ароматические овощи, букет зелени, шинковка и т.д.);
• уточнение новых понятий, их обобщение, применение;

30
• развитие осознанных приёмов учебных действий: формы нарезки; простые формы нарезки; сложные формы нарезки. При практическом выполнении полученных знаний используется комментирование, проговаривание того, что обучающийся выполняет; использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли обучающегося («Приготовление винегрета»
Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свою подачу информации (с опорой на помощь учителя). При изучении темы «Крупы. Виды и свойства круп. Использование круп в кулинарии. Полезные свойства каш». Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.
Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей обучающимся и ознакомления их с социальными, культурными традициями и правилами. В процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции. Положительные характеристики ценностной ориентировки – это её содействие адаптации обучающихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности. Например:
«Традиции русской кухни и русского гостеприимства», «Каша – здоровье наше», «О посуде древней Руси»
Метод кейс-стади или метод разбора конкретных ситуаций основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.
Использовать данный метод можно лишь в том случае, если все участники компетентны в изучаемой области. Можно организовать обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у обучающихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию. Например, «Блюда из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку,


31 в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Практическая работа «Варка яиц всмятку, в «мешочек», вкрутую». Дегустация. Оценка качества.
Коучинг(наставничество) представляет собой взаимодействие более опытных обучающихся с менее опытными. Процесс коучинга полезен тем, что введение обучающихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышает их мотивацию, способствует развитию познавательного интереса, формированию уникальных умений и навыков. В процессе наставничества выделяются пять основных стадий обучения, которые в практике описаны следующим образом: «Я расскажу, а ты послушай»; «Я покажу, а ты посмотри»; «Сделаем вместе»; «Сделай сам, а я подскажу»; «Сделай сам и расскажи, что ты сделал». Процесс наставничества контролируется учителем.
Что же приобретают обучаемый, наставник и класс в целом от данной формы обучения? В рамках системы наставничества взаимоотношения
«наставник - обучаемый» могут оказывать положительное воздействие на такие качества обеих сторон, как уверенность в себе, самоуважение, особенно по мере повышения профессионального уровня развития и способностей обучаемого. Обучаемый ощущает постоянную поддержку наставника, анализирует
Действие по образцу. Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают её на практике.
Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики обучающихся. Выполняя действия по образцу необходимо достичь автоматизма правильности действий. О правильности действий, в свою очередь, могут говорить комментарии педагогов, а также ощущения обучающихся, получаемые ими посредством органов чувств и переживаний.

32
Работа в парах. Исходя из требований метода парной работы, один обучающийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.
Работа в парах хороша тем, что позволяет обучающемуся получить оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков. Кроме того, развиваются навыки коммуникации. Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнёров.
Проектэто метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний и умений. В ходе выполнения проекта обучающиеся собирают необходимую информацию, классифицируют ее, строят целостную картину применения художественного творчества в области профессионального труда
– в работе повара, кондитера и т.д. Проекты позволяют формировать конкурентоспособные компетенции, например, коммуникативные - способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу и т.д.
Эвристический (метод придумывания», «Если бы …»). Данный метод называется техникой «микрооткрытий». Перед обучающимся ставятся последовательные вопросы и решение каждого из них представляет собой достижение определённой цели. В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности. Например, конкурсы: «Лакомый кусочек»; конкурс «Весёлый бутерброд», «Кулинарных рецептов», конкурс
«Кулинарный шедевр» и др.


33
Поведенческое моделированиеэто относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения между обучающимися и педагогом и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках практических занятий, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Учит конкретным умениям и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги: предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала); профессионального поведения, которое предлагается освоить, в большинстве случаев это учитель, который ведёт урок; практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель» и т.п.
Кейс-методиспользует учитель «Технологии», который погружает обучающихся в определенную ситуацию. Обучающиеся в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке
(текст, словарь, дополнительная литература, компьютер). Например, из предложенных блюд (рецептов) выбрать блюд русской кухни и составить меню праздничного обеда.
4.
Специальные условия обучения предмету «Технология»
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Организация образовательного процесса по реализации предметной области «Технология» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует наличие у учителя соответствующей квалификации. Учитель должен иметь:
• высшее педагогическое образование по преподаваемому предмету (трудовому профилю) и переподготовку по специальности
«Олигофренопедагогика»;

34
• высшее педагогическое образование по специальности
«Олигофренопедагогика» и переподготовку по преподаваемому предмету
(трудовому профилю).
Учитель, реализующий образовательные программы предметной области «Технология», должен своевременно, не реже чем один раз в три года, проходить курсы повышения квалификации по предметной направленности.
Учитель, реализующий программы предметной области «Технология», должен знать: требования ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); программы и учебники по предмету «Профильный труд», отвечающие положениям ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). А так же перспективные направления развития современной кулинарии, швейного дела, строительного дела, обработки древесины и металла, технологий создания изделий; рабочую программу по преподаваемому учебному предмету и методику обучения профильному труду; использовать специальные методы и приемы обучения трудовым умениям в соответствии с актуальным уровнем познавательного развития обучающегося с умственной отсталостью; требования к оснащению и оборудованию учебных мастерских; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; физиологию и психологию обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Для успешного освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) программы предметной области
«Технология» в образовательном учреждении необходимо:
• создать образовательную среду для реализации адаптированных рабочих программ; обеспечить функционирование мастерских различного трудового профиля: ручного труда, швейного дела, столярного дела, строительного дела, поварского дела, слесарного дела, профессий


35 агропромышленного комплекса и других, в зависимости от выбора образовательной организации.
Мастерские могут располагаться непосредственно в здании школы, либо в отдельном здании на любом этаже. Для более качественного проведения уроков технологии в мастерских профильного труда должно быть предусмотрено зонирование пространства: учебная зона, зона выполнения практических работ, зона отдыха;
• придерживаться временного режима обучения предметной области «Технология» (учебная неделя), которая устанавливается в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, разработанного в соответствии с ФГОС О УО (ИН) (5-6 класс - 6 часов в неделю, 7 класс – 7часов, 8-9 класс – 8 часов), а также локальными актами образовательной организации;
• иметь современное материально-техническое обеспечение мастерских предметной области «Технология». Автоматизированное рабочее место учителя, которое включает в себя: ноутбук с программным обеспечением; интерактивную доску; документ-камеру; многофункциональное устройство; проектор.
Оснащение мастерских по предметной области «Технология»: профиль «Швейное дело» - инструментами, материалами, демонстрационными материалами, швейными машинами, оверлоками, комплексами влажно-тепловой обработки изделий; профиль «Столярное дело», «Слесарное дело» - инструментами, материалами, демонстрационными материалами, верстаками для работ по дереву и металлу, станками для деревообработки и металлообработки изделий; профиль «Поварское дело» - инструментами, демонстрационными материалами, кухонной посудой и столовыми приборами, плитами, посудомоечной машиной, бытовой техникой;

36 профиль «Строительное дело» - инструментами, материалами, демонстрационными материалами, макетами стен для проведения штукатурно-малярных работ; профессии агропромышленного комплекса - инструментами, материалами, демонстрационными материалами, теплицей, приспособлениями для выращивания рассады.
• организовать методическую помощь учителям предметной области «Технология», по использованию современных инновационных методов обучения и применению в обучении проектно-исследовательской деятельности;
• обеспечить наличие в библиотеке образовательного учреждения учебников и учебно-методических пособий, рекомендуемых для реализации предметной области «Технология», в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию Министерством образования
Российской Федерации.
Для эффективного профессионального самоопределения обучающихся по выбранному трудовому профилю образовательная организация может вести обучение предметной области «Технология» по модульному принципу:

5-
6 класс – пропедевтический модуль (обучающиеся получают в период освоения модуля технологические знания по всем трудовым профилям образовательного учреждения (кроме обучающихся с ТМНР));

7-
8 класс - предпрофильный модуль (с обучающимися проводится системная подготовительная предпрофессиональная работа для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения):

9 класс - профильный модуль (оттачивание теоретических и практических навыков по выбранному трудовому профилю).
Для формирования у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) технологических навыков необходимо


37 создать модель непрерывного обучения выбранному профилю, соединив профориентационную работу и профильный труд.
Для этого необходимо:
• провести анализ рабочих профессий, востребованных на рынке труда в регионе проживания обучающихся, по которым возможно трудоустройство выпускников;
• провести мониторинг возможностей обучения выпускников с интеллектуальными нарушениями после окончания образовательной организации обучающимися в СПО по выбранному трудовому профилю;
• заключить договора о сетевом взаимодействии между школой и учреждениями СПО своего региона;
Организовать в школе профориентационную работу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, начиная с 1-го класса (ранняя профориентация);
1-
4 классы:знакомство с человеком труда, с внешней атрибутикой человека в различных профессиях в процессе учебной и внеурочной деятельности;
1-
6 классы:проведение классных часов; встречи с представителями рабочих профессий региона; виртуальные экскурсии на производства и др.
7-
9 классы:проведение профессиональных проб; встречи с представителями рабочих профессий региона; встречи с мастерами производственного обучения СПО; организация «День открытых дверей» в учреждениях СПО; экскурсии на производство; участие в конкурсах профессионального мастерства: «Абилимпикс», «Лучший по профессии»; проведение практических занятий обучающихся по выбранному трудовому профилю на базе мастерских учреждений СПО (в рамках сетевого взаимодействия).
Реализация ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает новые требования к образовательным организациям, к выпускникам и диктуют

38 необходимость в применении образовательных технологий нового поколения в предметной области «Технология».
Одним из направлений приоритетного национального проекта
«Образование» является внедрение современных образовательных технологий посредством развития современных методов обучения на базе создания информационно-образовательной среды:
• использование возможностей мобильного класса для изучения теоретических знаний;
• использование интерактивных досок для улучшения визуализации обучения по выбранному трудовому профилю;
• использование электронных микроскопов при проведении лабораторных работ (профиль «Швейное дело», профиль «Поварское дело», профессии агропромышленного комплекса);
• использование оборудование с программным обеспечением
(профиль «Швейное дело» - вышивальные машины, оверлоки; профиль
«Поварское дело» - посудомоечная машина, мультиварка, хлебопечка);
• участие обучающихся в онлайн-уроках «Проектория»;
• использование электронных учебников и рабочих тетрадей
(профиль «Швейное дело», профиль «Столярное дело», профессии агропромышленного комплекса).
Применение цифровых образовательных ресурсов в обучении школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оправдано, так как позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Даёт возможность повысить мотивационную сторону образовательного процесса и профессиональный уровень учителя, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса при обучении предметной области «Технология».