Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы управления ассортиментом товаров.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы управления ассортиментом товаров»

Особенности формирования ассортимента безалкогольных напитков на примере ООО «Фрегат»

С-ТВ-20-125956. 8255–с. 08.000.КР

Студент _____________________________ Кривенко А.

Руководитель

преподаватель АК ВГУЭС ___________________________ Худякова С.К.
Нормоконтролер

преподаватель АК ВГУЭС ___________________________ Худякова С.К.


Владивосток 2021

Содержание

Введение 3

1 Исследование теоретических аспектов особенностей формирования ассортимента 4

    1. Исследование понятия товарный ассортимент 4

    2. Особенности формирования и управления товарным ассортиментом 6

    3. Методы исследования ассортимента 7

    4. Классификация и характеристика ассортимента 10

  1. Исследование особенностей формирования ассортимента молочных товаров на примере ООО «Фрегат» 15

    1. Характеристика предприятия ООО «Фрегат» 15

    2. Исследование ассортимента молочных товаров 17

2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента товаров 23

Заключение 25

Список используемых источников 26

Введение

В современных условиях в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Формирование ассортимента -- проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау».

При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Формирование ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой -необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.


Предметом исследования курсовой работы является ассортимент ООО «Фрегат», объектом – ООО «Фрегат»

Целью исследования курсовой работы - рассмотреть формирование ассортимента товаров предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие ассортимента товаров;

- рассмотреть сущность формирования ассортимента организации;

- проанализировать ассортимент и структуру товаров ООО «Фрегат»;

- разработать мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров и провести оценку эффективности мероприятий по совершенствованию формирования ассортимента.

1 Исследование теоретических аспектов особенностей формирования ассортимента

1.1 Исследование понятия товарный ассортимент

Одной из самых важнейших товароведных характеристик является ассортиментная характеристика товаров, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент - это соотношение различных видов продукции, услуг, товаров в торговом и производственном предприятиях; перечень разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным признакам (показателям).

По ГОСТу «Торговля. Термины и определения», товаром является любая вещь, не изъятая из оборота и не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на:       

группы - по местонахождению; 

на подгруппы - по широте охвата товаров;

на виды - по степени удовлетворения потребностей;

на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению товаров различают ассортимент:       

Производственный ассортимент (промышленный) - это номенклатура (набор) товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Зачастую, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товарных единиц, что позволяет им внедрять инновационную технологию производства, совершенствовать ассортиментную политику выпускаемых товаров, улучшать качество, производимых товаров.      
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары. Таким образом, торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:



  Простой - набор товаров, представленный в небольшом количестве видов, групп и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;

        Сложный - набор товаров, представленный значительным количеством разновидностей, групп, видов или наименований товарных единиц, которые удовлетворяют разнообразные потребности человека в товарах;

Групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;     

Видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров;      

Марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований, относящихся к группе марочных. Такие товары вместе с удовлетворением физиологических потребностей в значительной степени нацелены на удовлетворение психологических и социальных потребностей. Удовлетворение этих потребностей происходит, как правило, товарами престижных марок одежды, автомобилей, обуви, духов, мебели, косметики и др.;      

Развернутый - совокупность товаров, включающая значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;      

Сопутствующий - совокупность товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной отрасли. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине - мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары;       

Смешанный - общность товаров разных групп, видов, наименований, отличающаяся большим разнообразием функционального назначения. Он характерен для магазинов, торгующих продовольственными и непродовольственными видами товаров. По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:     

  Рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, обеспечивающих максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;

  Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:     


Реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;     

Прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности; Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на подмножества разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. Торговая классификация является отраслевой и используется в торговой практике. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.

1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом

Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа.

1. Установление группового ассортимента товаров. Групповой ассортимент соответствует профилю, специализации и типу магазина и разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка.

2. Определение структуры группового ассортимента, т.е. количественных соотношений отдельных групп товаров (долей товарных групп в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется на основе анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, состояния спроса и конъюнктуры торговли и т.д.

3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор конкретных разновидностей товаров в рамках каждой группы. Этот этап требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента товаров, предлагаемого промышленностью и предприятиями оптовой торговли.

Товарооборот является одним из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия, т.к. от него в конечном счете зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и, следовательно, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов.

Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.


В настоящее время формирование торгового ассортимента во многих магазинах осуществляется не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Сущность этого подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, «верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.), а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней одеждой предлагаются головные уборы и шарфы). Потребительский комплекс - перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи:

- минимизация времени для покупателя, возможность удовлетворить свои потребности в одном магазине или отделе;

- использование эффекта взаимосвязанности покупок и извлечение дополнительной прибыли.

1.3 Методы исследования ассортимента

Существует несколько основных методик проведения анализа ассортимента продукции.

Чаще всего используются ABC - и XYZ-анализы. Первый позволяет провести исследование ассортимента с точки зрения его прибыльности для продавца, а второй помогает изучить продаваемость отдельных групп товаров.

Выбор методики зависит от целей, которые преследуются проводящим анализ.

Для анализа ассортимента товаров в небольших магазинах применяется метод, который называется abc-анализ. Этот метод, в частности, показывает, какие товары приносят максимальную прибыль, какие создают оборот, а какие просто бесполезно занимают места на полках. АВС анализ помогает в формировании ассортимента товаров, опираясь на закон 20/80.

Таким образом, анализ торгового ассортимента заключается в том, чтобы выяснить — какие товары «уходят» быстрее, но при этом приносят наибольшее количество доходов. Аналогичным образом определяются товарные позиции, привлекающие стабильный поток клиентов, но не приносящие больших доходов, однако их наличие на полках обязательно. Ну и в конечном итоге, при формировании торгового ассортимента следует учитывать наличие низкомаржинальных товаров, которые очень плохо продаются.