Файл: Практическая работа 1 по дисциплине Психологопедагогические основы учебной деятельности План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
Практическая работа №1
по дисциплине: «Психолого-педагогические основы учебной
деятельности»
План
1. Значение лекции как основы учебной деятельности.
2. Особенности лекционной формы обучения.
3. Основные функции вузовской лекции: информативная, ориентирующая, стимулирующая, методологическая, развивающая и воспитывающая.
4. Работа студента на лекции.
5. Формирование умений правильного конспектирования и технического оформления записей.
6. Приемы эффективного слушания.
7. Трудности слушания.
8. Осмысление и переработка информации для записи.
9. Процесс записывания лекции.
10. Составление конспекта лекций.
11. Подготовка студента к предстоящей лекции.
12. Приемы сокращения и свертывания.
13. Закрепление материала в последующей работе.
Лекция как основа самостоятельной учебной работы
Значение лекции как основы учебной деятельности.
Слово «лекция» происходит от латинского «lection – чтение. Лекция - главное звено в системе организационных форм обучения в вузе. Ее цель - формирование ориентировочной основы учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на усвоение знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине.
Лекция - очень эффективная форма систематического, живого, непосредственного контакта всего богатства личности преподавателя с внутренним миром студента. Известный ученый-педагог В.И.Загвязинский отмечает: «Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладание ценностями, смыслами, а не просто информацию; он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности». [1, с. 56]
Особенности лекционной формы обучения.
Лекция, где изучаются основы теории того или иного учебного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Прежде всего это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обладающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсеналом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.
Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882—1937): «Существо лекции- непосредственная научная жизнь, совместное со слушаниями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция - это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности».
Основные функции вузовской лекции.
Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции:
- информативную,
- ориентирующую,
- стимулирующую,
- методологическую,
- развивающую,
- воспитывающую.
Информационная- передача новой информации, учебного материала,
научных знаний.
Ориентирующая - вхождение в науку и будущую профессию, знакомство с учебной дисциплиной, постановка научных и прикладных проблем, требующих дальнейшей разработки.
Стимулирующая- побуждение к самостоятельному изучению предмета, научно-исследовательской работе, самообразованию и профессиональному становлению.
Методологическая- дается представление о методологии науки, методах и методиках исследования.
Развивающая - развитие мышления, речи, памяти, специальных способностей.
Воспитательная - осмысление и принятие ценностей, формирование мировоззрения, отношений посредством содержания изучаемого материала, общения с лектором- преподавателем.
Лекция в современном высшем образовании должна дать, главным образом, основные установки на самостоятельную работу или подытожить самостоятельное изучение темы студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать полученные на основе самостоятельной работы знания, систематизировать накопленную информацию и на ее основании сделать определенные выводы. [2, с. 23]
Работа студента на лекции.
Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Умение эффективно слушать. Студенту необходимо быть готовым к лекции и ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.
Эффективность познавательной деятельности студента при слушании всецело зависит от направленности его внимания. Внимание обусловлено единством субъективных и объективных причин. В зависимости от действия этих причин оно может быть непроизвольным, т.е. возникает помимо сознательного намерения человека, и произвольным, сознательно регулируемым, направляемым. Несложно установить, что при слушании лекции проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже в условиях внешних помех. Работа студента на лекции - сложный процесс, включающий в себя слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись).
Слышать и слушать - не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились.
Трудности слушания
Слышание на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от слышания речи и кончая оценкой сказанного. Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.
1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, у слушающего достаточно времени, чтобы отвлечься от разбираемой темы.
2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.
3. "Антипатия" к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой.
4. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем. Мысли заняты формулированием комментариев.
На основе перечисленных трудностей слушания у некоторых людей вырабатываются дурные привычки, затрудняющие установление контакта с выступающим:
- повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;
- привычка слушать выступающего, не глядя на него (хорошие ораторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой);
- повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т. д.);
- поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего;
- отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;
- показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами.
Приемы эффективного слушания
Что же нужно, чтобы процесс слушания стал эффективным?
Каждый слушатель должен разделять ответственность за качество общения с говорящим. Лектор отвечает за эффективность выступления, а аудитория - за эффективность слушания. Нужно приучиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Основная установка здесь - не поддаться соблазну отвлечься и не дать воли посторонним мыслям. Для этого необходимо постоянно или периодически поддерживать усилием воли свой настрой "на одной волне" с лектором. Не последнюю роль в данном случае может сыграть мысленный диалог с самим собой, направленный на осознание реальной значимости настоящего момента для своего ближайшего и далекого будущего, представление позитивного или негативного результата сегодняшней деятельности или безделья. Также полезно бывает вспомнить о своих потерях в рабочем времени - за день, неделю, месяц, семестр (хотя бы раз такой подсчет следует произвести). Уже само это может создать у вас рациональную деловую установку. Хорошим подспорьем к ней служит умение непосредственно управлять своим состоянием (приобретается в занятиях аутотренингом).
Несколько советов по оптимизации процесса слушания:
1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты. Для этого необходимо обращать внимание на вводные слова, словосочетания, фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, выводам и обобщениям.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего. Стараясь представить материал обобщенно, мы готовим надежную базу для экономной, свернутой его записи. Делать это лучше всего по этапам, ориентируясь на момент логического завершения одного вопроса (подвопроса, тезиса и т. д.) и перехода к другому.
3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствии такого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадывание дальнейшего содержания. С каждым случаем удачи улучшается усвоение и запоминание отдельных положений выступления. Однако даже при неудачах в подобных попытках качество восприятия выступления, тем не менее, повышается, так как сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего. (Эффект сравнения и контраста широко известен в обучении.) Таким образом, опережение речи говорящего является не только одним из средств "настройки на волну" выступления, но и способом его осмысливания и первичного запоминания.
4. Постоянная готовность слушать выступление до конца. Когда известно, что предстоит слушать длинное выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стоит. Именно здесь следует "поработать" над своей установкой (создать правильную мотивацию) по примеру способов, оговоренных выше (мысленный диалог, управление своим состоянием и т. п.).
Выполнение данных рекомендаций требует от студента систематической тренировки.
Формирование умений правильного конспектирования и технического оформления записей
Основное отличие конспекта от текста - отсутствие или значительное снижение избыточности, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры - очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной - одно из основных требований к конспектирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции: