Файл: Рабочая программа по учебному предмету Технологии для 6 класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технологии» для 6 класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования
(ФГОС) МБОУ «Арбузовская СОШ» с учетом УМК авторов В. М. Казакевича и др.
«Технология» для 5-9 классов
Место предмета в учебном плане.
На изучение учебного предмета «Технология» в 6 классе в учебном плане МБОУ
«Арбузовская СОШ» предусматриваются 70 часов (35 учебных недель), т.к. программа автора В. М. Казакевича рассчитана на 68 часов ( 2часа в неделю) в рабочую программу добавлено 2 ч на защиту проектных работ.
Общая характеристика учебного предмета
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся, предоставляя им возможность применять на практике знания основ различных наук. Это школьный учебный курс, в содержании которого отражаются общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно- преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Цели и задачи:
Современные требования социализации в обществе в ходе технологической подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда.
Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся: прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
-выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
- выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;
-создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.
Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях:
- ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека;
- синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметнопреобразующей деятельности;
- включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий
человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
- сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
-умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
-умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
-умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;— -умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
-самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
-способность моделировать планируемые процессы и объекты;
-умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
-способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
-умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
-умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
-умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
-понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
-ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
- сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
Ценностные ориентиры содержание учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
-умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
-умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
-умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;— -умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
-творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
-самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
-способность моделировать планируемые процессы и объекты;
-умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
-способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
-умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
-умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
-умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
-понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
-ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
-ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
- использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
-навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
-владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
-владение методами творческой деятельности;
-применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
-способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
-умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
-умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
-умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
-умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
-умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
-умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
-навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
-навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
-навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
-умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
-способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
-знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
-умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
-умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
-готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
-навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
-навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-навыки согласования своих возможностей и потребностей;
-ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
-проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
-экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В
эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
-умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
-владение методами моделирования и конструирования;
-навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно- прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
-умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
-композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
-способность бесконфликтного общения;
-навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач;
-желание и готовность прийти на помощь товарищу;
-умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
-достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
-развитие глазомера;
-развитие осязания, вкуса, обоняния.
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
Индивидуальная работа, опрос, практическая работа, тестирование. Методы: словесный
(рассказ, объяснение, беседа, пересказ), наглядные (наблюдение, демонстрация)
Общая характеристика организации учебного процесса.
Обучения школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использование материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды Основным методом и формы обучения технологии используются рассказы, беседы, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, работа с учебником и персональным компьютерам, практические работы, лабораторно- практические работы, проектная деятельность.
Формы и методы учебной деятельности.
Основной формой обучения учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, самостоятельные и проверочные работы, контроль знаний в форме теста.
Формы и методы, используемые в работе на уроке: индивидуальная работа, работа в малых группах; наглядный, словесный, практический методы с опорой на схемы, таблицы, памятки, инструкции; игровые методы.
Вид деятельности: системно-деятельностный подход.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Нормы и критерии оценивания знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету соответствуют норм и критериям оценивания согласно положения «О системе оценок
знаний, умений, навыков, компетенций учащихся начального общего образования МБОУ
«Арбузовская СОШ» и УМК автора.
Содержание учебного предмета.
Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап.
Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия.
Заключительный этап.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты.
Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация.
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах.
Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.
Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов.
Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий.
Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.
Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых.
Технология производства макаронных изделий и технология приготовления кулинарных блюд из них.
Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.
Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Дикорастущие растения, используемые человеком.Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы.
Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.
Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. Сбор дополнительной информации в
Интернете и справочной литературе о составляющих производства.
Ознакомление с образцами предметовтруда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.
«Арбузовская СОШ» и УМК автора.
Содержание учебного предмета.
Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап.
Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия.
Заключительный этап.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты.
Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда. Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация.
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах.
Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.
Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов.
Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи. Технологии наклеивания покрытий.
Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.
Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых.
Технология производства макаронных изделий и технология приготовления кулинарных блюд из них.
Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии.
Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Дикорастущие растения, используемые человеком.Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы.
Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.
Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. Сбор дополнительной информации в
Интернете и справочной литературе о составляющих производства.
Ознакомление с образцами предметовтруда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.