Файл: Корень орган почвенного питания, его строение и значение. Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корень- орган почвенного питания, его строение и значение.

Цель урока: Сформировать понятие о корне как о вегетативном органе.

Образовательные задачи: Создать условия для усвоения знаний о:

Видах корней – уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;

Типах корневых систем – сравнивать корневые системы однодольных и двудольных растений;

Значении корней.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования коммуникативных, кооперативных и информационных учебных умений;

Развивающие задачи: создать условия для формирования и развития умений:

Сравнивать биологические объекты;

Классифицировать, обобщать;

Выделять главное;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Форма организации учебной деятельности.. Работа с текстами учебника, гербариями. Оформление схем и таблиц в тетради.

Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный, наблюдение.

Оборудование: гербарии растений с различными типами корневых систем.

Ключевые слова и понятия: корень: виды корней (главный, боковые, придаточные), типы корневых систем (стержневая, мочковатая); значение корня.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Приветствие.




Проверка выполнения домашнего задания

Давайте вспомним: о чем мы говорили на предыдущих уроках:

- Как называется изучаемая нами глава?

-Какие органы растения вы помните?

- «Органы растений»

- Побег (листья, почки, стебель), корень, плод, цветок, семя.

Подготовка к работе на основном этапе

Недавно у моей знакомой девочки случилась беда. На день рождения ей подарили редкий вид орхидеи. Цветок был таким красивым, что затмевал невзрачный горшочек. И она решила его пересадить. Купила подходящий горшок и соответствующую почву. Извлекла растение из старого горшка и посадила его в новый. Через несколько дней растение погибло. Девочка очень сильно расстроилась и до сих пор не может понять, как такое могло произойти?

- Как вы думаете, в чём причина?

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о корнях растений.

- Что бы вы хотели выяснить про корень- Как бы сформулировали тему урока?

- При пересадке у растения была повреждена корневая система. И растение без корней не выжило.

-Ученики рассказывают о значении корней.

- Определяют задачи урока:

1. что такое корень?

2. какие функции выполняет корень?

3. Какими бывают корни?

4. Что такое корневые системы?

-Формулируют тему урока «Корень. Корневые системы» .

Усвоение новых знаний и способов действий

-Давайте попытаемся сформулировать что такое корень на основании тех знаний, которые вы имеете.

Задача: исследователи вырастили в теплице рожь и измерили длину корней одного растения, она оказалась равной 600 км. За сутки корневая система удлиняется на 5 км. Для чего это необходимо. Зачем растению такое большое количество корней?

-Мы сможем это понять, выяснив функции корня.

Используя материал на листах №2 и собственные знания выполните задание №1 в рабочих листах, запишите все функции корня.

Вывод: так зачем же растениям огромная длинна корневой системы (увеличивает поверхность всасывания воды и минеральных веществ)

- Записывают: Корень - это вегетативный подземный орган растения

- Составляют кластер в тетрадях: Функции корня:

1. Закрепляет растение в почве

2. Эффективно поглощает из нее воду с минеральными веществами, т.е. отвечает за почвенные питания

3. Используют для вегетативного размножения

4. Запасает минеральные вещества

5. Корни укрепляют почву, делают ее рыхлой

6. Корни отмирают, перегнивают, при этом улучшается структура почвы.

7. Источник питания для бактерий и наземных организмов.

Первичная проверка понимания изученного

- Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И для выполнения всех этих функций существует несколько видов корней. Давайте их рассмотрим.

- Самым первым у растения образуется главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными.

- Узнав какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются.

- Ребята, я хочу задать вам такой вопрос: в начале лета садоводы окучивают некоторые овощи, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля. Кто из вас скажет, зачем они это делают? (увеличение количества придаточных корней, а значит увеличение поверхности всасывания)

- Читают учебник и заполняют схему: Виды корней

Вид корня

Из чего возникает?

главные

развивается из зародышевого корешка

боковые

отходят от главного и придаточного

придаточные

образуются на стеблях

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются.

Контроль знаний и способов действия

- Мы выяснили, что корней у растения много. Совокупность всех корней растения называют корневой системой.

- Различают два типа корневых систем: 1) если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система; 2) если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например, щавель, морковь, свекла и др.

мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

- Какие типы корневых систем различают?

- Чем они отличаются?

- Чем схожи?

- Записывают: Совокупность всех корней растения образует корневую систему


Подведение итогов занятия

Итак, наш урок подходит к концу, и я попрошу вас ответить на вопросы:

- Вернёмся к плану (обсуждаем результаты урока)

Участвуют в беседе.

Рефлексия

Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.

Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.

Похвалите себя!

Рисуют и показывают учителю

Д/з

Обязательное: параграф №7

Творческое задание со свободным выбором:

  • составить кроссворд;

  • сочинить загадки о корнях, корневых системах;

  • приготовить краткое сообщение на тему «Видоизмененные корни».

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание в дневники.



Лабораторная работа. “Типы корневых систем”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

1.Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Отберите растения со стержневой корневой системой.

3. Отберите растения с мочковатой корневой системой

4. Заполните таблицу.

Название растения  

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

1.







2.







Вывод:

5. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.