Файл: Масалова Юлия Александровна Новосибирск Содержание Ситуационная (практическая) задача.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием ее появления служит невозможность или отсутствие четкой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности. Социальная праздность возникает, если работник считает, что:
распределение работы в группе осуществляется несправедливо;
коллеги не прилагают особых усилий, как это делает он, к выполнению заданий.
Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников связано с двумя предыдущими недостатками. Командное вознаграждение может привести к тому, что вклад, а следовательно и оплата труда работников будут усреднены. В таком случае высококвалифицированные сотрудники считают, что им незачем в полной мере выкладываться при выполнении групповых заданий.
Групповая поляризация. Это альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников, и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт.
Кроме названных, можно отметить и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как:
сложность введения в группу новых людей;
группу сложно переориентировать на новое направление, сплоченная группа не обладает такой гибкостью, как разрозненные сотрудники;
никакая группа не может существовать вечно.
Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.
Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить кконсенсусу.
Классический анализ процесса группового единомыслия впервые осуществил американский социальный психолог И. Дженис [15], он выявил основные симптомы группового единомыслия. К ним относятся:
Иллюзия неуязвимости – вера в то, что каждое принимаемое группой решение ведет к высоким результатам.
Иллюзия морали – оправдание решения высшими групповыми ценностями.
Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принятия решений.
Негативное отношение к «чужакам»
– отрицательное отношение коппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.
Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.
Прямое давление – резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.
Фильтрация мнений – игнорирование неудобных фактов или мнений, которые просто не выносятся на обсуждение.
Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.
Причинами группового единомыслия могут быть:
неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения;
стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки»;
присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием, упорно отстаивающих свою позицию.
2. Ситуационная (практическая) задача № 2
Руководитель организации, Ваш непосредственный начальник, контролирует все ваши действия и действия сотрудников Вашего отдела сверх всякой меры. Дав Вашему отделу задание, он постоянно интересуется его выполнением, торопит Вас, и Вы чувствуете, что не выдерживаете такого к Вам отношения. При встрече с руководителем Вы говорите...
"Уважаемый, Юрий Александрович, я знаю, что вы заботитесь о коллективе, но мне сложно работать под таким контролем, как у Вас. Прошу Вас больше мне доверять".
3. Тестовые задания
Необходимо из предложенных вариантов ответа на вопрос теста выбрать единственно верный, по Вашему мнению.
1. Что является источником организационной эффективности деятельности? А. культура; Б. мотивация; В. статус; Г. навыки.
Ответ: А
2. Какой вклад в изучение личности внес Г. Айзенк?
А. выделил типы личности Б. сформулировал теорию научения поведению В. ввел понятие конструкт Г. рассматривал ожидания личности
Ответ: Б
3. Принцип защиты селективного восприятия можно охарактеризовать следующим образом:
А. стимулы, противостоящие ожиданиям и враждебные, узнаются хуже и искажаются; Б. стимулы, соответствующие потребностям и ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее; В. стимулы, угрожающие целостности индивида, узнаются быстрее всех остальных.
Ответ: А
4. Внутреннее побуждение к действию - это...
А. мотив; Б. стимул; В. потребность; Г. интерес.
Ответ: А
5. Как можно охарактеризовать лидера в организации?
А. администратор; Б. контролер; В. инноватор; Г. плановик.
Ответ: Б
6. К ситуационным характеристикам группы относят:
А. структуру; Б. роли; В. нормы; Г. задачи, решаемые группой.
Ответ: Г
7. Какая схема коммуникаций в группе является наиболее централизованной и эффективной при выполнении простых задач?
А. круг; Б. колесо; В. цепи; Г. всеканальная схема.
Ответ: Б
8. Сотрудничество, как стиль поведения в конфликте предполагает следующий результат:
А. выигрыш/ проигрыш; Б. выигрыш/ выигрыш; В. проигрыш / проигрыш; Г. проигрыш / выигрыш.
Ответ: Б
9. Конфликтные ситуации в организации возникают в результате несовместимости целей и противоречащего поведения?
А. верно; Б. неверно.
Ответ: А
10. К прототипам трудовой культуры в части девиации НЕ относят:
А. «стервятников»; Б. «ястребов»; В. «ослов»; Г. «воробьев».
Ответ: Г
Библиографический список
-
Глумаков, В. Н. Организационное поведение / В.Н. Глумаков. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 352 c. -
Захаров, Н. Л. Организационное поведение государственных служащих. Учебное пособие / Н.Л. Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 238 c. -
Карташова, Л. В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 384 c. -
Семиков, В.Л. Организационное поведение / В.Л. Семиков. - М.: Рид Групп, 2021. - 581 c. -
Резник, С. Д. Организационное поведение / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 464 c. -
Попов, С. Г. Организационное поведение / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2020. - 112 c.