Файл: Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж имени Э. А. Верновского (филиал) фгаоу во кфу им. В. И. Вернадского Сценарий открытого воспитательного мероприятия Тема Воспоминания о Крыме К..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского)

Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленный колледж

имени Э.А. Верновского (филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

Сценарий открытого воспитательного мероприятия Тема Воспоминания о Крыме К.Г. Паустовского. Пишем свои страницы в Крымский альбом

.

Рассмотрено на заседании ЦМК общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин.

Протокол № ___ от ______________ 2022 г.

Председатель _______________ Е.А. Сивакова

с. Маленькое 2022 г.

Вступительное слово преподавателя.

«Крымский альбом» - историко-краеведческий и литературно-художественный альманах, первый выпуск которого вышел в 1996 году. Он задуман как ежегодный сборник крымоведческих материалов.

Его выход стал событием! Издание приветствовал Д. Лихачев: «Название выбрано прекрасно! Вспоминаются дворянские альбомы, куда можно было занести и стихи, и серьезные размышления, и похвалу автору. У такого издания будет свой читатель!

Интересен и отзыв поэта Бориса Чичибабина: «Желаю изданию читателя – единомышленника, читателя – помощника, для которого «альбом» станет другом».

В 2023 году исполнится 75 лет со дня выхода «Крымских рассказов» замечательного писателя К.Г. Паустовского. Мы посчитали, что это важная дата, достойная страниц в «Крымском альбоме».

Прочитаны многие рассказы, изучены этапы биографии, обсуждены особенности образов и языка произведений, написан сценарий.

По жанру – это устный журнал и его страницы расположены так, чтобы через эпоху, окружения писателя понять самоценность его творческой личности, а от этого – прийти к осознанному пониманию глубинного содержания его произведений.

I Слово биографам писателя.

1

В его жизни было все: и три тяжелых войны – Первая мировая, Гражданская и Великая Отечественная.

Страшные потери близких, мучительная болезнь и непонимание. Да и мало ли трудностей и препятствий в человеческой жизни. И все-таки он был счастлив. Порой вопреки обстоятельствам, счастлив, что сумел создать самого себя таким, каким хотел быть.


2

Именно так написал молодой Константин Паустовский в одном из своих писем: «Я создаю себя».

К этой мысли он возвращался неоднократно, считая, что это доступно каждому: «Каждый из нас должен создавать свою биографию». Он напишет это будучи уже известным писателем.

1

Невольно задаешь вопрос, как это «создавать биографию»? Писатель так ответил на этот вопрос: «Когда я окончил гимназию, я начал писать. И тогда я понял, что я ничего не знаю, и я «ушел в люди», как говорят, и начал сознательно менять профессии. Я переменил много самых разнообразных профессий, начиная от вожатого трамвая в Москве, был матросом, санитаром на фронте, учителем, работал на металлургических заводах, рыбаком в артели, и этим самым «продвинул» свою писательскую жизнь на много лет…».

2

А еще он любил и, главное, умел путешествовать. Однажды он напишет: «Странствуя, нужно жить, хотя бы недолгое время в тех местах, куда вас забросила судьба. И жить нужно странствуя…».

II Слово географам – любителям литературы.

1

Если проследить по карте, то отметишь множество мест, которые посетил писатель: Одесса, Сухум, Батум, Тифлис, Соликамск, Астрахань, Крым, Калмыкия, Кольский полуостров, Алтай, Псков, Новгород, Белоруссия…

2

Есть у писателя Константина Паустовского особый дар. О чем бы он не писал, читать об этом очень увлекательно и интересно. Мы задались целью определить, как странствия писателя отразились в его творчестве.

3

В его «Кара-Бугазе» рассказывается о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия, причем рассказывается очень поэтично.

1

В начальных главах автор рассказал о первых исследователях залива и привел письмо лейтенанта Жеребцова, где он делится своими впечатлениями. Не успела повесть выйти в свет, как специалисты «засыпали» автора вопросами, в каком архиве ему удалось обнаружить исследуемое письмо.

2

«Я испытал тогда смешанное чувство смущения и испуганной гордости.

Смущения, потому что письмо это не хранится ни в одном архиве мира, ведь от первой до последней строчки оно придумано. Горд оттого, что мой вымысел оказался близким к исторической правде».

3

Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида». Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник – примитивист Нико Пиросмани.
1


Но «самое большое, бесхитростное счастье» нашел он в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.

2

Даже если называть только созданные произведения о Мещерском крае только главные, все равно их будет много:

- «Мещерская сторона»

- «Исаак Левитан»

- «Повесть о лесах»

- «Летние дни»

- «Дождливый рассвет»

- «Ильинский омут».

Исследователи творчества Паустовского называют их «нежнейшими лирическими акварелями».

3

А еще говорят о музыкальной теме его произведений.

Читая рассказ писателя «Старый повар», вы не только вы переноситесь в 1786 год, на окраину Вены, но и встретитесь с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

1

Рассказ «Корзина с еловыми шишками подарит вам встречу с дочерью лесника Дагни Педерсен и норвежским композитором Эдвардом Григом».

III Слово исследователям – крымоведам.

1

Судьба тесно связала писателя с великим «кораблем-полуостровом».

«Прелесть крымской земли», - писал Константин Георгиевич, - раскрывается для иных медленно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывает в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, какую вызывает воспоминание о детстве и надежду еще раз увидеть эту полуденную землю.

2

Очарованный легендарной Тавридой, Константин Георгиевич искал здесь «покоя, размышлений и поэзии». Писатель признавался: «Я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара…».

3

Впервые он оказался на «райской крымской земле» в четырнадцать лет. Свои детские воспоминания об этой поездке писатель описал в «Повести о жизни» (книга «Далекие годы», глава «Пустынная Таврида»):

« …После Ялты с ее пышной набережной Алушта показалась мне скучной. Мы поселились на окраине, за Стахеевской набережной. Каменистая земля, пахучие заросли туи, пустое море и далекие Судакские горы – вот все, что окружало нас в Алуште. Больше в Алуште ничего не было. Но и этого было достаточно, чтобы я постепенно примирился с Алуштой и полюбил ее …».

4

С самого детства и до самых зрелых лет, встречаясь с морем, я не мог избавиться от чувства таинственного. Оно вызывало волнение и требовало слов. Обычные человеческие слова казались неприменимыми к морю.
IV Слово исследователям текстов писателя - языковедам

1

А море несло к подножию каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно – так же как сотни и тысячи лет».


Мне очень понравилось и запомнилось описание утреннего моря. Запомнилось своими зримыми метафорами: «море несло пену и шумело». И олицетворениями – (перенос с живого на неживое) – «шумело сонно и заунывно».

И особые эпитеты: «розоватая утренняя пена».

2

А вот описание зимнего моря. «Ветер нес в лицо снежную крупу. Пропасти были наполнены сизым дымом. Изредка в этом дыму мертво блестело море, похожее на ртуть. Ночь простиралась над берегами, где у мокрых каменьев плескалась ледяная вода. Береговые огни висели на краю вселенной, за ними начинались хаос, темнота, бездна».

3

От такого описания становится холодно, но что поделаешь – зима. И море «мертво блестит» (метафора), и сравнение – «похожее на ртуть», настолько неподвижное без ветра море. И береговые огни, висят на краю вселенной (метафора), а темное неподвижное море – это «хаос, темнота, бездна» (срытое сравнение).
V Может ли море быть главным героем произведения?!

1

«Я много скитался и постепенно изучил не только море, но и его богатые берега, людей, воспитанных морем, портовые города, замечательные события, случившиеся на его побережьях».

2

«Так и возникла мысль о книге, где Черное море было бы одним из главных героев». «Есть города, где рука сама тянется к перу….

Книгу я написал в Севастополе». Это была необычная книга.

3

В нее вошли разнообразные материалы: морская метеорология, Севастополь, восстание на крейсере «Очаков» и лейтенант Шмидт, археология Крыма, биология моря, геология берегов, множество исторических событий героического прошлого. Паустовский написал не повесть. Он написал лоцию.

«На полях своей лоции я записывал все, что видел и узнал у Черного моря…».
Преподаватель.

Писателя интересуют люди «простые», «обыкновенные», вроде бы ничем себя не проявившие, но живущие по уму и по совести, не равнодушные мечтатели и творцы.
«Без людей нашего времени, полного побед и человеческой теплоты, нет прекрасного ни в цвете морей, ни в ветрах, ни в облаках, ни в полете птиц – ни в чем, что называется жизнью»

4

В основу рассказа «Парусный мастер» положен реальный случай.

В 1936 году на Южном берегу велись съемки фильма «Дети капитана Гранта» по роману Жюля Верна, и для них действительно понадобился специалист по изготовлению парусов, найти которого в ту пору уже было нелегко.


5

Я – Федор Марченко, и паруса для шхуны «Марианна» заказали мне. Врать не буду, сшил я такие паруса, что называли их лебедиными крыльями. А потом поехал я в Ялту, к тому режиссеру, что снимал фильм. Я попросил его, замирая от робости, напечатать мое имя в картине, может какой моряк прочтет и помянет добрым словом.

В ответ услышал, что я просто бутафор, а в картине и так упоминается почти 40 имен. И невдомек было этому режиссеру, что не для славы я это просил. Просто очень уж хотел приохотить людей до моего парусного дела. И я все равно верю, что паруса мои «свое возьмут».
И еще один, «самый крымский» адрес писателя Константина Паустовского – Старый Крым.

Именно в Старом Крыму, по утверждению писателя, он нашел «место, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости».

6

… В Старый Крым его привело в 1934 году желание поклониться могиле Александра Грина, увидеть его домик, помочь вдове писателя Нине Николаевне. Они много лет переписывались. Вот отрывок одного из писем Константина Георгиевича к Нине Николаевне: «… Может быть, еще попаду в Старый Крым, - для меня этот городок полон какой-то особой привлекательности после того, как в нем жил Александр Степанович…».

Этот писатель-романтик оказал сильное влияние на формирование духовного мира молодого Паустовского. Именно ему Нина Николаевна с полным доверием передала все архивы мужа.

1

Константин Паустовский много сделал для «возвращения» в литературу писателя – романтика, Александра Грина участвовал в спасении его домика, добивался издания его произведений.

2

Вспоминаются широко известные слова Константина Георгиевича: «Если бы Грин умер, оставив нам только одну поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».

3

В своей статье «Жизнь Александра Грина» Паустовский писал: «… Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, - землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран».