Файл: Курсовая работа по дисциплине Основы управления ассортиментом товаров.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
базируется на коэффициенте, который выражается в процентах. За основу можно брать объем или сумму продаж, на финише осуществляется группировка позиций в категории.
XYZ-анализ помогает получить четкую картину, найти товары, продажи которых являются нестабильными и подвержены сезонным колебаниям. С его помощью можно выявить проблемные моменты, организовать своевременные закупки у поставщиков, гибко реагировать на колебания спроса и рынка. XYZ-анализ не даст точный результат в случае работы с новыми товарами или теми, которые на протяжении определенного периода не поступали на склад и не продавались.
Таблица 3 – XYZ анализ
Продолжение таблицы 3
Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо
тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Для товаров Z коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу или товары уникальные, особенные, подверженные сезонному спросу и так далее.
К XYZ анализу составим диаграмму (рис.3).
Рисунок 3 – Диаграмма к XYZ анализу
Совмещенный ABC-XYZ анализ (табл.4).
Таблица 4 – Совмещенный ABC-XYZ анализ
AZ, BZ – могут пользоваться большим спросом, но редко, поэтому закупка связана с риском, тут можно порекомендовать иметь в виду хороших поставщиков.
CZ – спонтанные товары, новинки, могут получить свое развитие, но лучше не приобретать больших партий.
Матрица БКГ (рис.4).
БКГ — это аббревиатура от названия организации, которая изобрела данный метод анализа — Бостонская Консалтинговая Группа. Данный вид анализа позволяет определить положение продукции или компании на рынке на основе анализа рыночной доли этой компании и динамики рыночного роста компании.
Важно отметить, что бкг анализ широко применяется в различных сферах рыночного анализа — от стратегического до маркетингового. Эта матрица позволяет проводить портфельный анализ и помогает производить оценку рыночной стоимости компании.
Данная матрица представляет собой таблицу, состоящую из четырех “ячеек”, каждая из которых имеет следующие названия:
Рисунок 4 – Матрица БКГ
Глядя на рисунок 4 можно сделать вывод что большинство товаров попали в группу «Дохлых собак». Данные товары нужно медленно выводить из ассортимента.
Также 2 товара попали в группу «Звезд». Для них характерно сохранение и концентрация усилий на данных товарах.
2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента молочных товаров
Проанализировав деятельность ООО «Фрегат» можно выделить некоторые её недостатки:
- узкий ассортимент молочных товаров;
- редкое использование рекламы;
- торговое предприятие уделяет мало внимания дизайну торгового зала.
Рассмотрим решение каждой проблемы в отдельности.
Если необходимо разработать систему формирования ассортимента товаров ООО «Фрегат», то она будет состоять из следующих основных моментов:
1) определить текущие и перспективные потребностей клиентов, проанализировать способы использования определённых товаров и особенностей поведения клиентов, критически оценить продаваемые и выпускаемые торговой сетью товары в том же ассортименте с позиции клиента;
2) оценить существующие аналоги конкурентов по тем же направлениям;
3) решить вопросы, какие товары следует добавить в ассортимент, а какие необходимо исключить из него по причине изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать товары с помощью других направлений производства фирмы, которые выходят за рамки её сложившегося профиля;
4) рассмотреть предложения о создании новой продукции, усовершенствовании существующей, а также о новых способах и областях применения продукции;
5) провести испытания товаров с учетом потенциальных клиентов с целью выяснения соответствия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д.
Рассмотрим подробно каждый момент относительно молочных товаров ООО «Фрегат».
Первое, что может произвести торговая сеть, а точнее её специалисты - это определить потребности своих покупателей. Данное мероприятие можно осуществить посредством проведения маркетингового исследования. Например, при осуществлении покупок, клиентам будет предлагаться заполнить анкету, где они будут отвечать на вопросы, касающиеся определённых групп товара: Удовлетворяет ли данная продукция их потребности? Устраивает ли цена? Считаете ли Вы данный товар качественным или нет? Данный опрос необходимо проводить не реже, чем раз в месяц. Это связано с тем, что вкусы и интересы клиентов постоянно меняются. Предприятию необходимо постоянно быть в курсе данных изменений и стараться удовлетворить потребности каждого клиента. Данный вид исследования могут проводить студенты, устроившиеся на работу в роли промоутера, а в летнее время этот вид деятельности можно поручить студенту-практиканту.
XYZ-анализ помогает получить четкую картину, найти товары, продажи которых являются нестабильными и подвержены сезонным колебаниям. С его помощью можно выявить проблемные моменты, организовать своевременные закупки у поставщиков, гибко реагировать на колебания спроса и рынка. XYZ-анализ не даст точный результат в случае работы с новыми товарами или теми, которые на протяжении определенного периода не поступали на склад и не продавались.
Таблица 3 – XYZ анализ
№ п/п | Наименование категории | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Итого | С | V | Группа |
5 | Творог "Растишка" клубника/банан | 122 | 162 | 154 | 146 | 584 | 192068 | 75,04% | Z |
1 | Продукт кисломолочный "Actimel" | 157 | 92 | 171 | 140 | 560 | 177289 | 75,19% | Z |
13 | Биойогурт питьевой гранат | 112 | 44 | 152 | 136 | 444 | 112588 | 75,57% | Z |
4 | Напиток кисломолочный "Имунеле" | 88 | 58 | 99 | 18 | 263 | 39893 | 75,94% | Z |
10 | Молоко сгущенное цельное с сахаром "Рогачевъ" | 42 | 67 | 168 | 152 | 429 | 106416 | 76,04% | Z |
Продолжение таблицы 3
2 | Напиток кисломолочный "Биолакт" Агуша | 29 | 23 | 86 | 57 | 195 | 22016 | 76,09% | Z |
9 | Йогурт питьевой "Агуша" | 157 | 33 | 107 | 62 | 359 | 74698 | 76,13% | Z |
14 | Ийогурт питьевой Агуша Засыпайка | 133 | 116 | 10 | 107 | 366 | 77652 | 76,14% | Z |
12 | Йогуртный продукт Фруттис Кидс | 153 | 9 | 93 | 80 | 335 | 65747 | 76,54% | Z |
15 | Кефир ГринАгро | 55 | 27 | 93 | 177 | 352 | 72885 | 76,70% | Z |
8 | Йогурт греческий Серышевский 1,5% | 59 | 165 | 2 | 147 | 373 | 82644 | 77,07% | Z |
7 | Молоко Усадьба 3,2% | 69 | 22 | 163 | 39 | 293 | 51258 | 77,27% | Z |
6 | Йогурт питьевой Эпика 2,5% | 123 | 168 | 42 | 5 | 338 | 68408 | 77,38% | Z |
11 | Напиток овсяный Nemoloko | 168 | 8 | 15 | 149 | 340 | 70479 | 78,08% | Z |
3 | Напиток сывороточный NeoМажитель | 31 | 29 | 17 | 143 | 220 | 29835 | 78,51% | Z |
| Итого | | | | | 4891 | | | |
Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо
тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Для товаров Z коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу или товары уникальные, особенные, подверженные сезонному спросу и так далее.
К XYZ анализу составим диаграмму (рис.3).
Рисунок 3 – Диаграмма к XYZ анализу
Совмещенный ABC-XYZ анализ (табл.4).
Таблица 4 – Совмещенный ABC-XYZ анализ
| A | B | C |
X | | | |
Y | | | |
Z | 5,1,13,10,8,14,9,15,11,6,12 | 7,4 | 3,2 |
AZ, BZ – могут пользоваться большим спросом, но редко, поэтому закупка связана с риском, тут можно порекомендовать иметь в виду хороших поставщиков.
CZ – спонтанные товары, новинки, могут получить свое развитие, но лучше не приобретать больших партий.
Матрица БКГ (рис.4).
БКГ — это аббревиатура от названия организации, которая изобрела данный метод анализа — Бостонская Консалтинговая Группа. Данный вид анализа позволяет определить положение продукции или компании на рынке на основе анализа рыночной доли этой компании и динамики рыночного роста компании.
Важно отметить, что бкг анализ широко применяется в различных сферах рыночного анализа — от стратегического до маркетингового. Эта матрица позволяет проводить портфельный анализ и помогает производить оценку рыночной стоимости компании.
Данная матрица представляет собой таблицу, состоящую из четырех “ячеек”, каждая из которых имеет следующие названия:
-
“Звезды”; -
“Дохлые собаки”; -
“Трудные дети”; -
“Дойные коровы”.
Рисунок 4 – Матрица БКГ
Глядя на рисунок 4 можно сделать вывод что большинство товаров попали в группу «Дохлых собак». Данные товары нужно медленно выводить из ассортимента.
Также 2 товара попали в группу «Звезд». Для них характерно сохранение и концентрация усилий на данных товарах.
2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента молочных товаров
Проанализировав деятельность ООО «Фрегат» можно выделить некоторые её недостатки:
- узкий ассортимент молочных товаров;
- редкое использование рекламы;
- торговое предприятие уделяет мало внимания дизайну торгового зала.
Рассмотрим решение каждой проблемы в отдельности.
Если необходимо разработать систему формирования ассортимента товаров ООО «Фрегат», то она будет состоять из следующих основных моментов:
1) определить текущие и перспективные потребностей клиентов, проанализировать способы использования определённых товаров и особенностей поведения клиентов, критически оценить продаваемые и выпускаемые торговой сетью товары в том же ассортименте с позиции клиента;
2) оценить существующие аналоги конкурентов по тем же направлениям;
3) решить вопросы, какие товары следует добавить в ассортимент, а какие необходимо исключить из него по причине изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать товары с помощью других направлений производства фирмы, которые выходят за рамки её сложившегося профиля;
4) рассмотреть предложения о создании новой продукции, усовершенствовании существующей, а также о новых способах и областях применения продукции;
5) провести испытания товаров с учетом потенциальных клиентов с целью выяснения соответствия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д.
Рассмотрим подробно каждый момент относительно молочных товаров ООО «Фрегат».
Первое, что может произвести торговая сеть, а точнее её специалисты - это определить потребности своих покупателей. Данное мероприятие можно осуществить посредством проведения маркетингового исследования. Например, при осуществлении покупок, клиентам будет предлагаться заполнить анкету, где они будут отвечать на вопросы, касающиеся определённых групп товара: Удовлетворяет ли данная продукция их потребности? Устраивает ли цена? Считаете ли Вы данный товар качественным или нет? Данный опрос необходимо проводить не реже, чем раз в месяц. Это связано с тем, что вкусы и интересы клиентов постоянно меняются. Предприятию необходимо постоянно быть в курсе данных изменений и стараться удовлетворить потребности каждого клиента. Данный вид исследования могут проводить студенты, устроившиеся на работу в роли промоутера, а в летнее время этот вид деятельности можно поручить студенту-практиканту.