Файл: Понятие и структура рыночной экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная/очно-заочнная



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Понятие и структура рыночной экономики»

Группа ММ20ГУ161
Студент
В.Ю.Вирченко

Преподаватель
Е.Г.Ефимова

МОСКВА 2023г.


Понятие и структура рыночной экономики

  1. Понятие



Рыночная экономика-это экономическая система, при которой ценообразование и большинство экономических решений основываются на взаимодействии клиентов и предприятий, путём добровольных сделок согласно законам спроса и предложения.

  1. Признаки



Рыночную экономику можно узнать по следующим признакам:


  • экономическая свобода граждан;

  • неприкасаемость частной собственности;

  • устойчивость национальной денежной единицы;

  • эластичность и колебание цен, но это происходит относительно стабильно;

  • разнообразная экономическая деятельность на рынке;

  • лишь рынок определяет спрос и предложение;

  • на рынке частные организации играют главную роль, а государство второстепенную;

  • самый главный потребитель это не государство, а население, т. к. основной капитал находится у людей;

  • распределение капитала за товары/услуги происходит без принуждения;

  • конкуренция на рынке определяет какие фирмы прибыльны, а какие нет (и поэтому они закрывают свою деятельность);

  • несуществование монополий




  1. Особенности рыночной экономики



Особенности:


  • свобода выбора где производить, кому продавать и у кого покупать на свободном рынке; люди и предприятия ограничены лишь ценами / капиталом в их наличии;

  • разные виды частной собственности можно заключить сделку на покупку, продажу или аренду;

  • существование конкуренции помогает эффективно распределять товары/услуги и заставляет удерживать цены на низком уровне;

  • рыночная система ценообразования цены изменяются в соответствии с законами спроса и предложения;

  • личные интересы как мотивация — каждый пытается купить подешевле и продать подороже;

  • ограниченная роль правительства — правительство может защитить рынки, может гарантировать, что никто ими не манипулирует или наказывать монополии.

  1. Структура рыночной экономики




Исследование структуры рыночной экономики облегчается выработкой основных критериев, в

соответствии с которыми выделяются основные ее подсистемы. Целесообразно рассматривать структуру рыночной экономики исходя из следующих основных критериев:


  1. экономическое назначение элементов;

  2. территориальные границы и масштабы товарно-денежных потоков;

  3. отрасли формирования купли-продажи;

  4. тип конкуренции;




  1. соотношение спроса и предложения;

  2. характер продаж;

  3. соответствие действующему законодательству;

  4. степень зрелости рыночных отношений.



По экономическому назначению объектов рыночных отношений в рыночном хозяйстве выделяются три относительно самостоятельных крупных сектора:


  1. рынок товаров и услуг,

  2. рынок рабочей силы,

  3. денежный рынок


Рынок товаров и услуг, в свою очередь, включает рынки:





  • предметов потребления;

  • услуг (производственного и непроизводственного назначения);

  • средств производства (машин и оборудования, топлива, минерального сырья и т.п.);

  • информации и научно-технических разработок;

  • технологий и ноу-хау;

  • проектных и подрядных работ; военной продукции и др.


Рынок труда включает:





  • биржи труда

  • систему переподготовки рабочей силы и др.


Денежный рынок охватывает:





  • рынок денег (собственно денежный рынок)

  • финансовый рынок (ссудный, инвестиций, ценных бумаг, страховой)

  • валютный рынок


По территориальным границам и масштабам товарно-денежных потоков различают рынки:





  • местный пределах микрорайона, города, села)

  • региональный

  • национальный (внутренний)

  • мировой (внешний)



В отраслевом аспекте рыночное хозяйство предстает как совокупность нефтяного, автомобильного, компьютерного, зернового и других рынков.

По типу конкуренции наряду с рынком свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности, выделяют рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на
рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По соотношению спроса и предложения различают рынок покупателя и рынок продавца.

Рынок покупателя ситуация на рынке, когда предложение производителей и цродавцов товаров и услуг превышает спрос потребителей-покупателей на них по существующим ценам, в результате чего цены падают.

Рынок продавца ситуация на рынке, когда продавцы имеют преимущество, поскольку потребности покупателей приобретать что-либо по предложенным ценам превышают возможности продавцов по насыщению рынка, т.е. спрос превышает предложение.

По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
В правовом аспекте (по соответствию или несоответствию действующему законодательству) рынки классифицируются на легальные (официальные) и нелегальные (теневые).

По степени зрелости рыночных отношений различают развитой рынок и неразвитой (формирующийся)

рынок.