Файл: Рабочая программа по предмету Музыка на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино- американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский
состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Музыка моего края | РЭШ:https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудиофрагмент: «Баба-Яга». Картинка к русской народной сказке, соч. 56 (N 21454); «Кикимора». Народное сказание, соч. 63 (N 21453); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). А. Лядов. Кикимора, народное сказание для оркестра. http://www.myshared.ru/slide/336362/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Аудиофрагмент «Русская народная песня для оркестра, соч. 58 Хороводная» (N 21463); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). Г. Свиридов, слова народные. Коляда (рождественская колядка). Презентация: https://infourok.ru/prezentaciya-po- muzike-na-temu-muzikalniy-folklor-445735.html Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1. Текст/Текст с иллюстрациями «НАРОДНАЯ МУЗЫКА» (N 49705) Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/209039/golosovoe- chudo 1. Текст/Текст с иллюстрациями «Кай – Алтайское горловое пение»
РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4336/start/227634/ Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/209039/golosovoe- chudo 1. Текст/Текст с иллюстрациями/ видеофрагмент «Горловое пение» РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5280/start/63141/ Инфопортал о Чеченской республике: http://checheninfo.ru/ 1.Текст/Текст с иллюстрациями. Антология народной музыки: чеченская музыка (1 cd), 2009 | ||||
1. | Музыка — отражение жизни народа | 1 | |||
Народное музыкальное творчество России | |||||
2. | Богатство и разнообразие фольклорных традиций. | 1 | |||
3. | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | |||
4. | Песня как жанр музыкально-литературного творчества | 1 | |||
| «Народное музыкальное творчество России» | | |||
5. | Как рождается народная песня. Певческие голоса. | 1 | |||
6. | Народный хор. | 1 | |||
7. | Образ Родины в музыкальных произведениях | 1 | |||
Музыка народов мира | |||||
8. | Календарный фольклор | 1 | |||
Русская классическая музыка | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Презентация: http://www.myshared.ru/slide/58020/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Аудиофрагмент: М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке" (N 165255); Аудиофрагмент «Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Тройка» (N 204291); Видеофрагмент «Русская народная песня "Во поле берёзка стояла". Видеотренажёр» (N 206337); Аудиофрагмент «Опера "Снегурочка". Пролог» (N 21916); Аудиофрагмент «Балет "Щелкунчик". Действие 2. Картина 3. Вальс снежных хлопьев» (N 22186); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). П.И.Чайковский. Вальс снежных хлопьев из 1-го действия; Г.Свиридов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Презентация: http://www.myshared.ru/slide/58020/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Аудиофрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 5. Романс Ратмира» (N 21405); Аудиофрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 1. Каватина Людмилы» (N 21383); Аудиофрагмент «Опера "Руслан и Людмила". Действие 2. Сцена с Головой» (N 21390); РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Презентация: http://www.myshared.ru/slide/58020/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями «Концерт N 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18. Описание» (N 68139); Аудиофрагмент «Концерт N 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч 18. Moderato» (N 21821); Аудиофрагмент «Вокализ, соч. 34 N 14» (N 21857) РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/469/ Презентация: http://www.myshared.ru/slide/601701/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Аудиофрагмент «"Из собрания сочинений Валерия Гаврилина". Передача 8» (N 119452); Аудиофрагмент «Фрагмент хоровой симфонии- действа В. Гаврилина "Перезвоны" (Памяти Шукшина)» (N 204268); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). В. Гаврилин. Перезвоны (По прочтении В. Шукшина), симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных | ||||
9. | Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. | 1 | |||
10. | Отвага и героизм, воспетые в искусстве. | 1 | |||
11. | Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов. | 1 | |||
12. | Колокольность. Вариации колокольного звона. | 1 | |||
13. | Вокальная музыка отечественных композиторов | 1 | |||
14. | Поэтическое звучание романса. | 1 | |||
15. | Композитор, исполнитель, слушатель. | 1 | |||
Истоки и образы русской и европейской духовной музыки | |||||
16. | Национальные истоки классической музыки. | 1 | |||
17. | Национальные истоки классической музыки. Творчество Э. Грига | 1 | |||
"Европейская классическая музыка | |||||
18. | Писатели и поэты о западноевропейской музыке. | 1 | |||
19. | Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки | 1 | |||
20. | Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка | 1 | |||
21. | Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта) | 1 | |||
22. | Кумиры публики (на примере творчества Н. Паганини, Ф. Листа) | 1 | |||
23. | Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант | 1 | |||
24. | Музыкант и публика. Миссия композитора и исполнителя | 1 | |||
25. | Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня | 1 | |||
"Связь музыки с другими видами искусства" | РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1. Аудиофрагмент «Опера "Садко". Вступление. Океан Море синее» (N 21859); 2. Аудиофрагмент «М.П. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке"» (N 165255); 3. Аудиофрагмент «"Жаворонок" М.Глинка» (N 210742); 4. Аудиофрагмент «"Времена года". Апрель. "Подснежник"» (N 22307); 5. Аудиофрагмент «Ave Maria» (N 207210); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Жаворонок; Ф. Шуберт, слова В. Скотта. Аве Мария. Лючано Паваротти, тенор РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ Музыка в русской литературе. Культура.рф: https://www.culture.ru/materials/254490/muzyka-v- russkoi-literature Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудиофрагмент «Романс "Островок" соч. 14 N 2» (N 21836); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). С. Рахманинов. Островок, стихи К. Бальмонта (по П. Б. Шелли); Весенние воды, стихи Ф. Тютчева; Ф. Шуберт. Лесной царь. Форель. РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями, Аудиофрагмент «Романс "Островок" соч. 14 N 2» (N 21836); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). С. Рахманинов. Островок, стихи К. Бальмонта (по П. Б. Шелли); Весенние воды, стихи Ф. Тютчева; Ф. Шуберт. Лесной царь. Форель. РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Текст/Текст с иллюстрациями «Окуджава Булат Шалвович» (N 142344); 2. Текст/Текст с иллюстрациями «ПАГАНИНИ, НИККОЛО» (N 50423); 3. Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями «Людвиг ван Бетховен» (1770-1827), (N 168461); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). Л. ван Бетховен. Симфония № 5 до минор: Первая часть (экспозиция). Allegro con brio, Вторая часть. Andante con moto, Четвертая часть. Allegro; Н. Паганини. Каприс № 24 для скрипки соло. Рок- обработка; С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: 1.Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями «Дебюсси Клод» (1862-1918), (N 168361); 2.Аудиофрагмент «Лунный свет» (N 207220); 3.Аудиофрагмент «Шаги на снегу» (N 207217); Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3). И.-С. Бах. Органная прелюдия соль минор; Хорошо темперированный клавир, том 1. Прелюдия и фуга до мажор; К. Дебюсси. Море, симфоническая сюита в трех частях; Диалог ветра с морем (№ 3); Бергамасская сюита для фортепиано; Лунный свет (№ 3); Лунный свет, электронная версия И. Томиты; Прелюдии для фортепиано, 1-я тетрадь; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе (№ 3); Детский уголок, сюита для фортепиано; М. | ||||
26. | Единство слова и музыки в вокальных жанрах | 1 | |||
27. | Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке | 1 | |||
28. | Картины исторических событий в музыке. | 1 | |||
29. | Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. | 1 | |||
30. | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | |||
31. | Интерпретации в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | |||
Современная музыка: основные жанры и направления | https://resh.edu. ru/subject/6/ | ||||
32 | Джаз | 1 | |||
33 | Волшебная палочка дирижёра. | 1 | |||
34 | Музыка всегда остается | 1 | |||
Общее количество часов по программе | 34 | |